Приоритетные направления исследований для аспирантов
Аспиранты и магистранты принимаются в центры Института образования по следующим приоритетным направлениям:
Темы для получения грантовой поддержки (в рамках проектов в различных подразделениях Института образования) (DOCX, 27 Кб)
Центр исследований современного детства (подробнее здесь)
Контактное лицо: Александра Бочавер, abochaver@hse.ru
- Психологическое благополучие учащихся в цифровом веке
-
Онлайн-поведение детей и подростков
- Неравенство, дифференциация и дискриминация в цифровом веке
- Практики конструирования детства и ребенка в СМИ
- Самостоятельность современного подростка: траектории развития
- Родительский контроль (в т.ч. за онлайн-поведением) и пространство поддержания детской автономии
- Практики секретности и автономия подростков
- Школьный климат и различные его аспекты и их влияние на благополучие/неблагополучие ребенка (буллинг, конфликты, прогулы, утрата учебной мотивации и т.п.)
- Влияние характеристик среды на раннее развитие ребенка
- Изучение родительских практик
- Психологические особенности и закономерности развития в раннем возрасте и социокультурная среда XXI века (приглашенный научный руководитель -Николай Вересов, профессор Университета Монаша, Австралия)
Центр социологии культуры (подробнее здесь)
Контактное лицо: Дмитрий Куракин, dmitry.kurakin@hse.ru
- Культурные факторы образовательного выбора в контексте неравенства.
- Культурные, институциональные и социоэкономические факторы выхода на рынок труда.
- Нарративы образовательного выбора и взросления.
- Классовая культура, мобильность и карьерно-образовательный выбор.
- Роль образов успешности, «достойной жизни» и других культурных образцов в формировании образовательной и профессиональной траектории.
- Культурные факторы и механизмы принятия образовательных решений на разных этапах траектории (в 9 классе, в 11 классе).
- Образовательный выбор и неравенство в условиях общества риска и позднего модерна.
Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского (подробнее здесь)
Контактное лицо: Косарецкий Сергей Геннадьевич, skosaretski@hse.ru
- Дифференциация территориальных систем образования: проявления на различных уровнях образования, факторы, подходы к типологизации
- Трансформация советской школы и дополнительного в постсоветских странах. Исследование транзитного периода
- Механизмы воспроизводства и формирования социального неравенства в общем дополнительном (неформальном) образовании детей
- Развитие неформального сектора образования для детей, в т.ч. он-лайн образование, Edutainment
- Экосистемы образования, “распаковка школы”, практики образования за пределами образовательных организаций
- Социальный капитал школы, взаимодействие школы и местного сообщества, семей, социальное партнерство, сетевое взаимодействие
- Стратегии участия семей в общем и дополнительном образовании: особенности в различных группах, тенденции и факторы изменений
- Улучшение качества образования в школах, работающих в сложных социальных условиях
- Формирование экологической грамотности в дополнительном образовании
- Профилактика и коррекция трудностей в обучении, обусловленных социальными (контекстными) факторами
- Территориальная мобильность в общем образовании
- Образование детей мигрантов
- Проектная и исследовательская деятельность школьников, проектное обучение и обучение через открытия
Центр психометрики и измерений в образовании (подробнее здесь)
Контактное лицо: Екатерина Орел, eorel@hse.ru
- Роль социального и эмоционального развития/некогнитивных навыков в образовательном процессе
- Эффективность мероприятий, направленных на развитие социальных и эмоциональных навыков детей и подростков
- Измерение процессов узнавания лиц и распознавания эмоций и их когнитивные и некогнитивные предикторы в школьном возрасте
- Автоматическое оценивание ответов на задания с помощью алгоритмов машинного обучения
- Использование данных различной природы, в том числе, цифровых следов, для анализа цифровых измерительных инструментов
- Изучение связи между интерфейсом измерительного инструмента и его психометрическими свойствами
- Автоматическая генерация заданий, обладающих заранее заданными психометрическими характеристиками
- Разработка обучающих систем, основанных на оценивании (assessment as learning)
- Использование дополнительной информации (в том числе времени ответа) для повышения точности оценивания и/или улучшения психометрических характеристик цифровых инструментов
- Разработка и валидизация инструментов измерения универсальных компетентностей (цифровая грамотность, ИК компетентность, 4К)
- Разработка и валидизация инновационных инструментов измерения в образовании, измерение прогресса
- Психометрические проблемы инновационных инструментов оценивания в образовании
- Разработка и валидизация инструментария оценивания навыков критического мышления студентов вузов
- Обоснование сопоставимости шкал и возможности проведения межстрановых сравнений при проведении международных сравнительных исследований в образовании
- Психометрические проблемы массовых процедур тестирования (деятельность экспертов, установление пороговых баллов, параллельность вариантов и др.)
- Психометрическое моделирование поведения респондентов в когнитивном тестировании (анализ точности и времени ответов, анализ эффекта порядка предъявления заданий, анализ speed-accuracy trade-off)
- Методология оценивания прогресса и изменений в лонгитюдных исследованиях и кросс-секционных исследованиях образовательных достижений, когнитивного и некогнитивного развития (модели роста, анализ латентных классов, квази-экспериментальные методы)
- Методология оценивания трудностей в обучении и выделения групп детей со специфическими трудностями в математике и чтении в начальной школе
- Оценка индивидуальных траекторий и прогресса детей с трудностями в обучении
- Оценка эффектов композиционных характеристик класса (гетерогенность класса, средняя успеваемость класса, средние показатели социально-экономического статуса и т.п.) на академическое и неакадемическое развитие школьников (эффект гетерогенности класса, эффект “Большой лягушки в маленьком пруду” и т.п.)
- Исследование формирования и развития математических компетенций и навыков работы с количественной информацией в начальной школе
- Разработка концептуальной и теоретической моделей измерения универсальных и профессиональных компетенций студентов вузов»
- Разработка инструментов измерения универсальных и профессиональных компетенций студентов вузов в методологии Evidence-Centred Design
- Проведение исследований развития универсальных и профессиональных компетенций студентов вузов (в том числе, сравнительных межстрановых)
- Выявление контекстных факторов, определяющих формирование и развитие компетенций у студентов вузов
Лаборатория инноваций в образовании (подробнее здесь)
Контактное лицо: Диана Королева, dkoroleva@hse.ru
- Модели (практики) взаимодействия несистемных (низовых) инноваций с формальной системой образования.
- Исследование факторов успешности и выживаемости низовых образовательных инноваций
- Диффузия и масштабирование низовых инноваций в области образования
- Исследование трендов в образовании с помощью Machine Learning.
- Environmental scanning: детектирование, анализ и моделирование слабых сигналов в образовании как основа построения предсказательных моделей
- Изучение трансформационных процессов в системе образования: появление новых акторов, платформенность, инновационный динамизм
- Построение факторной модели изменения территориальных образовательных систем на основе экосистемного подхода
- Картирование нового образовательного ландшафта: структурное и функциональное разнообразие образовательного рынка и конкурентные стратегии
- Низовой динамизм в образовании: особенности развития и вклад в модернизацию образовательной среды
- Процессный подход к анализу инноваций в образовательных организациях
- Сопротивление и барьеры внедрения образовательных инноваций на индивидуальном и организационном уровнях
Лаборатория образовательного права (подробнее здесь)
Контактное лицо: Семен Янкевич, syankevich@hse.ru
1. Федерализм в образовании
- Федерализм в образовании в национальном и международном праве.
- Федерализм в образовании в сравнительных перспективах.
- Предмет совместного ведения в области политики и в области образования (возникающие конфликты и несоответствия).
- Лучшие практики федерального и регионального сотрудничества в области образовательной политики.
- Судебная практика федеральных и региональных судов по федерализму в образовании.
2. Право на образование
- Содержание права на образование (базовый уровень,гарантии образовательной мобильности и равенство доступа к образованию).
- Права человека и право на образование.
- Способы защиты права на образование.
- Правовое регулирование содержания образования.
- Права родителей в образовании.
- Роль международного права в национальном законодательстве об образовании.
- Обучение на протяжении всей жизни.
- Неформальное образование.
3. Неравенство в образовании
- Концепция равных возможностей в образовании.
- Препятствия в доступе к образованию.
- Равенство учащихся в учебном процессе.
- Правовые механизмы преодоления неравенства в образовании.
- Позитивные действия / Позитивная дискриминация.
4. Подотчетность и автономия
- Система управления учебной организацией и преподавательским составом.
- Участие в управлении образовательной организацией общественности и родителей.
- Государственное и негосударственное участие в системе подотчетности.
- Правовой статус преподавателей в национальных и сравнительных перспективах: права, обязанности и ответственность.
- Правовой статус директоров школ в национальных и сравнительных перспективах: права, обязанности и ответственность.
- Участие студентов в управлении образовательной организацией.
- Государственный контроль и надзор над образовательными организациями.
Центр социологии высшего образования (подробнее здесь)
Контактное лицо: Евгений Терентьев, eterentev@hse.ru
- Модели организации аспирантской подготовки и их эффективность
- Научное руководство аспирантами в российских вузах
- Студенческий опыт и факторы образовательных результатов студентов
- Педагогический дизайн в высшем образовании
Международная лаборатория оценки практик и инноваций в образовании (подробнее здесь)
Контактное лицо: Анастасия Капуза,akapuza@hse.ru
- Стратегии учителей по использованию диджитал-ресурсов в учебном процессе.
- Онлайн-обучение и его эффективность.
- Дистанционное обучение в вузах / колледжах.
- Взаимодействие преподавателей, учащихся и их родителей в цифровой среде.
- Особенности использования учителями различных цифровых инструментов в образовательном процессе.
- Экспериментальные и квазиэкспериментальные исследования инноваций в образовании.
- Неравенство в сфере цифровизации образования.
Лаборатория «Развитие университетов» (подробнее здесь)
Контактное лицо: Олег Лешуков, oleshukov@hse.ru
- Оценка эффективности и результативнсоти университетов и их вклад в социально-экономическое и инновационное развитие регионов.
- Сравнительное исследование доступности высшего образования и неравенства.
- Исследования региональной дифференциации в высшем образовании и роли университетов в развитие регионов.
- “Распаковка” высшего образования.
-
Вклад высшего образования в развитие общества
-
Маркетизация высшего образования
-
Изменения высшего образования в постсоветских странах
-
The contributions of higher education, including its role in generating public goods and common goods
-
Global rankings, and the role of metrics in policy thinking and institutional management
-
Global science and research, including relations between national and global science systems.
-
Cross-cultural and comparative studies in higher education
-
International student mobility and the international student experience
-
Students and student agency
Центр развития навыков и профессионального образования (подробнее здесь)
Контактное лицо: Федор Дудырев, fdudyrev@hse.ru
- Региональные системы среднего профессионального образования Российской Федерации: их типология и модели реструктуризации сети профессиональных образовательных организаций.
- Реформы в среднем профессиональном образовании Германии, Китая, Российской Федерации: сравнительный анализ.
- Международный показатели эффективности национальных систем СПО: подходы ОЭСР, Мирового банка, ЮНЕСКО, WorldSkills International и других международных организаций.
- Технологические инновации в системе среднего профессионального образования: российские и зарубежные практики.
- Профессиональная педагогика: ученичество, дуальное обучение, симуляторы и тренажеры в профессиональном образовании и подготовке.
Лаборатория исследований человеческого капитала и образования (подробнее здесь)
Контактное лицо: Павел Сорокин, psorokin@hse.ru
- Обучение предпринимательству в вузах: практики, результаты, эффекты
- “Агентность” (“активная самостоятельность”) как элемент человеческого капитала: теоретическая концептуализация и эмпирический анализ
- Измерение и оценка человеческого капитала: оценка эффективности современных практик, основанных на использовании цифровых технологий
- Структура человеческого капитала после 2020: переосмысление существующих типологий и эмпирическая проверка
Лаборатория проектирования содержания образования (подробнее здесь)
Контактное лицо: Тарас Пащенко, tpaschenko@hse.ru
- Сравнительная социология знания в школе: отражение в учебном плане социокультурных ценностей и задач социально-экономического развития общества и его идеологии, их влияние на определение обязательного ядра учебного плана и планируемых образовательных результатов, а также на соотношение обязательного для всех «ядра» и части, формируемой самостоятельно школами, учителями.
- Структурирование образовательных программ: выделение ключевых понятий и вопросов, «больших идей»; выделение умений и связь умений с ключевыми понятиями; формулирование образовательных результатов; принципы разворачивания понятий, умений, результатов по ступеням обучения. Приоритетные для центра области: обществознание, история, экономическая география; начальная школа.
- Эволюция понятия грамотности в современном мире, подходов к определению границы неграмотности (с учетом глобальных трендов, социальной и технологической трансформации общества и социальных процессов и т.д.).
- Проектирование образовательных программ, предполагающих развитие универсальных компетентностей и новой грамотности одновременно с изучением «традиционного» предметного знания.
- Педагогические практики реализации образовательных программ, структурированных относительно ключевых понятий и «больших идей» и ориентированных на овладение универсальными компетентностями и новой грамотностью.
- Воспроизводимые и масштабируемые принципы разработки учебных заданий, способствующих развитию универсальных компетентностей и новой грамотности на базе предметного контента.
- Проектирование практико-ориентированных программ подготовки педагогических кадров.
- Развитие профессиональной позиции учителя в системе педагогической магистратуры.
- Профессиональная культура учителя как предмет междисциплинарного исследования.
Центр финансово-экономических решений в образовании (подробнее здесь)
Контактное лицо: Кирилл Зиньковский, kzinkovsky@hse.ru
- Внутренние и внешние факторы изменения эффективности образовательных организаций.
- Динамика цен, зарплат, производительности труда в высшем образовании (на макроуровне или на микроуровне).
- Экономика онлайн образования в университетах: удается ли преодолеть баумолевскую болезнь издержек.
- Влияние эффективного контракта на результаты труда преподавательского состава образовательных организаций (качество преподавания, методической работы и научных исследований).
- Изменения в распределении ресурсов между образовательными организациями после введения нормативно-подушевого финансирования (в РФ, в отрасли, в регионе).
- Потребительский выбор семей в системе персонифицированного финансирования образовательных программ.
Лаборатория цифровой трансформации образования (подробнее здесь)
Контактное лицо: Иван Карлов, ikarlov@hse.ru
- Учебные симуляторы в системе технических средств обучения.
- Эволюция дидактической игры в эпоху цифровой трансформации образования.
- Проектная деятельность в системе дидактической игры.
- Образовательные видеоигры: теория и практика.
- Видеоигра в системе непрерывного образования.
- Игровые технологии как фактор трансформации содержания образования.
- Дидактический потенциал игры в реализации личносто-ориентированного подхода.
- Игровые технологии в процессе оптимизации учебно-материальной среды.
- Современные подходы к отбору игровых технологий в учебном процессе.
- Игровые технологии в работе с обучающимися с особыми образовательными потребностями.
- Роль игры в формировании субъект-субъектных отношений в образовательном процессе.
- Симуляционные технологии в образовании: анализ мирового и отечественного опыта использования.
- Игровая технология как технология формирования познавательных интересов учащихся.
- Игровые технологии как инструменты оценивания учебных результатов.
- Методическое сопровождение внедрения игровых технологий в образовательный процесс.
- Изучение и сравнительный анализ подходов к персонализации и алгоритмов ИИ, используемых на платформах электронного обучения (Aleks, Squirell AI Learning и др.)
- Трансформация образовательного процесса при использовании адаптивных образовательных инструментов и платформ.
- Изучение опыта организации образовательного процесса с использованием платформ электронного обучения с элементами ИИ.
- Сравнительный анализ стратегий цифровой трансформации организаций высшего образования в РФ и мире: основные подходы и элементы моделей цифровой трансформации.
- Исследование по возможностям и опыту использования управления на основе данных в деятельности вузов.
- Управление цифровой трансформацией образовательной организации.
- Изучение изменения опыта учителей при разработке и апробации новых моделей обучения.
- Прогнозирование/оценка возможного влияние перспективных ЦТ на методы и организационные формы учебной работы, а также изменение существующей/складывающейся стихийно системы образования в различных социальных условиях (мегаполис, город, пригород, село и т.п.)
- Изучение использования инструментов самооценивания цифровой трансформации при формировании стратегии управления образовательной организацией.
- Изучение инновационных педагогических практик в процессе цифровой трансформации.
- Изучение потенциала, опыта и результативности использования в учебном процессе ключевых цифровых технологий.
- Горизонтальные (сетевые) взаимодействия в образовательном процессе.
Лаборатория управления школой (подробнее)
Контактное лицо: Серёгин Константин Сергеевич, kseregin@hse.r
- Различные модели школ как объект проектирования и управления
- Управленческие практики создания, запуска новых школ
- Управление школой через управление образовательной программой
- Практики принятия управленческих решений на основании данных
- Физическая образовательная среда школы как объект управления
- Управленческая команда школы: функциональная структура деятельности, профили компетенций, профессиональные траектории
- Содержание программ профессионального развития директоров и членов управленческих команд школ
- Кадровая политика в общеобразовательных организациях
- Школьная организационная культура и уклад как объект управления
- Проектное управление в общеобразовательных организациях
Личные темы
Исак Давидович Фрумин, ifroumin@hse.ru
- Как образовательные организации работают с запросами рынка труда и реагируют на новые требования к человеческому капиталу
- Агентность, самостоятельность, инициатива как цель образования
- Неравенство в высшем образовании в постсоциалистических странах
- Заочное высшее образование – динамика развития и пути повышения эффективности
- Дидактика смешанного обучения в высшем образовании
- Скрытая учебная программа в университетах – что помимо учебного плана формирует образовательный опыт студентов
- Деградирующие школы
- Современные теории возрастных переходов и их приложение в практике организации школы
- Скрытая учебная программа в школах – что помимо учебного плана формирует образовательный опыт школьников
- Как меняется участие семьи в образовании
Евгений Дмитриевич Патаракин, epatarakin@hse.ru
- Учебная аналитика совместной деятельности
- Многоагентное моделирование совместной учебной деятельности
- Сетевой анализ коллективных действий над цифровыми образовательными объектами
- Формирование вычислительного мышления в средах создания игр и цифровых историй
Андрей Владимирович Ловаков,lovakov@hse.ru
- Изучение высшего образования как области исследований на основе анализа публикаций (библиометрический анализ)
- Гендерные различия в авторстве публикаций в журналах по высшему образованию
- Анализ развития науки в постсоветских странах
-
- Агенты на рынке высшего образования в условиях цифровизации: данные как основа анализа стимулов и стратегий
Илья Аркадьевич Прахов,iprahov@hse.ru
- Факторы межрегиональной доступности высшего образования (количественные и качественные исследования)
- Особенности введения эффективного контракта в российских вузах и его влияние на систему стимулов ППС
- Детерминанты отдачи от высшего образования
- Сигнальная функция высшего образования в России
Аббакумов Дмитрий Федорович, dabbakumov@hse.ru
- Учебная и психометрическая аналитика в цифровых учебных средах
- Измерения и оценивание в цифровых учебных средах
- Моделирование когнитивных процессов в цифровых учебных средах
- Методы машинного обучения и науки о данных в педагогических измерениях
Хархурин Анатолий Владимирович,akharkhurin@hse.ru
- Развитие креативных способностей через языковую практику
- Исследования факторов влияния многоязычной практики на развитие творческих способностей и разработка образовательной программы “Ключи к многоязычному, межкультурному и творческому образованию” (Plurilingual Intercultural Creative Keys, PICK).
Контактное лицо: Рудаков Виктор Николаевич, vrudakov@hse.ru
- Детерминанты заработной платы преподавателей вузов
- Совмещение учёбы и работы: мотивация, детерминанты и влияние на последующие результаты на рынке труда
- Влияние академической успеваемости на заработную плату после окончания вуза
- Сигнальная роль образования на рынке труда
- Работа по профилю полученной специальности: детерминанты и влияние на заработную плату и удовлетворённость работой
Лаборатория цифровых технологий в образовании ООО Сберобразование
Работа под руководством к. псих. н. Павла Аркадьевича Сергоманова.
- Психолого-педагогические модели, обеспечивающие снижение неуспешности разных групп студентов и учащихся в процессе обучения.
- Психолого-педагогические модели, обеспечивающие индивидуальный прогресс учащихся при сохранении субъективного благополучия в процессе обучения.
- Создание образовательных программ, ориентированных на развитие «мягких навыков», на прогресс в понимании и мышлении, без обесценивания «жестких навыков», знаний по предметам и специальностям.
- Воспитание самостоятельности и ответственности учащихся в условиях цифровой социализации. Управление цифровой социализацией школьников.
- Изменения в процессах учения и обучения в условиях цифровой трансформации образования.
- Влияние цифровой трансформации образования на самочувствие/благополучие ребенка/студента?
- Влияние цифровой трансформации образования на развитие эмоциональных и когнитивных навыков ребенка/студента?
По вопросам научного сотрудничества с Лабораторией цифровых технологий ООО СберОбразование можно обращаться к Бысик Надежде Викторовне, n.bysik@sbereducation.ru
Карданова Елена Юрьевна, ekardanova@hse.ru
- Изучение динамики гетерогенности учащихся в начальной школе: отслеживание движения учащихся от групп риска до групп лидеров
Королева Диана Олеговна, dkoroleva@hse.ru, Коршунов Илья Алексеевич, ikorshunov@hse.ru, Терентьев Евгений Андреевич, eterentev@hse.ru
- Экспериментальная оценка практик повышения эффективности дистанционного и онлайн-образования
- Сравнительный анализ образовательного неравенства в основном и дополнительном образовании детей на постсоветском пространстве
- Литература и общество: цифровая платформа СОЦИОЛИТ
- Образовательные и профессиональные траектории в России (одиннадцатая волна)
Орел Екатерина Алексеевна
- Изучение динамики гетерогенности учащихся в начальной школе: отслеживание движения учащихся от групп риска до групп лидеров
- Институты и рынки в меняющемся мире: новые стратегии экономических агентов в условиях существенных изменений институциональной среды и эффективность их регулирования, Агенты на рынке высшего образования в условиях цифровизации: данные как основа анализа стимулов и стратегий
- Прикладная этика