«Аватар — это образ постчеловека»: как связаны космическое и земное, выясняли на «Медиакосме»
В рамках мероприятия Ася Аладжалова, аспирантка аспирантской школы по искусству и дизайну НИУ ВШЭ, презентовала доклад на тему «Костюм 60-х как продолжение тела: в чем разница между скафандром и кримпленом». В основу ее выступления легло исследование взаимоотношений человеческого тела и костюма в условиях освоения космоса и моды. Она обратила внимание, что перед отправкой на околоземную орбиту в 60-х годах прошлого века космонавты проходили важную подготовку. «Они тренировались, используя те же костюмы и испытывая на себе все те атмосферные перегрузки, с которыми потом сталкивались в реальных условиях космического пространства. Такие костюмы были сложными в эксплуатации, весили около 10 кг, имели множество слоев разной ткани, и в них было трудно двигаться», — рассказала спикер. С одеждой для космонавтов Ася Аладжалова сравнила наряды от-кутюр для женщин тех же годов. «Когда мы говорим про космические коллекции в моде или про образы космонавтов в скафандрах 60-х годов, мы часто ориентируемся на визуальную картинку. И что мы видим? Улыбающихся людей в красивых блестящих новых одеждах. А что на самом деле испытывали они? Что испытывали их тела, находясь внутри модных костюмов? Вот в чем вопрос», — говорит исследователь. Она сравнила космическую одежду с женскими корсетами того времени, которые также стягивали тело, не позволяя ему двигаться свободно.
О корсетах упомянула и Нина Вересова, аспирантка аспирантской школы по искусству и дизайну НИУ ВШЭ, выступая с исследованием на тему «Связь с домом: роль текстиля в космосе». Важно плотное прилегание костюма к телу, считает она. Одежда закрепляется, подобно корсету: брюки, ботинки шнуруются для лучшего прилегания и возможности регулировать, что довольно важно, поскольку эти предметы сделаны не из тянущегося материала. «Сами космические корабли имеют много текстильных тканевых элементов, закрепленных по принципу корсета», — объясняет Нина Вересова. Она также рассказала, что все космонавты должны уметь правильно ремонтировать свой костюм в космосе, поэтому они осваивают швейные навыки в том числе. «Если скафандр нельзя починить, то его можно разобрать на запчасти и использовать в других, новых скафандрах, но экономически важно продлить срок его службы», — говорит Нина Вересова.
Оксана Пертель, аспирантка аспирантской школы по искусству и дизайну НИУ ВШЭ, представила презентацию на тему «Аватар как образ цифрового постчеловека — покорителя метавселенных и космоса». В современном мире люди все чаще проектируют образ аватара для различных функций, в том числе для виртуальной моды. Человеку не стоит дистанцироваться от новых технологий. В какой-то степени можно рассматривать аватаров как расширение возможностей человека и трансляцию новых смыслов и синтезов. «Я предлагаю рассматривать аватаров не как симулякры или фантомы, — говорит Оксана Пертель. — Мы проводим огромное количество времени в интернете, и аватары уже сегодня репрезентуют человека в социальных сетях. Также есть аватары, которые ведут “независимое” существование. Они продают, зарабатывают деньги, являются лицами каких-то маркетинговых кампаний. И мы должны считаться с ними. Я исхожу из той мысли, что аватар — это образ постчеловека».
Подробнее о конференции «Медиакосм» можно прочитать в репортаже HSE Daily.