О школе

Аспирантская школа по международным отношениям и зарубежным региональным исследованиям предлагает комплексную трехлетнюю программу подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлениям 23.00.04 Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития, 07.00.03 Всеобщая история (новейшая история) и 07.00.15 История международных отношений и внешней политики.

Отличительными чертами обучения являются:

  • оригинальная образовательная программа широкого профиля, поэтапно ведущая к получению квалификации мирового уровня; оригинальность программы определяется ее сильным междисциплинарным компонентом, ориентацией на соединение исследований международных отношений на глобальном и региональном уровне с изучением тех исторических и региональных контекстов, в которых они возникли, существуют и эволюционируют;
  • привлечение в качестве научных руководителей высококвалифицированных международников, специалистов по ключевым странам и регионам мира, получивших признание международного академического сообщества, в том числе имеющих опыт работы на PhD программах в зарубежных университетах;
  • широкие международные связи факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ и предоставляемые им возможности для контактов молодых специалистов с зарубежными вузами и академическими учреждениями;
  • существующая на факультете мировой экономики и мировой политики творческая исследовательская среда с культурой научной полемики;
  • более высокие (по сравнению с «Ваковскими») требования к научно-исследовательской подготовке аспирантов и к их публикационной активности в НИУ ВШЭ, которые позволяют получить «на выходе» специалиста с большими конкурентными преимуществами;
  • возможностью представления диссертации для защиты в диссертационном совете при НИУ ВШЭ не только в виде отдельной целостной работы, но и в виде трех и более научных статей необзорного характера, содержащих оригинальные научные результаты по избранной теме исследований;
  • предоставляемые НИУ ВШЭ возможности для овладения навыками академического общения и академического письма на английском языке;
  • потенциал трудоустройства в ведущие российские вузы и академические институты;
  • перспективы получения ученой степени НИУ ВШЭ, расширяющей возможности академической карьеры за рубежом.

Необходимость создания АШ обусловлена необходимостью усиления междисциплинарного компонента в исследовании международных отношений с опорой на углубленное изучение исторических истоков существующих международных проблем и конфликтов, их связи с долговременными тенденциями политического, экономического и социо-культурного развития мира, составляющих его регионов и ведущих стран нашей планеты. Попытки оторвать изучение мировой политики и международных отношений как в глобальном, так и в региональном измерении от исследования их исторического контекста, стремление игнорировать глубинные процессы, которые породили современную международную реальность бесплодны и даже вредны, ибо лишают науку о международных отношениях необходимого стержня и значительно ослабляют ее качество фундаментальной науки. Наука о международных отношениях по своей природе не может быть узкой политологической дисциплиной, ибо предполагает освоение широких пластов гуманитарного и социального знания. Она находится на стыке различных наук и не может не использовать инструментарий различных гуманитарных и социальных дисциплин.

Главная цель школы — подготовка на основе квалификационного подхода специалистов-международников, историков международных отношений и историков Новейшего времени, ориентирующихся не только в своей непосредственной профессиональной сфере исследований, но и в смежных областях науки, обладающих фундаментальными и прикладными знаниями, а также исследовательскими, аналитическими, коммуникационными и педагогическими компетенциями и подготовленных к научной, преподавательской и инновационной деятельности, способных эффективно работать в исследовательских коллективах, умеющих самостоятельно планировать и успешно решать задачи собственного профессионального и карьерного роста.

Основным фокусом научно-исследовательской и образовательной деятельности является комплексное изучение международных отношений на глобальном и региональном уровне в контексте ключевых направлений исторической (экономической, политической и социо-культурной) трансформации ведущих регионов и стран современного мира, что в максимальной степени отвечает задаче адекватного постижения его меняющейся архитектоники и поисков ответов на порождаемые этими изменениями вызовы, переосмысления 1) конфликтной взаимосвязи ключевых общепланетарных тенденций — глобализации,  регионализации и ренационализации; 2) усложняющейся игры взаимодействий между мировой политической системой и региональными подсистемами международных отношений; 3) роли национальных государств как акторов международных отношений на глобальном и региональном уровнях и значимости внутриполитических и внутриэкономических факторов в мировой политике (за последние пятнадцать лет «внутриполитическое объяснение» (domestic explanation) превратилось в одно из ведущих направлений теории международных отношениях). Понимание исторической динамики процессов общемирового и регионального развития и определение алгоритма их взаимодействия всегда составляло одну из базовых целей, детерминировавших образовательную и научно-исследовательскую стратегию факультета мировой экономики и мировой политика НИУ ВШЭ.

Программа подготовки основана на принципе преемственности ее образовательной программы с программами первого и второго уровней высшего образования на факультета мировой экономики и мировой политика НИУ ВШЭ и призвана стать ключевым звеном в многоуровневой системе формирования исследовательских компетенций. Она особо ориентирована на принцип междисциплинарной подготовки специалиста, способного в своей профессиональной деятельности эффективно использовать и сочетать новейшие подходы и достижения различных политических и социальных наук, истории и культурологии, а также интегрировать теоретические и прикладные подходы при изучении современного меняющегося мира, его ключевых стран и регионов. Преодоление изолированности процесса подготовки научно-педагогических кадров в сфере международных отношений и новейшей истории позволяет рассчитывать на формирование специалистов, чьи профессиональные компетенции сделают их конкурентоспособными как в рамках мирового академического сообщества, так и в других потенциальных областях деятельности.

Ведущая в России школа изучения международных отношений, признанные эксперты в сфере внешнеполитического анализа, авторитетные специалисты по всеобщей истории и зарубежному регионоведению (востоковеды, европеисты, африканисты) обеспечивают высокий уровень исследовательской и педагогической подготовки аспирантов, которые в свою очередь становятся перспективным кадровым резервом для различных факультетов НИУ ВШЭ. В то же время Аспирантская школа ориентируется на подготовку своих выпускников к интернациональной карьере — научно-исследовательской, преподавательской, экспертно-аналитической, политико-управленческой — как в российских, так и в зарубежных исследовательских институтах, университетах и колледжах, аналитических центрах, международных правительственных и неправительственных организациях, в бизнес-структурах и СМИ.

Ключевыми условиями эффективности подготовки научно-педагогических кадров в Аспирантской школе являются идейно-теоретический плюрализм, диалогический характер обучения, его содержательная дешаблонизация, акцент на освоении новейших теоретических подходов и научно-методологического инструментария в сфере изучения глобальных и региональных международных отношений и ключевых тенденций исторического развития основных регионов и стран современного мира, а также высокая требовательность к уровню научного руководства и к качеству исследовательской работы аспирантов, прежде всего диссертационного текста, который должен представлять собой важный и существенный вклад в науку о международных отношениях, изучение истории международных отношений и новейшей истории зарубежных стран, оригинальное исследование, основанное на анализе максимально возможного обширного круга первоисточников информации, в том числе архивных материалов, результатов полевых изысканий, интервью и иных форм сбора данных.

Мы приветствуем новаторские работы, корректно и релевантно применяющие новейшие методы как качественного, так и количественного анализа. При этом не предполагается ориентироваться на единую унифицированную модель исследования, поскольку его стратегии и дизайны могут быть различны: они должны определяться в первую очередь самим предметом анализа и поставленными исследовательскими вопросами. Некоторые из них могут представлять собой дескриптивно-аналитическую попытку осмыслить те или иные события, точки зрения или направления мысли, другие — содержать значительный историографический элемент, в частности, при изучении отношений между идеями и событиями, или экспертную оценку первичной информации, третьи — тестировать выдвинутую гипотезу посредством применения различных качественных и количественных методик. Единственным универсальным требованием остается соответствие любого исследования самым высоким современным научным стандартам. Для сформировавшихся на факультета мировой экономики и мировой политика НИУ ВШЭ школ специалистов-международников и зарубежных регионоведов всегда был свойственен нормативный и критический подход к изучению как глобальных, региональных и субрегиональных международных отношений, так и особенностей экономической и политической эволюции основных государств и регионов современного мира.

В рамках аспирантской школы приоритетное значение придается следующим направлениям исследований:

  • Проблемы теории и методологии науки о международных отношениях
  • Этапы исторической эволюции глобальной системы международных отношений и отдельных региональных подсистем.
  • Трансформация глобальной архитектуры международных отношений на современном этапе
  • История формирования и особенности функционирования региональных подсистем международных отношений в современном мире
  • Историческая эволюция систем международной безопасности и их основные черты и особенности на современном этапе
  • Процессы международной интеграции и регионализации в исторической перспективе
  • Основные тенденции исторического развития основных регионов планеты и ключевых стран мира в контексте различных стадий глобализации и их роль в существующей глобальной системе международных отношений
  • Международные региональные конфликты и их исторические истоки
  • Особенности исторического (экономического, политического и социо-культурного) развития великих и региональных держав и их роли в существующих глобальной и региональных системах международных отношений
  • Внешнеполитический анализ и прогнозирование

Реализация образовательной программы Аспирантской школы осуществляется в неразрывном единстве с научно-исследовательской подготовкой аспирантов. Ее стержнем является НИС по подготовке кандидатской диссертации, который призван помочь аспирантам разработать максимально эффективную стратегию научного исследования и приучить их к стандартам исследовательской работы, принятым в российском и зарубежном академическом сообществе. Не менее важное место в программе занимает освоение современного инструментария научных исследований как в науке о международных отношениях и исторических исследованиях, так и в смежных дисциплинах — сравнительной политологии, политической антропологии, политической лингвистике, этнологии, социальной психологии и т.д. Особые курсы также знакомят обучающихся с принципами анализа и использования научной литературы, с критериями отбора различных видов источников политической, экономической и социо-культурной информации, касающейся истории и современного этапа развития международных отношений, регионов и ведущих стран мира, а также со способами оценки свойств и качеств различных групп первоисточников (актуальности, доступности, достоверности, репрезентативности, адекватности и полноты).