Международная конференция «Представляя необычное: когнитивный диссонанс, разрыв шаблона и прочие фантастические твари»
Необычное, экстраординарное, из ряда вон выходящее чаще фигурирует в рекламном, чем в научном дискурсе последних десятилетий. Начиная по крайней мере с середины XIX столетия европейская культура проникается недоверием и к этой риторике, и к тому, что за ней стоит, что отчасти совпадает с периодом распространения научных методов познания окружающего мира. Действительно, такие категории как «великий человек», «гений», «поразительное событие» постепенно становятся достоянием массовой культуры, где безжалостно эксплуатируются в коммерческих целях. В результате исследователи избегают говорить о необычном, предпочитая либо его банализировать, либо просто исключать из научного обсуждения.
Напротив, мы предлагаем поговорить об этом «слоне в комнате» (elephant in the room), который одновременно притягивает взгляды и отменяет серьезное обсуждение. Центральным для нас является именно связь впечатления (эмоциональной реакции, органов чувств) с его рационализацией – вербализацией, изображением, оценкой, использованием, и т.д.
Среди возможных тем и проблем для обсуждения мы предлагаем следующие:
- Возможно ли необычное «само по себе» или же оно всегда будет вписываться в некую традицию репрезентации необычного?
- Как устроены аффективные/эмоциональные реакции на необычное?
- «Хорошее» и «плохое» необычное (эксклюзивность, курьез, причуда, эксцентрика, ерунда): как происходит ценностное означивание необычного?
- Режимы обычного: как структурирован порядок, относительно которого мыслится различие?
- Образы Другого: экзотика, аномалия, монструозность;
- Музейный объект: от кунсткамер к остранению/мумификации современного опыта
- Читательские/зрительские ожидания и их нарушение: необычное «внутри» канона (например, резкий поворот сюжета; изображение мифологического существа) и «поперёк» него (например, нарушение границ жанра);
- Сенсации и модерное «производство новизны» (в медиа, моде, и проч.)
- «Дизайн» необычного и экстраординарного;
- Экстраординарное как экстратерриториальное: внеземное, внепространственное, утопическое.
Конференция организована совместно со Школой актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС, факультетом Управления социокультурными проектами МВШСЭН и журналом «Теория моды»
Программа конференции (PDF, 748 Кб)
Оргкомитет конференции: Людмила Алябьева, Ксения Гусарова, Екатерина Лапина-Кратасюк, Елена Нагаева, Мария Неклюдова.
Лапина-Кратасюк Екатерина Георгиевна