Научный семинар Международной лаборатории исследований социальной интеграции "Развитие открытой науки в России"
Научный руководитель диссертации: Абрамов Роман Николаевич, д.социол.н., профессор кафедры анализа социальных институтов НИУ ВШЭ
Аннотация: В мире продолжает распространяться концепция открытой науки, которая представляет собой борьбу за свободный доступ к научным знаниям. Данное диссертационное исследование посвящено изучению перспектив развития открытой науки в России. Исследование проводилось последовательно в несколько этапов.
На первом этапе была определена стадия развития открытой науки в России. По мнению автора, политика государства в отношении открытой науки носит непоследовательный характер, что демонстрирует отсутствие признаков устойчивой институционализации открытой науки на государственном уровне. Это приводит к пониманию того, что открытая наука в России находится на стадии проблематизации и концептуализации в научном поле — именно там происходит основная дискуссия в отношении концепции.
На втором этапе была охарактеризована дискуссия в отношении открытой науки в российском научном поле. В результате анализа было выделено четыре основных стейкхолдера, дискуссия между которыми принимает формат политической борьбы: библиотеки (ГПНТБ), институты научной информации (ИНИОН РАН и ВИНИТИ РАН), редакторы и издатели (АНРИ), репозитории (НЭИКОН).
На третьем этапе была описана трансформация роли библиотек в условиях открытой науки как лидирующего актора, развивающим дискуссию. Понимание роли библиотек в условиях открытой науки позволит определить контуры возможной реализации концепции открытой науки в России. Автор приходит к выводу, что лидерство библиотек в дискуссии в отношении открытой науки в российском научном поле обусловлено не просто конкуренцией за владение ресурсом, но имеет экзистенциальный характер на фоне рисков вытеснения библиотек из процесса научной коммуникации.
На четвертом этапе был проведен анализ российской государственной политики в отношении открытой науки. Сравнивая развитие концепций открытой науки в Европе и России, автор подчеркивает критически значимую роль государства в российском контексте, что актуализирует изучение российской государственной политики в отношении открытой науки как основного драйвера её развития. Утверждается, что государство принимает участие в развитии открытой науки, в то же время за счет борьбы коалиций давления его политика имеет непоследовательный характер, что в итоге выражается в видоизмененном характере концепции в рамках её локализации в России.
На пятом этапе исследование выходит на глобальный уровень и пытается ответить на вопрос, возможно ли достижение целей ЮНЕСКО в области сокращения неравенства между развитыми и развивающимися странами посредством открытой науки? Утверждается, что формат реализации концепции открытой науки несет в себе риски усиления неравенства и эпистемической асимметрии, что негативно отразится на России как стране, принадлежащей к полупериферии. Перечисленные риски могут быть нивелированы сбалансированной политикой по внедрению в России инклюзивной модели открытой науки на основе концепции библиоразнообразия.
Дискутанты:
- Антонова Виктория Константиновна, д. социол.н., профессор ФСН, в.н.с. Международной лаборатории исследований социальной интеграции
- Нефёдова Алёна Игоревна, к.социол.н., с.н.с. ИСИЭЗ, доцент ФСН НИУ ВШЭ
Рабочий язык семинара: русский. Семинар состоится в дистанционном формате.
Для получения ссылки для подключения можно обратиться по электронной почте: rkarikh@hse.ru
Для отчетности перед нашим университетом, нам необходимо составить реестр участников мероприятия. По этой причине мы просим вас заполнить данную анкету на удобном для вас языке - русском или английском. Спасибо!