Приоритетные направления исследований для аспирантов
Уважаемые абитуриенты!
На второй волне набора 2023 года мы предлагаем список исследовательских проектов, которые приглашают к себе будущих аспирантов. Эти проекты одновременно отражают и приоритетные тематики исследований для второй волны набора этого года.
Чтобы заявиться в проект, необходимо связаться с контактным лицом проекта и обсудить возможность подготовки диссертации в рамках проекта. В идеале, если вы ознакомитесь с исследовательским полем по данной тематике и предложите исследовательский вопрос на которых хотите ответить в рамках диссертационного исследования, а также сопроводите письмо кратким рассказом о себе и своем исследовательском опыте.
В случае успешных переговоров, вы готовите план-проспект диссертационного исследования по теме проекта и договариваетесь о научном руководстве в случае вашего поступления в аспирантскую школу.
Аспиранты, которые будут готовить диссертационные исследования в рамках приоритетных проектов по договоренности имеют возможность трудоустройства. Но, хочу особо отметить, поступление в аспирантуру по теме проекта автоматически не гарантирует трудоустройства.
Центр социологии высшего образования (совместно с Проектно-учебной лабораторией моделирования и оценивания компетенций в высшем образовании и Лабораторией проектирования содержания образования)
Название проекта: Лонгитюдное исследование «Модели образовательного поведения студентов в их связи с показателями успешности»
Краткое описание проекта :
Лонгитюдное исследование моделей образовательного поведения студентов в их связи с показателями успешности проводится в девяти российских вузах. Цель исследования – изучение и типологизация способов взаимодействия студентов с образовательной средой российских университетов, анализ связи образовательного поведения и показателей успешности студентов. В рамках проекта мы собираем качественные и количественные данные, а также разрабатываем интервенции для повышения образовательной успешности студентов.
Исследование носит лонгитюдный характер и предполагает ежегодный сбор данных о студентах в течение 4 лет. Подробнее об идее исследования можно узнать по ссылке: https://stratpro.hse.ru/human-success/research_project.
Доступные данные:
1) Количественное исследование. В исследовании участвуют студенты 4 укрупненных направлений подготовки: компьютерные науки, инженерия, естественные науки, гуманитарные и социальные науки. В сентябре-декабре 2022 года студенты-первокурсники приняли участие в первой волне исследования. Оно состояло из теста на критическое мышление и анкеты. В анкету первой волны лонгитюдного исследования были заложены темы, прежде всего характеризующие опыт студентов до поступления в вуз, их установки в отношении обучения, а также ожидания и планы относительно образовательного поведения во время обучения в вузе. В анкету были включены вопросы, отражающие следующие темы: 1) Вуз и направление подготовки, 2) Опыт в школе, 3) Практики развития навыков в школе, 4) Поступление, 5) Ожидания от обучения, 6) Эпистемические убеждения, 7) Саморегуляция, 8) Майндсеты (модели мышления) и самоэффективность, 9) Здоровье, 10) Социальная поддержка, 11) Социально-демографические характеристики.
В 2023 году запланирована вторая волна исследования, в которую войдут две когорты студентов: второкурсники, которые приняли участие в исследовании в прошлом году, а также первокурсники, поступившие в университеты в 2023 году.
2) Качественное исследование. В сентябре-ноябре 2022 года было собрано 120 полуструктурированных интервью со студентами-первокурсниками из семи российских университетов. В инструментарий (гайд интервью) качественного исследования были заложены темы, описывающие опыт студентов до поступления в университет, их установки и убеждения, отношение студентов к высшему образованию, ожидания и первые впечатления от обучения в университете, а также социально-экономический бэкграунд семьи.
В 2023 году запланирована новая волна качественного исследования, планируется собрать 60 интервью со студентами.
Особые условия:
Команда проекта заинтересована в сотрудничестве с аспирантами, которые занимаются следующими темами: образовательное поведение, связь универсальных компетенций с успешностью студентов, учебная и внеучебная вовлеченность, здоровье и психологическое благополучие, интервенции в образовательное поведение. Мы будем рады и тем, кто работает с количественными данными, и тем, кого больше интересуют качественные данные. Существенным плюсом будет не только заинтересованность в теме проекта, но и опыт работы с лонгитюдными данными, а также опыт полевых социологических исследований и подготовки отчетных материалов для проектов.
Контактное лицо: Ксения Александровна Вилкова kvilkova@hse.ru
Название проекта : Развитие высшего образования в постсоциалистических странах в течение 30 лет переходного периода
Краткое описание проекта :
Исследовательский проект направлен на всестороннее изучение развития систем высшего образования в постсоциалистических странах за 30-летний период. В задачи входит понимание трансформаций, проблем и успехов, с которыми столкнулись системы высшего образования этих стран во время перехода от социалистических режимов к рыночно ориентированной экономике и новым политическим режимам. Проект призван открыть закономерности влияния политических, экономических и социальных изменений на высшее образование, определить основные движущие силы реформ, а также выделить возникающие тенденции и передовой опыт. В проекте будет представлен подробный анализ исторического контекста, динамики политики, институциональных изменений и социально-экономического воздействия на системы высшего образования.
Для достижения поставленных целей в исследовательском проекте будет использован подход, основанный на смешанных методах. Он будет включать в себя обширный обзор литературы, анализ политических документов и статистических данных для создания всеобъемлющего обзора систем высшего образования в постсоциалистических странах. Кроме того, будут проведены тематические исследования и интервью с ключевыми заинтересованными сторонами, включая политиков, администраторов университетов, преподавателей и студентов, для сбора подробной информации о проблемах и успехах реформ высшего образования.
В рамках этого проекта будут рассмотрены следующие области: развитие аспирантуры; студенческие организации; трансформация содержания образования; финансирование и механизмы финансирования (например, изучение изменений в моделях финансирования, государственно-частных партнерствах и их влияния на доступность, стоимость и качество высшего образования); студенческая мобильность и трудоустройство; обеспечение качества, а именно создание и развитие механизмов обеспечения качества, оценка их эффективности в обеспечении академических стандартов и повышении институционального качества; инновационные университеты и образовательные инновации; service learning.
Контактное лицо: Терентьев Евгений Андреевич, eterentev@hse.ru
Проект Центра социологии высшего образования
Название проекта : зеркальная лаборатория "Образовательная успешность студентов российских вузов" НИУ ВШЭ и Томского государственного университета
Краткое описание :
Данный проект направлен на анализ образовательной (не)успешности студентов российских вузов c точки зрения оценки масштабов успешности и неуспешности и связанных с ней факторов, выработать предложения по повышению образовательной успешности студентов. Подробнее по ссылке : https://ioe.hse.ru/obrazuspstud
Задачи проекта :
1) Оценить масштаб и выявить факторы образовательной (не)успешности студентов российских вузов;
2) Провести сравнительный анализ образовательной (не)успешности студентов- мигрантов и не мигрантов (внутрироссийских);
3) Оценить факторы образовательной неуспешности студентов, поступающих по олимпиадам;
4) Провести анализ образовательной (не)успешности студентов-первокурсников, выявить факторы, способствующие и препятствующие академической и социальной интеграции, адаптации студентов;
5) Разработать прогностические модели с использованием данных цифровых следов (в частности, данных социальных сетей) для предсказания образовательной (не)успешности студентов.
Доступные данные : Собраны два вида данных:
1) Нереактивные данные - административные данные НИУ ВШЭ (Москва) и Томского государственного университета о социально-демографических характеристиках студентов, информации об их поступлении (баллы ЕГЭ, основание для зачисления), информации об обучении в университете (успеваемость, данные об отчислении)
2) Реактивные данные – данные интервью с первокурсниками бакалавриата из четырех российских вузов. Сбор интервью проходил в ноябре-декабре 2021 года в онлайн-формате Гайд интервью состоял из следующих блоков вопросов: личная информация, опыт обучения в школе, интерес к точным предметам, переход “школа-вуз”, восприятие ценности высшего образования, влияние онлайн-формата на восприятие ценности высшего образования, ожидания от университета, социальная интеграция и новые связи, внеучебная деятельность студентов, общежитие, гендерные стереотипы, благополучие студентов.
Выборка исследования была сформирована по критериальному принципу. В исследовании приняли участие студенты четырех российских вузов, два из них с особым статусом, два - без. В каждом из вузов было проведено по 10 интервью. В качестве критериев отбора информантов внутри вузов были использованы следующие:
1. Обучение на одном из трех укрупненных направлений подготовки:
a. Гуманитарные и социальные (история, филология, психология)
b. Технические (информатика и вычислительная техника, математика)
c. Менеджмент и экономика.
2. В каждом вузе в выборку должны были попасть как минимум два студента, обучающихся на местах с оплатой обучения.
3. В каждом вузе в выборку должны были попасть как минимум два студента, проживающих в общежитии.
Сроки реализации проекта: 2021 -2023 гг. Планируется продление на 2023-2025 гг.
Контактное лицо : Горбунова Елена Васильевна, evgorbunova@hse.ru
Международная лаборатории оценки практик и инноваций в образовании
Название проекта : Образовательное поведение учащихся в ходе онлайн обучения и его измерение с помощью цифровых следов
Задачи проекта : разработка подходов к измерению различных характеристик обучающихся с использованием цифровых следов, разработка теоретических и эмпирических предсказательных моделей (включая ML) успешности обучения, поиск и реализация релевантных моделей для описания и поиска эффективных стратегий обучения в онлайн среде, оценка эффективности работы EdTech продуктов.
Доступны данные о пользователях нескольких онлайн школ – логи, результаты опросов, интервью, также ежегодно собираются новые данные.
Требования к кандидатам : Уровень английского не ниже Upper-Intermediate; владение базовыми методами статистического анализа данных и знакомство с одним из статистических пакетов (SPSS, Stata, R, Python); желателен опыт проведения количественных исследований на уровне знания регрессионного анализа.
Контактное лицо – Анастасия Васильевна Капуза akapuza@hse.ru
Центр Общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского
Название проекта: Вклад систем образования в формирование и развитие способности к проактивному действию: актуальное состояние и «окна возможностей» в сравнительной перспективе
Краткое описание:
В последнее время всё чаще обсуждается вопрос системного реформирования образовательного процесса, направленного на стимулирование инициативности, самостоятельности и креативности у обучающихся – на всех уровнях образования. На уровне высшего образования это проявляется прежде всего в области обучения предпринимательству, на уровнях основного, общего и дополнительного образования – в сфере поддержки проектной и творческой деятельности учащихся. Соответствующие дискуссии и связанные с ними практики, реализуемые в различных странах мира, пока фрагментарны и нуждаются в систематизации – в том числе, особый интерес для полевых исследований представляет сфера основного и дополнительного образования детей. Специалистами Центра Общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского совместно с коллегами из Центра развития навыков и профессионального образования впервые разработан инструментарий для оценивания проактивного действия детей и подростков в общем и дополнительном образовании, обеспечивающий возможность использования для различных выборок (разный возраст, различные образовательные инициативы и др.). Разрабатываются модели анализа и интерпретаций результатов, позволяющие соотносить выявленные виды и уровни с факторами, в т т.ч. образовательными практиками.
Цель исследовательского проекта - определить вклад систем образования в формирование и развитие способности к проактивному действию, с углубленным (на основе специального полевого исследования) анализом для сектора основного и дополнительного образования.
Проект предполагает проведение исследований факторов, условий, проявлений и типов проактивного поведения (агентности) школьников, а также их возможных эффектов. Основной исследовательский фокус направлен на роль систем образования, прежде всего системы дополнительного и неформального образования в формировании и развитии способности к проактивному действию.
В частности, планируется раскрытие таких позиций, как: зависимость проявлений проактивного поведения школьников от социально-экономического статуса семьи (как связан социально-экономический статус, прежде всего уровень образования матери с формированием различных типов проактивного поведения), взаимосвязь проактивного поведения (агентности) с академическими результатами в общеобразовательной школе и участием в различных практиках дополнительного образования, взаимосвязь различных стратегий родительского участия в образовании и видов совместной деятельности обучающихся и их родителей с формированием моделей проактивного поведения различных типов.
В результате получит дальнейшее развитие предложенная ранее междисциплинарная теоретическая модель «способности к проактивному действию» с учётом внутренних факторов (внутренние условия, установки, навыки, характеристики личности), внешних условий (факторы, поддерживающие проактивность: роль семьи, родителей, непосредственного социального окружения, барьеры, препятствия реализации агентности, включая формальные требования социальных структур), определяющих формирование действия, направленного на изменение социальной среды (структур).
a. Задачи проекта:
1) Провести углубленный анализ конкретных российских и, при возможности, зарубежных передовых кейсов образовательных организаций и программ и сформировать соответствующий список «образцовых примеров» (с точки зрения объективных прямых и косвенных индикаторов их вклада в формирование способности к проактивному действию) – сформированный на основе анализа в сравнительной международной перспективе
2) Сформировать список решений в области педагогических практик, педагогического дизайна, асессмента, а также институциональных решений, наиболее перспективных с точки зрения задачи формирования способности к проактивному действию в образовании (список решений будет составлен на основе сравнительного анализа)
3) Разработать типологию форм проактивного действия, проявляемого в среде сверстников, командной работе, в семье, в экономическом поле с учетом его различных возможных уровней
4) Исследовать взаимосвязь проявлений проактивного действия (в т.ч. различных типов) с академическими результатами в общеобразовательной школе
7) Подготовить описание особенностей формирования и проявления проактивного действия (в т.ч. различных типов) детей и подростков в зависимости от их вовлечённости в различные направленности дополнительного образования (физкультурно-спортивную, художественную, техническую, естественно-научную, и др.) в школе и вне школы;
8) Определить характеристику связи различных педагогических позиций (наставник и др.) с особенностями формирования и проявления проактивного действия детей и подростков
9) Провести оценку эффектов проявления различных типов проактивного действия, в том числе в части влияния на социальные структуры.
10) Исследовать личностные стратегии поведения в различных жизненных ситуациях во взаимосвязи с формированием и развитием способности к проактивному действию
b. Доступные данные:
1. Результаты опроса обучающихся в системе дополнительного образования Ярославской области, направленного на исследование эффектов дополнительного образования (4 603 респондента, 2022 год).
2. Результаты обследования родителей обучающихся в организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы для детей, выполненного в рамках Мониторинга экономики образования (2022 год).
3. База данных опроса обучающихся 1 класса (2 626 анкет, 2022 год), 4 класса (2 790 анкет, 2022 год) и родителей (3 723 анкет, 2022 год) лонгитюдного исследования факторов, влияющих на школьную неуспешность.
4. Результаты ряда опросов школьников, проведённых в 2023 году, вовлечённых в различные практики, потенциально способствующие формированию проактивного поведения (школьное самоуправление, инициативное бюджетирование, деятельность, связанная с предпринимательством, добровольческие (волонтёрские) инициативы).
5. Результаты опросов, проведённых в 2023 году, по изучению личностных стратегий поведения в различных жизненных ситуациях во взаимосвязи с формированием и развитием способности к проактивному действию
Сроки реализации проекта : 2023-2025 гг.
Требования к кандидатам:
Владение современными методами обработки и анализа социологических данных, в том числе методами математической статистики.
Контактное лицо: Гошин Михаил Евгеньевич mgoshin@hse.ru
Название проекта: Эффекты и издержки организации внешкольного времени детей в контексте развития человеческого капитала
Краткое описание: Дополнительное или неформальное (внешкольное) образование детей и подростков в последнее время стало объектом пристального внимания, как со стороны общества, так и со стороны государства. Растет рынок услуг дополнительного образования, увеличивается охват ими детей с дошкольного возраста, что отражает активность семей и рост их инвестиций, с одной стороны, и усилия государства, в том числе через реализуемые в этом секторе федеральные проекты. Потенциал внешкольного образования осознается исследователями и ведущими международными организациями (ЮНИСЕФ, ОЭСР), в том числе в контексте дискуссий об обновлении содержания образования, развитии навыков 21 века и универсальных компетентностей. Разнообразные эффекты отмечаются не только в формальных, структурированных, но и неформальных практиках, в т. ч. сочетающих обучение и досуг (эдьютейнмент). Внешкольное время, включающее как структурированную, так не структурированную деятельность, неформальные и информальные рассматривается как источник расширенного образовательного опыты (expanded learning), ресурс для наращивания культурного, социального капитала, например, через концепт резервного капитала, который может компенсировать социально-экономические характеристики ребенка и семьи. Исследование направлено на сбор и систематизацию данных о внешкольном времени ребенка, участии в кружках и секциях, а также об издержках семьи на организацию внешкольного времени.
Задачи проекта:
1) концептуализировать организованное и неформальное внешкольное время ребенка в контексте подходов к развитию человеческого капитала;
2) разработать инструментарий и провести исследование эффектов участия школьников во внешкольных (организованных и неформальных) практиках на академические результаты и развитие навыков с учетом социально-экономического статуса семей и территории, а также структуры внешкольного времени, форматов и времени занятий;
3) разработать модель оценки эффектов и издержек на внешкольное образование с учетом затрат времени ребёнка и ресурсов семьи, государства и бизнеса;
4) разработать инструментарий (на основе модели Heckman, 2016) для проведения исследования издержек на внешкольное образование с учетом затрат времени ребенка, ресурсов семьи и государства;
5) определить и описать структуру организованного и неформального времени ребенка;
6) на основе разработанного инструментария оценить издержки организованного и неформального внешкольного времени детей с учетом затрат времени ребенка, ресурсов семьи и государства.
Доступные данные: анкетирование детей 4-11 классов и родителей 1-11 классов, количество респондентов: 4500 детей и 4500 родителей из городской и сельской местности.
Сроки реализации проекта: 2023-2024 гг.
Контактное лицо: Сергей Геннадьевич Косарецкий skosaretski@hse.ru
Иван Юрьевич Иванов iyivanov@hse.ru
Название проекта: Формирование банка успешных проектов и программ по преодолению образовательной неуспешности.
Краткое описание:
a. Задачи проекта:
1. Сформировать банк описаний проектов и программ преодоления образовательной неуспешности, реализованных (реализуемых) в Российской Федерации (уровень общего образования) в последние годы для последующего использования органами, осуществляющими управление в сфере образования на федеральном уровне, в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях, общеобразовательных организациях.
2. Разработать и реализовать программу ДПО для преподавательских и управленческих кадров системы общего образования по вопросам преодоления образовательной неуспешности, опирающаяся на доказательную базу.
b. Данные будут собраны путем описания кейсов преодоления школьной неуспешности для дальнейшего продвижения доказательного подхода к разработке и реализации проектов и программ по преодолению образовательной неуспешности; сбор данных планируется на май – ноябрь 2023 года
Планируемые результаты проекта уникальны и не имеют аналогов в России. В РФ отсутствуют систематически собранные и описанные реальные случаи реализации проектов и программ по преодолению образовательной неуспешности, опирающиеся на доказательную базу. Собранная информация позволит планировать повышение квалификации управленческих и педагогических работников общеобразовательных организаций по вопросам преодоления образовательной неуспешности с опорой на доказательную педагогику.
Контактное лицо: Овакимян Елена Вячеславовна, eovakimyan@hse.ru
Наименование проекта : Трансформация общего и дополнительного образования в экс-советских странах
Краткое описание проекта: Начиная с 2016 года Центр проводит исследование динамики трансформации общего и дополнительного образования на пространстве бывшего Советского Союза.
Цель исследования - достоверно описать вариативность траекторий развития средней школы после распада СССР, включая анализ и сравнение различных эволюционных путей изменения в ходе преобразования единого культурного и геополитического пространства СССР.
В рамках проекта реализуется несколько направлений исследования:
1) Развитие внешкольного образования в странах бывшего Советского Союза.
В рамках проекта осуществляется изучение опыта и политик бывших советских республик в области реформирования внешкольного образования с целью реконструирования этих процессов, выявления и описания общих и уникальных черт развития систем дополнительного образования детей на постсоветском пространстве, выделения и анализа их институциональных характеристик.
2) Сравнительный анализ образовательного неравенства в основном и дополнительном образовании детей на постсоветском пространстве.
В рамках проекта исследуются внутренние и внешние институциональные характеристики систем общего и дополнительного образования на постсоветском пространстве с целью выявления общих и уникальных факторов, влияющих на образовательное неравенство в общем и дополнительном образовании детей в странах постсоветского пространства.
Задачи:
· Организовать сбор и систематизацию данных по основным параметрам образовательного неравенства в секторах основного и дополнительного (внешкольного) образования в постсоветских странах (данные статистики, международных исследований качества образования, нормативные и позиционные документы, публикации, кейсы, интервью с экспертами).
· Провести анализ динамики базовых показателей образовательного неравенства в основном и дополнительном образовании в постсоветских странах (сопоставление внутри группы стран, с другими странами).
· Изучить связь особенностей образовательного неравенства в основном и дополнительном образовании с внутрисистемными (особенности регулирования и организации основного и дополнительного образования) и внешними (социально-экономические и демографические характеристики, особенности пространственного развития и др.) факторами.
· Выявить особенности образовательной политики в постсоветских странах в контексте задач обеспечения равных образовательных возможностей в общем и дополнительном образовании.
Исследование осуществляется на данных:
- образовательной статистики стран постсоветского пространства, баз данных Всемирного банка, ЮНЕСКО, ОЭСР (в части международных сопоставительных исследований общего образования PISA, TALIS), а также данных международных сопоставительных исследований школьного образования PIRLS и TIMSS
- открытых данных о нормативно-правовых основаниях функционирования и развития общего и дополнительного образования в странах постсоветского пространства
- данных международных баз научных статей
- иных открытых данных об экономических и образовательных реформах в странах постсоветского пространства
Проект имеет лонгитюдный характер.
Более подробно о проекте и его результатах можно узнать на сайте: https://ioe.hse.ru/ds/postsovieteca
Требования к кандидатам :
- владение иностранным языком (предпочтительно английский язык) на уровне чтения и понимания источников на иностранном языке для сбора данных, подготовки обзоров и аналитики по результатам проекта
- владение навыками работы с MS Excel для подготовки и работы с базами количественных данных
- дополнительное преимущество: владение методами математической статистики
Предпочтительно полная занятость тематикой проекта и ориентация собственного исследования на тематические направления проекта, готовность к подготовке собственных научных публикаций по результатам проекта
Контактное лицо: Сергей Измаилович Заир-Бек, szair-bek@hse.ru
Проектно-учебная лаборатория «Молодежная политика»
Название проекта: Обучение служением в российском высшем образовании
Краткое описание: Начиная с сентября 2023 года в российском высшем образовании внедряется педагогический подход «Обучение служением» (service learning). Пилотный запуск предусматривает включение этого подхода в образовательный процесс более ста российских вузов. Несмотря на то, что обучение служением широко известно в мире и во многих аспектах подробно исследовано, в настоящее время нет научных данных о специфике его реализации в российских условиях. Методология исследования построена на смешанном дизайне и предполагает проведение количественных и качественных исследований различных групп респондентов (студентов, преподавателей, представителей общественности и т.п.), а также лонгитюдное исследование результатов обучения служением и анализ широкого круга документов, артефактов. В программе исследований исследуются аспекты, связанные с реализацией и воздействием этого метода обучения на студентов, университеты и общество.
Исследовательские вопросы:
1. Эффективность. Как обучение служением влияет на академические достижения студентов? Какие компетенции развиваются у студентов? Как обучение служением влияет на развитие гражданственности студентов?
2. Влияние на сообщества граждан и социальных партнеров. Как обучение служением влияет на жизнь сообществ? Какие факторы способствуют успешному взаимодействию университетов и некоммерческих организаций в рамках обучения служением? Какие препятствия возникают при установлении и поддержке долгосрочных партнерских отношений?
3. Организационные аспекты. Каким образом университеты внедряют обучение служением в образовательные программы и административные структуры? Как организованы процессы реализации и оценки обучения служением?
4. Содержание и методы обучения служением. Какие виды социальных проектов наиболее эффективны для достижения образовательных результатов и социального влияния? Какие практики (формы) проведения рефлексии наиболее эффективны для достижения целей обучения служением?
Ответы на эти и другие исследовательские вопросы позволят глубже понять и оценить воздействие обучения служением, а также разработать и внедрить наиболее эффективные практики и стратегии его реализации.
Контактное лицо: Владимир Никольский, vsnikolskiy@hse.ru