• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-исследовательский семинар

2023/2024
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
1
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
3-й курс, 1 семестр

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Семинар посвящен обсуждению новых социальных теорий, изучению их аналитического потенциала в конкретных исторических исследованиях. Одна группа задач семинара состоит в том, чтобы освоить современные подходы к изучению исторических процессов с учетом специфики экономических, политических социальных аспектов их развития, а также понимать и глубоко осмысливать философские концепции науки; основные теории гуманитарных и социальных наук, представлять возможности междисциплинарного анализа, уметь использовать фундаментальные и прикладные теории в работе с историческим материалом. Другая группа задач предполагает апробацию результатов индивидуальной исследовательской деятельности аспирантов и развитие навыков научной дискуссии и публичной защиты. Работа семинара организована как серия докладов участников. Структура доклада всегда предполагает презентацию той или иной социальной теории и демонстрацию возможностей ее применения к конкретному историческому материалу диссертации. Для серьезной дискуссии в качестве оппонентов приглашаются аспиранты старших курсов и преподаватели, докладчики предлагают литературу для чтения. В ходе наших встреч мы пытаемся познакомиться с разными теориями, определить не только их эвристическую эффективность, но и границы применения, слабые места и слепые пятна. Часть занятий проходит в формате ридинг-семинаров, дискуссий, обсуждения рукописей статей участников и участия в научных мероприятиях Института гуманитарных историко-теоретических исследований им. А. В. Полетаева. По результатам посещения мероприятий пишутся репортажи и рецензии.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью научно-исследовательского семинара является совершенствование навыков применения научных теорий в работе над кандидатскими диссертациями. Для этого аспирант должен: • Рационально организовывать исследовательскую работу с научной литературой и источниками; • Понимать содержание, возможности и ограничения применения различных социальных и гуманитарных теорий; • Овладеть методами междисциплинарных исследований; • Уметь работать с конкретными методами в рамках определенной теории; • Совершенствовать умения работы с текстами: критика, анализ, обсуждение; • Совершенствовать навыки научной дискуссии и публичной презентации результатов своих исследований; • Приобрести навыки публичной защиты тезисов кандидатской диссертации.
  • Целью научно-исследовательского семинара является совершенствование навыков применения научных теорий в работе над кандидатскими диссертациями. Для этого аспирант должен: • Рационально организовывать исследовательскую работу с научной литературой и источниками; • Понимать содержание, возможности и ограничения применения различных социальных и гуманитарных теорий; • Овладеть методами междисциплинарных исследований; • Уметь работать с конкретными методами в рамках определенной теории; • Совершенствовать умения работы с текстами: критика, анализ, обсуждение; • Совершенствовать навыки научной дискуссии и публичной презентации результатов своих исследований; • Приобрести навыки публичной защиты тезисов кандидатской диссертации.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Способность выбирать и применять методы исследования, адекватные предмету и задачам исследования
  • Способность генерировать оригинальные теоретические конструкции, гипотезы и исследовательские вопросы
  • Способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, в том числе в междисциплинарных областях
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Современное состояние научных исторических журналов
  • Тема 2. Автобиография историка XX века как источник по истории исторической науки
  • Тема 3. Проблемы исторического времени
  • Тема 4. Интеллектуальная история и социология знания – перспективы синтеза
  • Тема 5. Публичная история: трансформация историка и профессионального исторического знания в публичном пространстве
  • Тема 6. История университета и рождение мифа об университете
  • Тема 7. Академическая экспертиза и саморегуляция научного сообщества
  • Тема 8. Сетевой анализ и его возможности в исследованиях интеллектуальной истории
  • Тема 9. Чем Мишель Фуко может быть полезен для историков?
  • Тема 10. Наследие советской гуманитаристики – подходы к исследованию и попытки реактулализации. Проекты культурной социологии и культурный поворот в медиевистике
  • Тема 11. Визуальный поворот и новая перспектива исторических и культурных исследований
  • Тема 12. Стала ли история социальной наукой?
  • Тема 13. Исследования символических репрезентаций власти в культурах прошлого
  • Тема 14. Использование подходов истории понятий в практике исследования истории идей
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Индивидуальная работа на семинарах
  • неблокирующий Выступление с докладом
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год I семестр
    0.5 * Выступление с докладом + 0.5 * Индивидуальная работа на семинарах
  • 2022/2023 учебный год I семестр
    0.5 * Выступление с докладом + 0.5 * Индивидуальная работа на семинарах
  • 2023/2024 учебный год I семестр
    0.5 * Выступление с докладом + 0.5 * Индивидуальная работа на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Futures past: on the semantics of historical time, Koselleck, R., 2004
  • Длинная тень прошлого : мемориальная культура и историческая политика, Ассман, А., 2018
  • Знание о прошлом. Т.1: Конструирование прошлого, Савельева, И. М., 2003
  • Исторические альманахи "Одиссей", "Казус", "Диалог со временем" : поиски моделей научной коммуникации, препринт WP6/2008/02, Гос. ун-т - Высшая школа экономики, 28 с., Свешников, А. В., Степанов, Б. Е., 2008
  • Распалась связь времен? : взлет и падение темпорального режима Модерна, Ассман, А., 2017

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Закат немецких мандаринов : академическое сообщество в Германии, 1890-1933, Рингер, Ф., 2008
  • Историческая наука на рубеже XX - XXI вв. : социальные теории и историографическая практика, Репина, Л. П., 2011
  • Науки о человеке : история дисциплин, Дмитриев, А. Н., 2015
  • Университет и город в России (начало XX века), , 2009