Аспирантская школа по образованию

Обучение очное и бесплатное, длится 3 года.

Аспирантура находится в Москве. По всем вопросам обращайтесь: tkanonir@hse.ru

 

Приоритетные направления исследований для аспирантов

            Уважаемые абитуриенты!

            На второй волне набора 2023 года мы предлагаем список исследовательских проектов, которые приглашают к себе будущих аспирантов. Эти проекты одновременно отражают и приоритетные тематики исследований для второй волны набора этого года.

           Чтобы заявиться в проект, необходимо связаться с контактным лицом проекта и обсудить возможность подготовки диссертации в рамках проекта. В идеале, если вы ознакомитесь с исследовательским полем по данной тематике и предложите исследовательский вопрос на которых хотите ответить в рамках диссертационного исследования, а также сопроводите письмо кратким рассказом о себе и своем исследовательском опыте.

           В случае успешных переговоров, вы готовите план-проспект диссертационного исследования по теме проекта и договариваетесь о научном руководстве в случае вашего поступления в аспирантскую школу.

           Аспиранты, которые будут готовить диссертационные исследования в рамках приоритетных проектов по договоренности имеют возможность трудоустройства. Но, хочу особо отметить, поступление в аспирантуру по теме проекта автоматически не гарантирует трудоустройства.

           При выборе темы диссертационного исследования рекомендуем также внимательно познакомится с исследованиями, которые ведутся в подразделениях Института образования и Университета в целом, а также изучить паспорт специальности по Образованию.

 

Центр социологии высшего образования (совместно с Проектно-учебной лабораторией моделирования и оценивания компетенций в высшем образовании и Лабораторией проектирования содержания образования)

  

Название проекта: Лонгитюдное исследование «Модели образовательного поведения студентов в их связи с показателями успешности» 

Краткое описание проекта : 

Лонгитюдное исследование моделей образовательного поведения студентов в их связи с показателями успешности проводится в девяти российских вузах. Цель исследования – изучение и типологизация способов взаимодействия студентов с образовательной средой российских университетов, анализ связи образовательного поведения и показателей успешности студентов. В рамках проекта мы собираем качественные и количественные данные, а также разрабатываем интервенции для повышения образовательной успешности студентов. 

Исследование носит лонгитюдный характер и предполагает ежегодный сбор данных о студентах в течение 4 лет. Подробнее об идее исследования можно узнать по ссылке: https://stratpro.hse.ru/human-success/research_project. 

Доступные данные: 

1) Количественное исследование. В исследовании участвуют студенты 4 укрупненных направлений подготовки: компьютерные науки, инженерия, естественные науки, гуманитарные и социальные науки. В сентябре-декабре 2022 года студенты-первокурсники приняли участие в первой волне исследования. Оно состояло из теста на критическое мышление и анкеты. В анкету первой волны лонгитюдного исследования были заложены темы, прежде всего характеризующие опыт студентов до поступления в вуз, их установки в отношении обучения, а также ожидания и планы относительно образовательного поведения во время обучения в вузе. В анкету были включены вопросы, отражающие следующие темы: 1) Вуз и направление подготовки, 2) Опыт в школе, 3) Практики развития навыков в школе, 4) Поступление, 5) Ожидания от обучения, 6) Эпистемические убеждения, 7) Саморегуляция, 8) Майндсеты (модели мышления) и самоэффективность, 9) Здоровье, 10) Социальная поддержка, 11) Социально-демографические характеристики. 

В 2023 году запланирована вторая волна исследования, в которую войдут две когорты студентов: второкурсники, которые приняли участие в исследовании в прошлом году, а также первокурсники, поступившие в университеты в 2023 году. 

2) Качественное исследование. В сентябре-ноябре 2022 года было собрано 120 полуструктурированных интервью со студентами-первокурсниками из семи российских университетов. В инструментарий (гайд интервью) качественного исследования были заложены темы, описывающие опыт студентов до поступления в университет, их установки и убеждения, отношение студентов к высшему образованию, ожидания и первые впечатления от обучения в университете, а также социально-экономический бэкграунд семьи. 

В 2023 году запланирована новая волна качественного исследования, планируется собрать 60 интервью со студентами. 

Особые условия: 

Команда проекта заинтересована в сотрудничестве с аспирантами, которые занимаются следующими темами: образовательное поведение, связь универсальных компетенций с успешностью студентов, учебная и внеучебная вовлеченность, здоровье и психологическое благополучие, интервенции в образовательное поведение. Мы будем рады и тем, кто работает с количественными данными, и тем, кого больше интересуют качественные данные. Существенным плюсом будет не только заинтересованность в теме проекта, но и опыт работы с лонгитюдными данными, а также опыт полевых социологических исследований и подготовки отчетных материалов для проектов.  

Контактное лицо: Ксения Александровна Вилкова kvilkova@hse.ru 

 

Название проекта : Развитие высшего образования в постсоциалистических странах в течение 30 лет переходного периода 

Краткое описание проекта : 

Исследовательский проект направлен на всестороннее изучение развития систем высшего образования в постсоциалистических странах за 30-летний период. В задачи входит понимание трансформаций, проблем и успехов, с которыми столкнулись системы высшего образования этих стран во время перехода от социалистических режимов к рыночно ориентированной экономике и новым политическим режимам. Проект призван открыть закономерности влияния политических, экономических и социальных изменений на высшее образование, определить основные движущие силы реформ, а также выделить возникающие тенденции и передовой опыт. В проекте будет представлен подробный анализ исторического контекста, динамики политики, институциональных изменений и социально-экономического воздействия на системы высшего образования. 

Для достижения поставленных целей в исследовательском проекте будет использован подход, основанный на смешанных методах. Он будет включать в себя обширный обзор литературы, анализ политических документов и статистических данных для создания всеобъемлющего обзора систем высшего образования в постсоциалистических странах. Кроме того, будут проведены тематические исследования и интервью с ключевыми заинтересованными сторонами, включая политиков, администраторов университетов, преподавателей и студентов, для сбора подробной информации о проблемах и успехах реформ высшего образования. 

В рамках этого проекта будут рассмотрены следующие области: развитие аспирантуры; студенческие организации; трансформация содержания образования; финансирование и механизмы финансирования (например, изучение изменений в моделях финансирования, государственно-частных партнерствах и их влияния на доступность, стоимость и качество высшего образования); студенческая мобильность и трудоустройство; обеспечение качества, а именно создание и развитие механизмов обеспечения качества, оценка их эффективности в обеспечении академических стандартов и повышении институционального качества; инновационные университеты и образовательные инновации; service learning. 

Контактное лицо: Терентьев Евгений Андреевич, eterentev@hse.ru 

  

Проект Центра социологии высшего образования

 

Название проекта : зеркальная лаборатория "Образовательная успешность студентов российских вузов" НИУ ВШЭ и Томского государственного университета 

Краткое описание : 

Данный проект направлен на анализ образовательной (не)успешности студентов российских вузов c точки зрения оценки масштабов успешности и неуспешности и связанных с ней факторов, выработать предложения по повышению образовательной успешности студентов. Подробнее по ссылке : https://ioe.hse.ru/obrazuspstud 

Задачи проекта : 
            1) Оценить масштаб и выявить факторы образовательной (не)успешности студентов российских вузов; 
            2) Провести сравнительный анализ образовательной (не)успешности студентов- мигрантов и не мигрантов (внутрироссийских);
            3) Оценить факторы образовательной неуспешности студентов, поступающих по олимпиадам; 
            4) Провести анализ образовательной (не)успешности студентов-первокурсников, выявить факторы, способствующие и препятствующие академической и социальной интеграции, адаптации студентов; 
            5) Разработать прогностические модели с использованием данных цифровых следов (в частности, данных социальных сетей) для предсказания образовательной (не)успешности студентов. 

Доступные данные : Собраны два вида данных: 

1)  Нереактивные данные - административные данные НИУ ВШЭ (Москва) и Томского государственного университета о социально-демографических характеристиках студентов, информации об их поступлении (баллы ЕГЭ, основание для зачисления), информации об обучении в университете (успеваемость, данные об отчислении) 

2)  Реактивные данные – данные интервью с первокурсниками бакалавриата из четырех российских вузов. Сбор интервью проходил в ноябре-декабре 2021 года в онлайн-формате Гайд интервью состоял из следующих блоков вопросов: личная информация, опыт обучения в школе, интерес к точным предметам, переход “школа-вуз”, восприятие ценности высшего образования, влияние онлайн-формата на восприятие ценности высшего образования, ожидания от университета, социальная интеграция и новые связи, внеучебная деятельность студентов, общежитие, гендерные стереотипы, благополучие студентов. 

Выборка исследования была сформирована по критериальному принципу. В исследовании приняли участие студенты четырех российских вузов, два из них с особым статусом, два - без. В каждом из вузов было проведено по 10 интервью. В качестве критериев отбора информантов внутри вузов были использованы следующие: 
           
            1. 
Обучение на одном из трех укрупненных направлений подготовки:
 

a.  Гуманитарные и социальные (история, филология, психология) 

b.  Технические (информатика и вычислительная техника, математика) 

c.  Менеджмент и экономика. 
   
             2. 
В каждом вузе в выборку должны были попасть как минимум два студента, обучающихся на местах с оплатой обучения.
 
             3. В каждом вузе в выборку должны были попасть как минимум два студента, проживающих в общежитии. 

Сроки реализации проекта: 2021 -2023 гг. Планируется продление на 2023-2025 гг. 

Контактное лицо : Горбунова Елена Васильевна, evgorbunova@hse.ru 

 

Международная лаборатории оценки практик и инноваций в образовании

  

Название проекта : Образовательное поведение учащихся в ходе онлайн обучения и его измерение с помощью цифровых следов 

Задачи проекта : разработка подходов к измерению различных характеристик обучающихся с использованием цифровых следов, разработка теоретических и эмпирических предсказательных моделей (включая ML) успешности обучения, поиск и реализация релевантных моделей для описания и поиска эффективных стратегий обучения в онлайн среде, оценка эффективности работы EdTech продуктов. 

Доступны данные о пользователях нескольких онлайн школ – логи, результаты опросов, интервью, также ежегодно собираются новые данные. 

Требования к кандидатам : Уровень английского не ниже Upper-Intermediate; владение базовыми методами статистического анализа данных и знакомство с одним из статистических пакетов (SPSS, Stata, R, Python); желателен опыт проведения количественных исследований на уровне знания регрессионного анализа. 

Контактное лицо Анастасия Васильевна Капуза  akapuza@hse.ru 

  

Центр Общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского

  

Название проекта: Вклад систем образования в формирование и развитие способности к проактивному действию: актуальное состояние и «окна возможностей» в сравнительной перспективе 

Краткое описание: 

В последнее время всё чаще обсуждается вопрос системного реформирования образовательного процесса, направленного на стимулирование инициативности, самостоятельности и креативности у обучающихся – на всех уровнях образования. На уровне высшего образования это проявляется прежде всего в области обучения предпринимательству, на уровнях основного, общего и дополнительного образования – в сфере поддержки проектной и творческой деятельности учащихся. Соответствующие дискуссии и связанные с ними практики, реализуемые в различных странах мира, пока фрагментарны и нуждаются в систематизации – в том числе, особый интерес для полевых исследований представляет сфера основного и дополнительного образования детей. Специалистами Центра Общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского совместно с коллегами из Центра развития навыков и профессионального образования впервые разработан инструментарий для оценивания проактивного действия детей и подростков в общем и дополнительном образовании, обеспечивающий возможность использования для различных выборок (разный возраст, различные образовательные инициативы и др.). Разрабатываются модели анализа и интерпретаций результатов, позволяющие соотносить выявленные виды и уровни с факторами, в т т.ч. образовательными практиками. 

Цель исследовательского проекта - определить вклад систем образования в формирование и развитие способности к проактивному действию, с углубленным (на основе специального полевого исследования) анализом для сектора основного и дополнительного образования. 

Проект предполагает проведение исследований факторов, условий, проявлений и типов проактивного поведения (агентности) школьников, а также их возможных эффектов. Основной исследовательский фокус направлен на роль систем образования, прежде всего системы дополнительного и неформального образования в формировании и развитии способности к проактивному действию. 

В частности, планируется раскрытие таких позиций, как: зависимость проявлений проактивного поведения школьников от социально-экономического статуса семьи (как связан социально-экономический статус, прежде всего уровень образования матери с формированием различных типов проактивного поведения), взаимосвязь проактивного поведения (агентности) с академическими результатами в общеобразовательной школе и участием в различных практиках дополнительного образования, взаимосвязь различных стратегий родительского участия в образовании и видов совместной деятельности обучающихся и их родителей с формированием моделей проактивного поведения различных типов. 

В результате получит дальнейшее развитие предложенная ранее междисциплинарная теоретическая модель «способности к проактивному действию» с учётом внутренних факторов (внутренние условия, установки, навыки, характеристики личности), внешних условий (факторы, поддерживающие проактивность: роль семьи, родителей, непосредственного социального окружения, барьеры, препятствия реализации агентности, включая формальные требования социальных структур), определяющих формирование действия, направленного на изменение социальной среды (структур). 

a.      Задачи проекта: 

1) Провести углубленный анализ конкретных российских и, при возможности, зарубежных передовых кейсов образовательных организаций и программ и сформировать соответствующий список «образцовых примеров» (с точки зрения объективных прямых и косвенных индикаторов их вклада в формирование способности к проактивному действию) – сформированный на основе анализа в сравнительной международной перспективе 

2) Сформировать список решений в области педагогических практик, педагогического дизайна, асессмента, а также институциональных решений, наиболее перспективных с точки зрения задачи формирования способности к проактивному действию в образовании (список решений будет составлен на основе сравнительного анализа)  

3) Разработать типологию форм проактивного действия, проявляемого в среде сверстников, командной работе, в семье, в экономическом поле с учетом его различных возможных уровней 

4) Исследовать взаимосвязь проявлений проактивного действия (в т.ч. различных типов) с академическими результатами в общеобразовательной школе 

7) Подготовить описание особенностей формирования и проявления проактивного действия (в т.ч. различных типов) детей и подростков в зависимости от их вовлечённости в различные направленности дополнительного образования (физкультурно-спортивную, художественную, техническую, естественно-научную, и др.) в школе и вне школы; 

8) Определить характеристику связи различных педагогических позиций (наставник и др.) с особенностями формирования и проявления проактивного действия детей и подростков  

9) Провести оценку эффектов проявления различных типов проактивного действия, в том числе в части влияния на социальные структуры. 

10) Исследовать личностные стратегии поведения в различных жизненных ситуациях во взаимосвязи с формированием и развитием способности к проактивному действию 

b.     Доступные данные: 

1. Результаты опроса обучающихся в системе дополнительного образования Ярославской области, направленного на исследование эффектов дополнительного образования (4 603 респондента, 2022 год). 

2.  Результаты обследования родителей обучающихся в организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы для детей, выполненного в рамках Мониторинга экономики образования (2022 год). 

3. База данных опроса обучающихся 1 класса (2 626 анкет, 2022 год), 4 класса (2 790 анкет, 2022 год) и родителей (3 723 анкет, 2022 год) лонгитюдного исследования факторов, влияющих на школьную неуспешность. 

4. Результаты ряда опросов школьников, проведённых в 2023 году, вовлечённых в различные практики, потенциально способствующие формированию проактивного поведения (школьное самоуправление, инициативное бюджетирование, деятельность, связанная с предпринимательством, добровольческие (волонтёрские) инициативы). 

5. Результаты опросов, проведённых в 2023 году, по изучению личностных стратегий поведения в различных жизненных ситуациях во взаимосвязи с формированием и развитием способности к проактивному действию 

Сроки реализации проекта : 2023-2025 гг. 

Требования к кандидатам: 

Владение современными методами обработки и анализа социологических данных, в том числе методами математической статистики. 

Контактное лицо: Гошин Михаил Евгеньевич mgoshin@hse.ru

  

Название проекта: Эффекты и издержки организации внешкольного времени детей в контексте развития человеческого капитала 

Краткое описание: Дополнительное или неформальное (внешкольное) образование детей и подростков в последнее время стало объектом пристального внимания, как со стороны общества, так и со стороны государства. Растет рынок услуг дополнительного образования, увеличивается    охват ими детей с дошкольного возраста, что отражает активность семей и рост их инвестиций, с одной стороны, и усилия государства, в том числе через реализуемые в этом секторе федеральные проекты. Потенциал внешкольного образования осознается исследователями и ведущими международными организациями (ЮНИСЕФ, ОЭСР), в том числе в контексте дискуссий об обновлении содержания образования, развитии навыков 21 века и универсальных компетентностей. Разнообразные эффекты отмечаются не только в формальных, структурированных, но и неформальных практиках, в т. ч. сочетающих обучение и досуг (эдьютейнмент). Внешкольное время, включающее как структурированную, так не структурированную деятельность, неформальные и информальные рассматривается как источник расширенного образовательного опыты (expanded learning), ресурс для наращивания культурного, социального капитала, например, через концепт резервного капитала, который может компенсировать социально-экономические характеристики ребенка и семьи. Исследование направлено на сбор и систематизацию данных о внешкольном времени ребенка, участии в кружках и секциях, а также об издержках семьи на организацию внешкольного времени.  

Задачи проекта: 
            1)   концептуализировать организованное и неформальное внешкольное время ребенка в контексте подходов к развитию человеческого капитала; 
            2)   разработать инструментарий и провести исследование эффектов участия школьников во внешкольных (организованных и неформальных) практиках на академические результаты и развитие навыков с учетом социально-экономического статуса семей и территории, а также структуры внешкольного времени, форматов и времени занятий; 
            3)   разработать модель оценки эффектов и издержек на внешкольное образование с учетом затрат времени ребёнка и ресурсов семьи, государства и бизнеса; 
            4)  разработать инструментарий (на основе модели Heckman, 2016) для проведения исследования издержек на внешкольное образование с учетом затрат времени ребенка, ресурсов семьи и государства;  
            5)    определить и описать структуру организованного и неформального времени ребенка;  
            6)  на основе разработанного инструментария оценить издержки организованного и неформального внешкольного времени детей с учетом затрат времени ребенка, ресурсов семьи и государства. 

Доступные данные: анкетирование детей 4-11 классов и родителей 1-11 классов, количество респондентов: 4500 детей и 4500 родителей из городской и сельской местности. 

Сроки реализации проекта: 2023-2024 гг. 

Контактное лицо: Сергей Геннадьевич Косарецкий skosaretski@hse.ru 

Иван Юрьевич Иванов iyivanov@hse.ru

  

Название проекта: Формирование банка успешных проектов и программ по преодолению образовательной неуспешности. 

Краткое описание: 

a.  Задачи проекта: 

1. Сформировать   банк описаний проектов и программ преодоления образовательной неуспешности, реализованных (реализуемых) в Российской Федерации (уровень общего образования) в последние годы для последующего использования органами, осуществляющими управление в сфере образования на федеральном уровне, в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях, общеобразовательных организациях. 

2. Разработать и реализовать программу ДПО для преподавательских и управленческих кадров системы общего образования по вопросам преодоления образовательной неуспешности, опирающаяся на   доказательную базу. 

b.  Данные будут собраны путем описания кейсов преодоления школьной неуспешности для дальнейшего продвижения доказательного подхода к разработке и реализации проектов и программ по преодолению образовательной неуспешности; сбор данных планируется на  май – ноябрь 2023 года 

Планируемые результаты проекта уникальны и не имеют аналогов в России. В РФ отсутствуют систематически собранные и описанные реальные случаи реализации проектов и программ по преодолению образовательной неуспешности, опирающиеся на доказательную базу. Собранная информация позволит планировать повышение квалификации управленческих и педагогических работников общеобразовательных организаций по вопросам преодоления образовательной неуспешности с опорой на доказательную педагогику.  

Контактное лицо: Овакимян Елена Вячеславовна, eovakimyan@hse.ru

 

Наименование проекта : Трансформация общего и дополнительного образования в экс-советских странах 

Краткое описание проекта: Начиная с 2016 года Центр проводит исследование динамики трансформации общего и дополнительного образования на пространстве бывшего Советского Союза. 

Цель исследования - достоверно описать вариативность траекторий развития средней школы после распада СССР, включая анализ и сравнение различных эволюционных путей изменения в ходе преобразования единого культурного и геополитического пространства СССР. 

В рамках проекта реализуется несколько направлений исследования: 

1) Развитие внешкольного образования в странах бывшего Советского Союза. 

В рамках проекта осуществляется изучение опыта и политик бывших советских республик в области реформирования внешкольного образования с целью реконструирования этих процессов, выявления и описания общих и уникальных черт развития систем дополнительного образования детей на постсоветском пространстве, выделения и анализа их институциональных характеристик. 

2) Сравнительный анализ образовательного неравенства в основном и дополнительном образовании детей на постсоветском пространстве. 

В рамках проекта исследуются внутренние и внешние институциональные характеристики систем общего и дополнительного образования на постсоветском пространстве с целью выявления общих и уникальных факторов, влияющих на образовательное неравенство в общем и дополнительном образовании детей в странах постсоветского пространства. 

Задачи: 

· Организовать сбор и систематизацию данных по основным параметрам образовательного неравенства в секторах основного и дополнительного (внешкольного) образования в постсоветских странах (данные статистики, международных исследований качества образования, нормативные и позиционные документы, публикации, кейсы, интервью с экспертами). 

· Провести анализ динамики базовых показателей образовательного неравенства в основном и дополнительном образовании в постсоветских странах (сопоставление внутри группы стран, с другими странами). 

· Изучить связь особенностей образовательного неравенства в основном и дополнительном образовании с внутрисистемными (особенности регулирования и организации основного и дополнительного образования) и внешними (социально-экономические и демографические характеристики, особенности пространственного развития и др.) факторами. 

· Выявить особенности образовательной политики в постсоветских странах в контексте задач обеспечения равных образовательных возможностей в общем и дополнительном образовании. 

Исследование осуществляется на данных: 

- образовательной статистики стран постсоветского пространства, баз данных Всемирного банка, ЮНЕСКО, ОЭСР (в части международных сопоставительных исследований общего образования PISA, TALIS), а также данных международных сопоставительных исследований школьного образования PIRLS и TIMSS 

- открытых данных о нормативно-правовых основаниях функционирования и развития общего и дополнительного образования в странах постсоветского пространства 

- данных международных баз научных статей 

- иных открытых данных об экономических и образовательных реформах в странах постсоветского пространства 

Проект имеет лонгитюдный характер.

Более подробно о проекте и его результатах можно узнать на сайте: https://ioe.hse.ru/ds/postsovieteca 

Требования к кандидатам : 

- владение иностранным языком (предпочтительно английский язык) на уровне чтения и понимания источников на иностранном языке для сбора данных, подготовки обзоров и аналитики по результатам проекта 

- владение навыками работы с MS Excel для подготовки и работы с базами количественных данных 

- дополнительное преимущество: владение методами математической статистики 

Предпочтительно полная занятость тематикой проекта и ориентация собственного исследования на тематические направления проекта, готовность к подготовке собственных научных публикаций по результатам проекта 

Контактное лицо: Сергей Измаилович Заир-Бек, szair-bek@hse.ru


Проектно-учебная лаборатория «Молодежная политика»

     Название проекта: Обучение служением в российском высшем образовании
               Краткое описание: Начиная с сентября 2023 года в российском высшем образовании внедряется педагогический подход «Обучение служением» (service learning). Пилотный запуск предусматривает включение этого подхода в образовательный процесс более ста российских вузов. Несмотря на то, что обучение служением широко известно в мире и во многих аспектах подробно исследовано, в настоящее время нет научных данных о специфике его реализации в российских условиях. Методология исследования построена на смешанном дизайне и предполагает проведение количественных и качественных исследований различных групп респондентов (студентов, преподавателей, представителей общественности и т.п.), а также лонгитюдное исследование результатов обучения служением и анализ широкого круга документов, артефактов. В программе исследований исследуются аспекты, связанные с реализацией и воздействием этого метода обучения на студентов, университеты и общество. 

   Исследовательские вопросы:

1. Эффективность. Как обучение служением влияет на академические достижения студентов? Какие компетенции развиваются у студентов? Как обучение служением влияет на развитие гражданственности студентов?

2. Влияние на сообщества граждан и социальных партнеров. Как обучение служением влияет на жизнь сообществ? Какие факторы способствуют успешному взаимодействию университетов и некоммерческих организаций в рамках обучения служением? Какие препятствия возникают при установлении и поддержке долгосрочных партнерских отношений?

3. Организационные аспекты. Каким образом университеты внедряют обучение служением в образовательные программы и административные структуры? Как организованы процессы реализации и оценки обучения служением?

4. Содержание и методы обучения служением. Какие виды социальных проектов наиболее эффективны для достижения образовательных результатов и социального влияния? Какие практики (формы) проведения рефлексии наиболее эффективны для достижения целей обучения служением?
Ответы на эти и другие исследовательские вопросы позволят глубже понять и оценить воздействие обучения служением, а также разработать и внедрить наиболее эффективные практики и стратегии его реализации. 

Контактное лицо: Владимир Никольский, vsnikolskiy@hse.ru