• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Нам все еще нравится быть неформальным объединением"

Ангелина Бухарова, организатор Герменевтического кружка, аспирант Школы философии факультета гуманитарных наук, рассказала об идее создания, составе участников и специфике объединения

Ангелина Бухарова, организатор Герменевтического кружка, аспирант Школы философии факультета гуманитарных наук, рассказала об идее создания, составе участников и специфике объединения.


Как появилась идея создания клуба?


Идея создания кружка возникла весной 2013 года, я тогда училась на 4-м курсе философского факультета НИУ ВШЭ и активно работала над своей будущей ВКР, изучая тексты одного из христианских богословов. Для меня эта работа была чем-то вроде вызова, я восприняла ее очень серьезно, и трудности, возникающие при чтении и интерпретации любого источника, досаждали на этот раз сильнее обычного. Фрагменты трактата, входящие друг с другом в такие противоречия, что даже первое правило герменевтики не помогало; понятия, уходящие корнями в более ранние философские и богословские учения, так что приходилось раскручивать этот клубок, погружаться в традицию, чтобы ухватиться за нить, уловить самый точный смысл важного слова; наконец, просто неясные и не становящиеся яснее при очередном прочтении места источника… Все это временами подстегивало интерес, а временами приводило в отчаяние. Хорошо, что мне действительно было с кем поделиться своими переживаниями. Я имею в виду, конечно же, моего научного руководителя Александра Владиславовича Михайловского. Во-первых, и большой опыт научного руководства Александра Владиславовича, и мой опыт общения с однокурсниками свидетельствовал в пользу того, что мои проблемы – общие для всех «юных исследователей». Во-вторых, нам обоим показалось, что удачным решением этой проблемы было бы дать студенту возможность не только получать замечания и критику уже готового текста (или части) курсовой работы, но и читать и обсуждать со своим научным руководителем сами источники, те фрагменты, которые, с одной стороны, являются важными для исследования, а с другой стороны, либо трудны для понимания, либо порождают слишком много интерпретаций. А еще лучше – приглашать к размышлению и обсуждению других студентови преподавателей. В конце концов, именно так и работает философское сообщество, и только оно и является «условием возможности» философии…

 Скоро нашему кружку исполнится четыре года. Темы и участники меняются, остается одно: нам все еще нравится быть неформальным объединением

 

Вот так из нашего с Александром Владиславовичем общения и родилась идея Герменевтического кружка как учебно-научной коллегии, где студенты-философы представляют гипотезы своих исследований и предлагают фрагменты философских источников для чтения и обсуждения вместе с преподавателями. Разумеется, на встречи кружка приходят не только или, может быть, не столько те студенты, которые хорошо разбираются в заявленной тематике семинара, сколько те, кто имеет о ней слабое представление… и сильный интерес к ней. Скажу больше: в нескольких семинарах приняли участие ребята, получающие техническое образование, а недавно мне на электронную почту пришло сообщение от студента Академии МВД с вопросом о возможности участия в очередном семинаре. Словом, помимо собственно исследовательских задач и интеграции философского сообщества кружок выполняет просветительскую функцию, причем разнообразие обсуждаемых тем внушительное: на сегодня – от проблемы времени в философии Платона до феномена истории в философии Яна Паточки. Кстати, это одна из причин, почему формат НИСа, который сконцентрирован вокруг одной темы, не совсем отвечает духу кружка.

Хотели бы вы сделать из клуба, к примеру, научно-учебную группу (НУГ)?

Скоро нашему кружку исполнится четыре года. Темы и участники меняются, остается одно: нам все еще нравится быть неформальным объединением. Это позволяет самостоятельно решать, когда и как мы будем работать, дает свободу для творчества: мы сами создаем возможности, новые форматы. Кроме того, каждый семинар – это свидетельство живого и искреннего интереса к теме и потребности в дискуссии, а не действия принуждающих и дисциплинирующих сил институций. Представьте, как много значит, когда студенты после пар в университете не бегут поскорее домой или к друзьям, а собираются в аудитории, где проходит очередной семинар кружка. Ведь Герменевтический кружок – это собрание, где преподаватели и студенты говорят друг с другом на равных, и представляется, что именно такое общение внутри университета и есть его душа.

Контакты Герменевтического кружка

Страница на портале
Группа в Facebook:Герменевтический кружок (Школа философии НИУ ВШЭ)
Информация о том, как принять участие в деятельности кружка

Источник: Научные кружки и клубы Вышки // Окна академического роста: приложение к информационному бюллетеню. № 2 (47) 2017. URL: https://www.hse.ru/data/2017/03/17/1169973100/Academ_area_47.pdf