• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Теории и методы современного исторического познания

2019/2020
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1 семестр

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Задачи курса: сформировать системное знание о путях достижения нового научного знания о человеческом опыте, зафиксированном в ходе исторического процесса; выработать навыки эпистемологического анализа исследовательских практик в сфере исторической науки и смежных дисциплинарных областях и методологической рефлексии собственной исследовательской работы. Курс основан на следующих принципах: (1) методология как рефлексия исследовательского опыта (Г. Риккерт, Р. Рорти, Ф. Анкерсмит); (2) идея обнаружения типа мировоззрения в метафизической системе, в том числе – в ее эпистемологической составляющей (В. Дильтей); (3) выделение двух линий эпистемологии: строгая наука vs экзистенциально-антропологический подход (Р. Рорти); (4) соотнесение методологических концепций исторического познания с социокультурными контекстами и типами рациональности. В ходе освоения дисциплины аспирант изучает основные теории и концепции современного исторического познания, приобретает умение эксплицировать парадигмальные основания историографических произведений и реализовывать современные теоретические подходы в практике собственного научного исследования.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать системное знание о путях достижения нового научного знания о человеческом опыте, зафиксированном в ходе исторического процесса.
  • Выработать навыки (1) эпистемологического анализа исследовательских практик в сфере исторической науки и смежных дисциплинарных областях и (2) методологической рефлексии собственной исследовательской работы.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Определяет философские / парадигмальные основания теорий и методов исторического познания
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Парадигмы исторического познания и их трансформации на протяжении XIX – начала XXI в.
    Позитивизм и его трансформации на протяжении XX в. Позитивизм: функции и метод исторического познания. Методологические поиски историков в XIX – начале XX в.: И.Г. Дройзен, Э. Фримен, Э. Бернгейм, Ш.-В. Ланглуа и Ш. Сеньобос. Кризис позитивизма. Эмпириокритицизм в контексте эпистемологии конца XIX в. Логический позитивизм (неопозитивизм): поиск оснований строго научного знания. Аналитическая философия истории (А. Данто). Постпозитивизм в социокультурном контексте постмодерна. Неокантианство и его влияние на историописание XX – начала XXI в. Марбургская и Баденская школы неокантианства. Науки о природе (номотетические) и науки о культуре (идиографические) в концепции Баденской школы. Логика исторической науки: анализ Г. Риккерта. М. Вебер: анализ неокантианства. В. Дильтей: критика исторического разума. Описательная психология: поиск оснований наук о духе. «Предметные продукты психической жизни» в концепции В. Дильтея. Русская версия неокантианства: А.И. Введенский, В.М. Хвостов, А.С. Лаппо-Данилевский, И.И. Лапшин. Проблема объекта исторического познания. Методы критики и интерпретации исторического источника. Неокантианская логика историописания в социально ориентированной истории начала XXI в.: проблема различения ценности и оценки. Феноменологические подходы в историческом познании. Феноменология Э. Гуссерля: поиск оснований строгой науки. Критика психологизма. Феноменологическая редукция и процедура эпохе. Опыт феноменологической редукции: «Начало геометрии» Э. Гуссерля. Феноменология Э. Гуссерля в интерпретации Ж. Деррида. Феноменологическая составляющая концепции А.С. Лаппо-Данилевского. Движение от понимания исторического источника как культурного феномена к феноменологии культуры. Феноменологическая концепция Ф. Анкерсмита.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Реферат
  • блокирующий Экзамен
    Критерии соответствуют критериям Программы кандидатского экзамена по специальности.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (I семестр)
    0.3 * Реферат + 0.7 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Теория исторического знания : учеб. пособие, Савельева, И. М., 2008

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Знание о прошлом. Т.1: Конструирование прошлого, Савельева, И. М., 2003
  • Знание о прошлом. Т.2: Образы прошлого, Савельева, И. М., 2006