• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Аспирантский семинар

2024/2025
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
3
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
3-й курс, 2 семестр

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Семинар посвящен обсуждению новых социальных теорий, изучению их аналитического потенциала в конкретных исторических исследованиях. Одна группа задач семинара состоит в том, чтобы освоить современные подходы к изучению исторических процессов с учетом специфики экономических, политических социальных аспектов их развития, а также понимать и глубоко осмысливать философские концепции науки; основные теории гуманитарных и социальных наук, представлять возможности междисциплинарного анализа, уметь использовать фундаментальные и прикладные теории в работе с историческим материалом. Другая группа задач предполагает апробацию результатов индивидуальной исследовательской деятельности аспирантов и развитие навыков научной дискуссии и публичной защиты. Работа семинара организована как серия докладов участников. Структура доклада всегда предполагает презентацию той или иной социальной теории и демонстрацию возможностей ее применения к конкретному историческому материалу диссертации. Для серьезной дискуссии в качестве оппонентов приглашаются аспиранты старших курсов и преподаватели, докладчики предлагают литературу для чтения. В ходе наших встреч мы пытаемся познакомиться с разными теориями, определить не только их эвристическую эффективность, но и границы применения, слабые места и слепые пятна.Часть занятий проходит в формате ридинг-семинаров, дискуссий, обсуждения рукописей статей участников.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель аспирантского семинара – разработка методологии диссертационного исследования, и как следствие развитие навыков обсуждения, дискутирования и защиты положений своей научной работы. Поэтому центральная часть научно-исследовательского семинара связана с различными формами представления и обсуждения методологической части диссертационного исследования, прежде всего, в виде доклада аспиранта и его критики. Так как семинар является продолжающимся и объединяет аспирантов разных годов обучения, аспиранты разных курсов должны участвовать в различных видах работы, которые являются формами отчетности по НИС.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Воспроизводит основные понятия, термины и концепции современного исторического знания
  • Выявляет основные стратегии в современных исторических исследованиях, их способы построения и аргументации
  • Интерпретирует жанровое разнообразие современных форм публичного представления истории
  • Определяет особенности риторики и образов академической дискуссии в современной исторической науке
  • Использует методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы современных исторических подходов
  • Показывает навыки коллективной научной работы в рамках дискуссий, навыками научной дискуссии и публичного выступления
  • Имеет представления об основных направлениях в современной историографии, особенностях их теоретических оснований и методов
  • Высказывает критические суждения, необходимые при работе со словесными продуктами интеллектуальной деятельности человека, прежде всего с историографическими текстами разного уровня
  • Формулирует собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения
  • Разрабатывает и обосновывает методологию своего исследования
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение в дисциплину. Теория и методология истории
  • Тема 2. Представление методологии диссертационного исследования
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • блокирующий Письменная работа (методология исследования и рецензия)
    Для 2 курса 1. Доклад на семинаре по методологии диссертационного исследования (обязателен для аспирантов 2-го курса, аспиранты, сделавшие доклад в прошлом году освобождаются от доклада в этом, не делавшие доклад в прошлом году должны обязательно сделать его). Для каждого доклада необходимо 2 оппонента (1 аспирант 2 курса и 1 аспирант первого курса). Те, кто делал доклад в прошлом году, но пересмотрели вопросы или оптику своего исследования, по желанию, могут сделать повторный доклад в этом году. Докладчик должен представить всем участникам семинара основные тезисы своего доклада минимум за неделю до своего выступления, вместе с указанием 2-х текстов (статья или глава из монографии), которые наиболее полно представляют методы его исследования и которые должны прочитать все участники семинара для обсуждения доклада. Поэтому тезисы и статьи высылаются всем участникам семинара заранее. Докладчику предоставляется 20 минут на выступление. 2. Рецензирование/оппонирование доклада по методологии диссертационного исследования. Рецензия в печатном виде предоставляется минимум за три дня до семинара автору доклада для подготовки ответов на поставленные вопросы, а также высылается руководителям семинара. Рецензент выступает на семинаре с кратким сообщением, в котором делает упор на дискуссионные и проблемные места доклада. Выступление рецензента не должно превышать 10 минут. Для 1 курса 1. Рецензирование/оппонирование доклада по методологии диссертационного исследования. Рецензия в печатном виде предоставляется за три дня до семинара автору доклада для подготовки ответов на поставленные вопросы, а также высылаются руководителям семинара. Рецензент выступает на семинаре с кратким сообщением, в котором делает упор на дискуссионные и проблемные места доклада. Выступление рецензента не должно превышать 10 минут. 2. Доклад на семинаре по методологии диссертационного исследования могут сделать аспиранты первого года обучения по желанию, в этом случае на втором курсе они будут освобождены от обязательного выступления с докладом. Докладчик должен представить основные тезисы своего доклада минимум за неделю до своего выступления, вместе с указанием 2-х текстов (статья или глава из монографии), которые наиболее полно представляют методы его исследования и которые должны прочитать все участники семинара для обсуждения доклада. Поэтому тезисы высылаются всем участникам семинара заранее. Докладчику предоставляется 20 минут на выступление.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год II семестр
    0.9 * Письменная работа (методология исследования и рецензия) + 0.9 * Письменная работа (методология исследования и рецензия) + 0.1 * Работа на семинарах + 0.1 * Работа на семинарах
  • 2023/2024 учебный год II семестр
    0.9 * Письменная работа (методология исследования и рецензия) + 0.9 * Письменная работа (методология исследования и рецензия) + 0.1 * Работа на семинарах + 0.1 * Работа на семинарах
  • 2024/2025 учебный год II семестр
    0.9 * Письменная работа (методология исследования и рецензия) + 0.9 * Письменная работа (методология исследования и рецензия) + 0.1 * Работа на семинарах + 0.1 * Работа на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Bailey, S. (2017). Academic Writing : A Handbook for International Students (Vol. Fifth edition). London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1650435
  • Banner, J. M. (2012). Being a Historian : An Introduction to the Professional World of History. New York: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=438567
  • Hartley, J. (2008). Academic Writing and Publishing : A Practical Handbook. New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=224109
  • Hayot, E. (2014). The Elements of Academic Style : Writing for the Humanities. New York: Columbia University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=828352
  • Iggers, G. G. (2005). Historiography in the Twentieth Century : From Scientific Objectivity to the Postmodern Challenge. Middletown, CT: Wesleyan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=482374
  • Strongman, L. (2013). Academic Writing. Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=816736
  • Write Here, Right Now : An Interactive Introduction to Academic Writing and Research. (2018). Place of publication not identified: publisher not identified. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsotl&AN=edsotl.OTLid0000681
  • Академическое письмо. От исследования к тексту : учебник и практикум для вузов / Ю. М. Кувшинская, Н. А. Зевахина, Я. Э. Ахапкина, Е. И. Гордиенко ; под редакцией Ю. М. Кувшинской. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 284 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08297-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/541096 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Знание о прошлом. Т.2: Образы прошлого, Савельева, И. М., 2006
  • Культурные повороты: новые ориентиры в науках о культуре, Бахманн-Медик, Д., 2017
  • Теория исторического знания : учеб. пособие, Савельева И.М., Полетаев А.В., 2008
  • Теория исторического знания : учеб. пособие, Савельева, И. М., 2008

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Академическое письмо. Лексика. Developing academic literacy : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры, Меняйло В.В., Тулякова Н.А., 2017
  • Глобальная история современной историографии, Иггерс, Г., 2012
  • Знание о прошлом. Т.1: Конструирование прошлого, Савельева, И. М., 2003
  • Историческая антропология : пособие к лекционному курсу, Кром, М. М., 2004
  • Методология истории, Лаппо-Данилевский, А. С., 2013
  • Теория истории : Учеб. пособие для студентов вузов, Румянцева, М. Ф., 2002
  • Что такое глобальная история?, Конрад, С., 2018

Авторы

  • Польской Сергей Викторович
  • Ильина Кира Андреевна