Аспирантская школа по образованию

Обучение очное (во время пандемии — дистанционное) и бесплатное, длится 3 года.

Аспирантура находится в Москве. По всем вопросам обращайтесь: tkanonir@hse.ru

 

Приоритетные направления исследований для аспирантов

Аспиранты и магистранты принимаются в центры Института образования по следующим приоритетным направлениям:

Темы для получения грантовой поддержки (в рамках проектов в различных подразделениях Института образования) (DOCX, 27 Кб) 

Центр исследований современного детства (подробнее здесь)

Контактное лицо: Александра Бочавер, abochaver@hse.ru

  • Психологическое благополучие учащихся в цифровом веке
  • Онлайн-поведение детей и подростков

  • Неравенство, дифференциация и дискриминация в цифровом веке
  • Практики конструирования детства и ребенка в СМИ
  • Самостоятельность современного подростка: траектории развития
  • Родительский контроль (в т.ч. за онлайн-поведением) и пространство поддержания детской автономии
  • Практики секретности и автономия подростков
  • Школьный климат и различные его аспекты и их влияние на благополучие/неблагополучие ребенка (буллинг, конфликты, прогулы, утрата учебной мотивации и т.п.)
  •  Влияние характеристик среды на раннее развитие ребенка
  • Изучение родительских практик
  • Психологические особенности и закономерности развития в раннем возрасте и социокультурная среда XXI века (приглашенный научный руководитель -Николай Вересов, профессор Университета Монаша, Австралия)

Центр социологии культуры (подробнее здесь)

Контактное лицо: Дмитрий Куракин, dmitry.kurakin@hse.ru

  • Культурные факторы образовательного выбора в контексте неравенства.
  • Культурные, институциональные и социоэкономические факторы выхода на рынок труда.
  • Нарративы образовательного выбора и взросления. 
  • Классовая культура, мобильность и карьерно-образовательный выбор.
  • Роль образов успешности, «достойной жизни» и других культурных образцов в формировании образовательной и профессиональной траектории.
  • Культурные факторы и  механизмы принятия образовательных решений на разных этапах траектории (в 9 классе, в 11 классе).
  • Образовательный выбор и неравенство в условиях общества риска и позднего модерна.

Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского  (подробнее здесь)

Контактное лицо: Косарецкий Сергей Геннадьевич, skosaretski@hse.ru

  • Дифференциация территориальных систем образования: проявления на различных уровнях образования, факторы, подходы к типологизации
  • Трансформация советской школы и дополнительного в постсоветских странах. Исследование транзитного периода
  • Механизмы воспроизводства и формирования социального неравенства в общем дополнительном (неформальном) образовании детей
  • Развитие неформального сектора образования для детей, в т.ч. он-лайн образование, Edutainment 
  • Экосистемы образования, “распаковка школы”, практики образования за пределами образовательных организаций
  • Социальный капитал школы, взаимодействие школы и местного сообщества, семей, социальное партнерство, сетевое взаимодействие
  • Стратегии участия семей в общем и дополнительном образовании: особенности в различных группах, тенденции и факторы изменений
  • Улучшение качества образования в школах, работающих в сложных социальных условиях
  • Формирование экологической грамотности в дополнительном образовании
  • Профилактика и коррекция трудностей в обучении, обусловленных социальными (контекстными) факторами 
  • Территориальная мобильность в общем образовании
  • Образование детей мигрантов
  • Проектная и исследовательская деятельность школьников, проектное обучение и обучение через открытия

Центр психометрики и измерений в образовании  (подробнее здесь)

Контактное лицо: Екатерина Орел, eorel@hse.ru

  • Роль социального и эмоционального развития/некогнитивных навыков в образовательном процессе
  • Эффективность мероприятий, направленных на развитие социальных и эмоциональных навыков детей и подростков 
  • Измерение процессов узнавания лиц и распознавания  эмоций и их когнитивные и некогнитивные предикторы в школьном возрасте 
  • Автоматическое оценивание ответов на задания с помощью алгоритмов машинного обучения
  • Использование данных различной природы, в том числе, цифровых следов, для анализа цифровых измерительных инструментов
  • Изучение связи между интерфейсом измерительного инструмента и его психометрическими свойствами
  • Автоматическая генерация заданий, обладающих заранее заданными психометрическими характеристиками
  • Разработка обучающих систем, основанных на оценивании (assessment as learning) 
  • Использование дополнительной информации (в том числе времени ответа) для повышения точности оценивания и/или улучшения психометрических характеристик цифровых инструментов 
  • Разработка и валидизация инструментов измерения универсальных компетентностей (цифровая грамотность, ИК компетентность, 4К) 
  • Разработка и валидизация инновационных инструментов измерения в образовании, измерение прогресса
  • Психометрические проблемы инновационных инструментов оценивания в образовании
  • Разработка и валидизация инструментария оценивания навыков критического мышления студентов вузов
  • Обоснование сопоставимости шкал и возможности проведения межстрановых сравнений при проведении международных сравнительных исследований в образовании
  • Психометрические проблемы массовых процедур тестирования (деятельность экспертов, установление пороговых баллов, параллельность вариантов и др.)
  • Психометрическое моделирование поведения респондентов в когнитивном тестировании (анализ точности и времени ответов, анализ эффекта порядка предъявления заданий, анализ speed-accuracy trade-off)
  • Методология оценивания прогресса и изменений в лонгитюдных исследованиях и кросс-секционных исследованиях образовательных достижений, когнитивного и некогнитивного развития (модели роста, анализ латентных классов, квази-экспериментальные методы)
  • Методология оценивания трудностей в обучении и выделения групп детей со специфическими трудностями в математике и чтении в начальной школе
  • Оценка индивидуальных траекторий и прогресса детей с трудностями в обучении
  • Оценка эффектов композиционных характеристик класса (гетерогенность класса, средняя успеваемость класса, средние показатели социально-экономического статуса и т.п.) на академическое и неакадемическое развитие школьников (эффект гетерогенности класса, эффект “Большой лягушки в маленьком пруду” и т.п.)
  • Исследование формирования и развития математических компетенций и навыков работы с количественной информацией в начальной школе
  • Разработка концептуальной и теоретической моделей измерения универсальных и профессиональных компетенций студентов вузов»
  • Разработка инструментов измерения универсальных и профессиональных компетенций студентов вузов в методологии Evidence-Centred Design
  • Проведение исследований развития универсальных и профессиональных компетенций студентов вузов (в том числе, сравнительных межстрановых)
  • Выявление контекстных факторов, определяющих формирование и развитие компетенций у студентов вузов

Лаборатория инноваций в образовании (подробнее здесь)

Контактное лицо: Диана Королева, dkoroleva@hse.ru

  • Модели (практики) взаимодействия несистемных (низовых) инноваций с формальной системой образования.
  • Исследование факторов успешности и выживаемости низовых образовательных инноваций
  • Диффузия и масштабирование низовых инноваций в области образования
  • Исследование трендов в образовании с помощью Machine Learning.
  • Environmental scanning: детектирование, анализ и моделирование слабых сигналов в образовании как основа построения предсказательных моделей
  • Изучение трансформационных процессов в системе образования: появление новых акторов, платформенность, инновационный динамизм
  • Построение факторной модели изменения территориальных образовательных систем на основе экосистемного подхода
  • Картирование нового образовательного ландшафта: структурное и функциональное разнообразие образовательного рынка и конкурентные стратегии
  • Низовой динамизм в образовании: особенности развития и вклад в модернизацию образовательной среды
  • Процессный подход к анализу инноваций в образовательных организациях
  • Сопротивление и барьеры внедрения образовательных инноваций на индивидуальном и организационном уровнях

 

Лаборатория образовательного права (подробнее здесь)

Контактное лицо: Семен Янкевич, syankevich@hse.ru

1. Федерализм в образовании

  • Федерализм в образовании в национальном и международном праве.
  • Федерализм в образовании в сравнительных перспективах.
  • Предмет совместного ведения в области политики и в области образования (возникающие конфликты и несоответствия).
  • Лучшие практики федерального и регионального сотрудничества в области образовательной политики.
  • Судебная практика федеральных и региональных судов по федерализму в образовании.

2. Право на образование

  • Содержание права на образование (базовый уровень,гарантии образовательной мобильности и равенство доступа к образованию).
  • Права человека и право на образование.
  • Способы защиты права на образование.
  • Правовое регулирование содержания образования.
  • Права родителей в образовании.
  • Роль международного права в национальном законодательстве об образовании.
  • Обучение на протяжении всей жизни.
  • Неформальное образование.

3. Неравенство в образовании

  • Концепция равных возможностей в образовании.
  • Препятствия в доступе к образованию.
  • Равенство учащихся в учебном процессе.
  • Правовые механизмы преодоления неравенства в образовании.
  • Позитивные действия / Позитивная дискриминация.

4. Подотчетность и автономия

  • Система управления учебной организацией и преподавательским составом.
  • Участие в управлении образовательной организацией общественности и родителей.
  • Государственное и негосударственное участие в системе подотчетности.
  • Правовой статус преподавателей в национальных и сравнительных перспективах: права, обязанности и ответственность.
  • Правовой статус директоров школ в национальных и сравнительных перспективах: права, обязанности и ответственность.
  • Участие студентов в управлении образовательной организацией.
  • Государственный контроль и надзор над образовательными организациями.

Центр социологии высшего образования (подробнее здесь)

Контактное лицо: Евгений Терентьев, eterentev@hse.ru

  • Модели организации аспирантской подготовки и их эффективность
  • Научное руководство аспирантами в российских вузах
  • Студенческий опыт и факторы образовательных результатов студентов
  • Педагогический дизайн в высшем образовании

Международная лаборатория оценки практик и инноваций в образовании (подробнее здесь)

Контактное лицо: Анастасия Капуза, akapuza@hse.ru

  • Стратегии учителей по использованию диджитал-ресурсов в учебном процессе.
  • Онлайн-обучение и его эффективность.
  • Дистанционное обучение в вузах / колледжах.
  • Взаимодействие преподавателей, учащихся и их родителей в цифровой среде.
  • Особенности использования учителями различных цифровых инструментов в образовательном процессе.
  • Экспериментальные и квазиэкспериментальные исследования инноваций в образовании.
  • Неравенство в сфере цифровизации образования.

Лаборатория «Развитие университетов» (подробнее здесь)

Контактное лицо: Олег Лешуков, oleshukov@hse.ru

  • Оценка эффективности и результативнсоти университетов и их вклад в социально-экономическое и инновационное развитие регионов.
  • Сравнительное исследование доступности высшего образования и неравенства.
  • Исследования региональной дифференциации в высшем образовании и роли университетов в развитие регионов.
  • “Распаковка” высшего образования.
  • Вклад высшего образования в развитие общества

  • Маркетизация высшего образования

  • Изменения высшего образования в постсоветских странах

Консультант Simon Marginson (Director ESRC/HEFCE Centre for Global Higher Education, Department of Education, University of Oxford):
  • The contributions of higher education, including its role in generating public goods and common goods

  • Global rankings, and the role of metrics in policy thinking and institutional management

  • Global science and research, including relations between national and global science systems.

  •  Cross-cultural and comparative studies in higher education

  • International student mobility and the international student experience

  • Students and student agency

Центр развития навыков и профессионального образования  (подробнее здесь)

Контактное лицо: Федор Дудырев, fdudyrev@hse.ru

  • Региональные системы среднего профессионального образования Российской Федерации: их типология и модели реструктуризации сети профессиональных образовательных организаций.
  • Реформы в среднем профессиональном образовании Германии, Китая, Российской Федерации: сравнительный анализ.
  • Международный показатели эффективности национальных систем СПО: подходы ОЭСР, Мирового банка, ЮНЕСКО, WorldSkills International и других международных организаций.
  • Технологические инновации в системе среднего профессионального образования: российские и зарубежные практики.
  • Профессиональная педагогика: ученичество, дуальное обучение, симуляторы и тренажеры в профессиональном образовании и подготовке.

Лаборатория исследований человеческого капитала и образования (подробнее здесь)

Контактное лицо: Павел Сорокин, psorokin@hse.ru

  • Обучение предпринимательству в вузах: практики, результаты, эффекты
  • “Агентность” (“активная самостоятельность”) как элемент человеческого капитала: теоретическая концептуализация и эмпирический анализ
  • Измерение и оценка человеческого капитала: оценка эффективности современных практик, основанных на использовании цифровых технологий
  • Структура человеческого капитала после 2020: переосмысление существующих типологий и эмпирическая проверка

Лаборатория проектирования содержания образования (подробнее здесь)

Контактное лицо: Тарас Пащенко, tpaschenko@hse.ru

  • Сравнительный анализ современных отечественных и зарубежных программ по словесности в основной и старшей школе.

  • Трансформация литературного образования в основной и старшей школе с конца 80-х годов по настоящее время.
  • Сравнительный анализ тенденций и траекторий развития школьных программ по литературе в основной и старшей школе в постсоветских странах после распада СССР.
  • Концептуально-ориентированное обучение: структурирование контента образовательных продуктов (курсов, программ) через выделение ключевых понятий и вопросов, «больших идей».
  • Подходы и инструменты разработки и систематизации образовательных результатов разных типов (предметных, метапредметных, личностных и др): таксономии, графы, матрицы.
  • Образовательная урбанистика (эргономика образовательных пространств города, эволюция образовательных пространств древних и современных городов, театр как образовательное пространство).
  • История педагогической культуры (история античной педагогики, история западноевропейской педагогики, история куррикулума, становление и развитие антропологических идей, становление и развитие  образовательного дискурса).
  • Воспроизводимые и масштабируемые принципы разработки учебных заданий, способствующих развитию универсальных компетентностей и новой грамотности на базе предметного контента.
  • Эволюция понятия грамотности в современном мире, подходов к определению границы неграмотности (с учетом глобальных трендов, социальной и технологической трансформации общества и социальных процессов и т.д.).  
  • Проектирование образовательных продуктов (упражнений, курсов, программ), направленных на развитие универсальных компетентностей (критического и креативного мышления, коммуникации и совместной работы, саморегуляции и самоорганизации) и новой грамотности (правовой, финансовой, экологической, грамотности в области здоровья,  естественнонаучной и других). 
  • Педагогические практики реализации образовательных программ, структурированных относительно ключевых понятий и «больших идей» и ориентированных на овладение универсальными компетентностями и новой грамотностью.
  • Сравнительная социология знания в школе: отражение в учебном плане социокультурных ценностей и задач социально-экономического развития общества и его идеологии, их влияние на определение содержания образования 

Центр финансово-экономических решений в образовании (подробнее здесь)

Контактное лицо: Кирилл Зиньковский, kzinkovsky@hse.ru

  • Внутренние и внешние факторы изменения эффективности образовательных организаций.
  • Динамика цен, зарплат, производительности труда в высшем образовании (на макроуровне или на микроуровне).
  • Экономика онлайн образования в университетах: удается ли преодолеть баумолевскую болезнь издержек.
  • Влияние эффективного контракта на результаты труда преподавательского состава образовательных организаций (качество преподавания, методической работы и научных исследований).
  • Изменения в распределении ресурсов между образовательными организациями после введения нормативно-подушевого финансирования (в РФ, в отрасли, в регионе).
  • Потребительский выбор семей в системе персонифицированного финансирования образовательных программ.

Лаборатория цифровой трансформации образования (подробнее здесь)

Контактное лицо: Иван Карлов, ikarlov@hse.ru

  • Учебные симуляторы в системе технических средств обучения.
  • Эволюция дидактической игры в эпоху цифровой трансформации образования.
  • Проектная деятельность в системе дидактической игры.
  • Образовательные видеоигры: теория и практика.
  • Видеоигра в системе непрерывного образования.
  • Игровые технологии как фактор трансформации содержания образования.
  • Дидактический потенциал игры в реализации личносто-ориентированного подхода. 
  • Игровые технологии в процессе оптимизации учебно-материальной среды.
  • Современные подходы к отбору игровых технологий в учебном процессе.
  • Игровые технологии в работе с обучающимися с особыми образовательными потребностями.
  • Роль игры в формировании субъект-субъектных отношений в образовательном процессе.
  • Симуляционные технологии в образовании: анализ мирового и отечественного опыта использования.
  • Игровая технология как технология формирования познавательных интересов учащихся.
  • Игровые технологии как инструменты оценивания учебных результатов.
  • Методическое сопровождение внедрения игровых технологий в образовательный процесс.
  • Изучение и сравнительный анализ подходов к персонализации и алгоритмов ИИ, используемых на платформах электронного обучения (Aleks, Squirell AI Learning и др.)
  • Трансформация образовательного процесса при использовании адаптивных образовательных инструментов и платформ.
  • Изучение опыта организации образовательного процесса с использованием платформ электронного обучения с элементами ИИ.
  • Сравнительный анализ стратегий цифровой трансформации организаций высшего образования в РФ и мире: основные подходы и элементы моделей цифровой трансформации.
  • Исследование по возможностям и опыту использования управления на основе данных в деятельности вузов.
  • Управление цифровой трансформацией образовательной организации.
  • Изучение изменения опыта учителей при разработке и апробации новых моделей обучения.
  • Прогнозирование/оценка возможного влияние перспективных ЦТ на методы и организационные формы учебной работы, а также изменение существующей/складывающейся стихийно системы образования в различных социальных условиях (мегаполис, город, пригород, село и т.п.)
  • Изучение использования инструментов самооценивания цифровой трансформации при формировании стратегии управления образовательной организацией.
  • Изучение инновационных педагогических практик в процессе цифровой трансформации.
  • Изучение потенциала, опыта и результативности использования в учебном процессе ключевых цифровых технологий. 
  • Горизонтальные (сетевые) взаимодействия в образовательном процессе. 

Лаборатория управления школой (подробнее

Контактное лицо: Серёгин Константин Сергеевич, kseregin@hse.r

  • Различные модели школ как объект проектирования и управления 
  • Управленческие практики создания, запуска новых школ
  • Управление школой через управление образовательной программой 
  • Практики принятия управленческих решений на основании данных 
  • Физическая образовательная среда школы как объект управления
  • Управленческая команда школы: функциональная структура деятельности, профили компетенций, профессиональные траектории 
  • Содержание программ профессионального развития директоров и членов управленческих команд школ
  • Кадровая политика в общеобразовательных организациях
  • Школьная организационная культура и уклад как объект управления 
  • Проектное управление в общеобразовательных организациях


Личные темы


Исак Давидович Фрумин
, ifroumin@hse.ru

  • Как образовательные организации работают с запросами рынка труда и реагируют на новые требования к человеческому капиталу
  • Агентность, самостоятельность, инициатива как цель образования
  • Неравенство в высшем образовании в постсоциалистических странах
  • Заочное высшее образование – динамика развития и пути повышения эффективности
  • Дидактика смешанного обучения в высшем образовании
  • Скрытая учебная программа в университетах – что помимо учебного плана формирует образовательный опыт студентов
  • Деградирующие школы
  • Современные теории возрастных переходов и их приложение в практике организации школы
  • Скрытая учебная программа в школах – что помимо учебного плана формирует образовательный опыт школьников
  • Как меняется участие семьи в образовании 


Евгений Дмитриевич Патаракин, epatarakin@hse.ru

  • Учебная аналитика совместной деятельности
  • Многоагентное моделирование совместной учебной деятельности
  • Сетевой анализ коллективных действий над цифровыми образовательными объектами
  • Формирование вычислительного мышления в средах создания игр и цифровых историй



 Андрей Владимирович Ловаков, lovakov@hse.ru

  • Изучение высшего образования как области исследований на основе анализа публикаций (библиометрический анализ)
  • Гендерные различия в авторстве публикаций в журналах по высшему образованию
  • Анализ развития науки в постсоветских странах
    • Агенты на рынке высшего образования в условиях цифровизации: данные как основа анализа стимулов и стратегий

 

Илья Аркадьевич Прахов, iprahov@hse.ru

  • Факторы межрегиональной доступности высшего образования (количественные и качественные исследования)
  • Особенности введения эффективного контракта в российских вузах и его влияние на систему стимулов ППС
  • Детерминанты отдачи от высшего образования
  • Сигнальная функция высшего образования в России


Аббакумов Дмитрий Федорович
, dabbakumov@hse.ru

  • Учебная и психометрическая аналитика в цифровых учебных средах
  • Измерения и оценивание в цифровых учебных средах
  • Моделирование когнитивных процессов в цифровых учебных средах
  • Методы машинного обучения и науки о данных в педагогических измерениях

 

Хархурин Анатолий Владимирович,akharkhurin@hse.ru

  • Развитие креативных способностей через языковую практику
  • Исследования факторов влияния многоязычной практики на развитие творческих способностей и разработка образовательной программы “Ключи к многоязычному, межкультурному и творческому образованию” (Plurilingual Intercultural Creative Keys, PICK).
Международная лаборатория институционального анализа экономических реформ (подробнее здесь)
Контактное лицо: Рудаков Виктор Николаевич, vrudakov@hse.ru
  • Детерминанты заработной платы преподавателей вузов
  • Совмещение учёбы и работы: мотивация, детерминанты и влияние на последующие результаты на рынке труда
  • Влияние академической успеваемости на заработную плату после окончания вуза
  • Сигнальная роль образования на рынке труда
  • Работа по профилю полученной специальности: детерминанты и влияние на заработную плату и удовлетворённость работой

Лаборатория цифровых технологий в образовании ООО Сберобразование 
Работа под руководством к. псих. н. Павла Аркадьевича Сергоманова.

  • Психолого-педагогические модели, обеспечивающие снижение неуспешности разных групп студентов и учащихся в процессе обучения.
  • Психолого-педагогические модели, обеспечивающие индивидуальный прогресс учащихся при сохранении субъективного благополучия в процессе обучения.
  • Создание образовательных программ, ориентированных на развитие «мягких навыков», на прогресс в понимании и мышлении, без обесценивания «жестких навыков», знаний по предметам и специальностям.
  • Воспитание самостоятельности и ответственности учащихся в условиях цифровой социализации. Управление цифровой социализацией школьников.
  • Изменения в процессах учения и обучения в условиях цифровой трансформации образования.
  • Влияние цифровой трансформации образования на самочувствие/благополучие ребенка/студента?
  • Влияние цифровой трансформации образования на развитие эмоциональных и когнитивных навыков ребенка/студента?

По вопросам научного сотрудничества с Лабораторией цифровых технологий ООО СберОбразование можно обращаться к Бысик Надежде Викторовне, n.bysik@sbereducation.ru

Карданова Елена Юрьевна, ekardanova@hse.ru

  • Изучение динамики гетерогенности учащихся в начальной школе: отслеживание движения учащихся от групп риска до групп лидеров

Королева Диана Олеговна, dkoroleva@hse.ru, Коршунов Илья Алексеевич, ikorshunov@hse.ru, Терентьев Евгений Андреевич, eterentev@hse.ru

  • Экспериментальная оценка практик повышения эффективности дистанционного и онлайн-образования
Косарецкий Сергей Геннадьевич, Фрумин Исак Давидович
  • Сравнительный анализ образовательного неравенства в основном и дополнительном образовании детей на постсоветском пространстве
Куракин Дмитрий Юрьевич
  • Литература и общество: цифровая платформа СОЦИОЛИТ
  • Образовательные и профессиональные траектории в России (одиннадцатая волна)

Орел Екатерина Алексеевна
  • Изучение динамики гетерогенности учащихся в начальной школе: отслеживание движения учащихся от групп риска до групп лидеров
Юдкевич Мария Марковна
  • Институты и рынки в меняющемся мире: новые стратегии экономических агентов в условиях существенных изменений институциональной среды и эффективность их регулирования, Агенты на рынке высшего образования в условиях цифровизации: данные как основа анализа стимулов и стратегий
Янкевич Семён Васильевич
  • Прикладная этика