• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Study tours: дорога с двухсторонним движением

Недавно Высшая школа менеджмента (ВШМ) ВШЭ принимала группу студентов из Школы менеджмента Корнельского университета (Cornell University, USA), которая специализируется на МВА программах. О программе study tour рассказывают старший преподаватель по международному бизнесу Корнельского университета и руководитель группы Елена Янкова и декан ВШМ Сергей Филонович.

— Елена, какова цель этого визита студентов Корнельского университета в ВШЭ?

Елена Янкова
Елена Янкова
Елена Янкова: Ознакомительные поездки являются обязательной частью программы обучения студентов Корнельского университета, по итогам которых они получают кредиты. В рамках study tours студенты знакомятся с особенностями развития экономики и бизнеса разных государств; за несколько последних лет наши студенты посетили Индию, Китай, Болгарию, Турцию, Колумбию, Бразилию, Японию и Южную Корею. Руководство нашей Школы считает важным предоставлять студентам возможности для получения практического опыта в изучении зарубежного бизнеса — его национальных особенностей, политико-экономической, социальной и культурной специфики, условий и принципов стратегического менеджмента различных компаний.

В программу ознакомительных поездок входят различные встречи, задания, культурные мероприятия, к которым студенты готовятся заранее, читая рекомендованную литературу и посещая перед отъездом из США небольшой курс лекций о принимающей стране. В ходе поездки студенты сравнивают знания, полученные до поездки, со своим личным опытом знакомства с тем или иным государством. По возвращении домой они пишут эссе в качестве финального задания study tour и получают кредиты.

К сожалению, университет не может финансировать такие поездки и берет на себя лишь незначительную часть расходов, поэтому студенты сами оплачивают study tours, что говорит об их реальной заинтересованности в таких образовательных поездках.

— Как началось сотрудничество между Высшей школой экономики и Корнельским университетом?

Елена Янкова: Примерно год назад, когда Лариса Тарадина, заместитель начальника управления развития международной деятельности ВШЭ, приезжала в Корнельский университет, я как раз занималась поиском контактов в российских университетах для организации поездки наших студентов в Россию. Мы познакомились, поговорили и убедились в том, что сотрудничество наших вузов может принести большую пользу обеим сторонам, поскольку оба университета серьезно заинтересованы в инновационном развитии и международном партнерстве. В итоге вместе со мной в Москву приехали 8 студентов Корнельского университета. Думаю, что в следующем году группа студентов будет более многочисленной.

— Что конкретно студенты Корнельского университета намеревались изучать в Вышке и в России в целом?

Елена Янкова: Как обычно, программу пребывания в России мы начали с небольшого вводного курса лекций. Первую обзорную лекцию об экономике России прочитал профессор факультета экономики ВШЭ Борис Кузнецов, затем состоялась лекция профессора Сергея Филоновича об основах и сравнительной специфике российского менеджмента. В Санкт-Петербургском филиале ВШЭ финальную лекцию об истории и социально-экономическом развитии города прочтет Жанна Кормина, заведующая кафедрой гуманитарных наук факультета социологии.

Помимо лекций, у нас запланированы визиты в представительства самых разных российских компаний: в филиал KPMG, банк ВТБ, РАО «Энергетические системы Востока», компанию Гланс, которая занимается дизайном, производством и продажей модной женской одежды, и гипермаркет «Окей». Кроме того, в Санкт-Петербурге мы планируем встретиться с генеральным менеджером одной из крупнейших сетей гостиничного бизнеса, который, кстати, является выпускником Корнельского университета.

Встреча в главном офисе РАО «Энергетические системы Востока» пройдет вместе с российскими студентами магистратуры факультета менеджмента ВШЭ, и мы планируем после брифинга с менеджерами компании провести командную проектную работу по выполнению конкретной бизнес-задачи, которая завершится презентациями студентов.

Большинство наших студентов заинтересованы в международной бизнес-карьере, поэтому для них важно научиться работать в мультикультурной среде и учитывать национальные особенности коммуникаций в разных странах. Поездка в Россию — безусловно, важная составляющая подготовки, необходимой для успешной будущей карьеры наших слушателей.

— Сергей Ростиславович, расскажите, пожалуйста, о системе study tours, о том, что это значит для ВШЭ — принимать иностранных студентов, приезжающих с такого рода визитами?

Сергей Филонович
Сергей Филонович
Сергей Филонович: Как известно, многие ведущие бизнес-школы Европы и США вводят в свои МВА программы так называемые study tours. К примеру, два года назад мы принимали студентов из британской Школы менеджмента Cranfield University. Затем грянул финансовый кризис, и наши британские коллеги сократили список стран, в которые они отправляют своих слушателей. Но недавно я получил письмо, из которого следует, что они снова рассматривают возможность приехать в Россию в 2012 году. Следует отметить, что сотрудничество с этим университетом началось еще на этапе формирования нашей бизнес-школы. В итоге 16 преподавателей ВШЭ съездили с 10-тидневными визитами в Великобританию. Эти поездки помогли нам удостовериться в том, что программы и курсы, разработанные для нашей бизнес-школы, соответствуют высокому уровню и требованиям, принятым в западных бизнес-школах. Это было 12 лет назад, поэтому сейчас такой же upgrade нужен нашим новым, молодым преподавателям.

Мы надеемся, что study tour студентов Корнельского университета в Вышку положит начало перспективному и взаимовыгодному сотрудничеству двух университетов. Мы очень рады тому, что смогли обеспечить для них разнообразную программу пребывания в России, учитывая пожелания студентов ознакомиться с компаниями разного профиля и статуса. Хочу подчеркнуть, что не было ни одной компании, которая отказала бы нам в приеме зарубежной группы. Это означает, что представителям российского бизнеса интересно мнение американских студентов о собственной деятельности. На мой взгляд, это повышает и авторитет ВШЭ в глазах руководства компаний.

Эпоха глобализации диктует свои правила игры, и Россия, входящая в состав БРИКС, привлекает серьезное внимание выпускников бизнес-школ всего мира, несмотря на наш не самый благоприятный инвестиционный климат. Если у студентов Корнельского университета останутся хорошие впечатления от поездки в Россию, то в следующем году к нам приедут уже не 8 ребят, а гораздо больше.

Что касается наших российских слушателей программ МВА, то, поскольку они обучаются на вечернем отделении и по возрасту существенно старше американских ребят, мы не планируем организацию подобных туров в Америку. Однако мы очень заинтересованы в том, чтобы некоторые из наших преподавателей смогли поехать на стажировку в Cornell University и освоить новые подходы к преподаванию своих дисциплин. Я думаю, в конечном итоге этот первый, неформальный проект с Cornell University станет «дорогой с двухсторонним движением».

Валентина Грузинцева, Новостная служба портала ВШЭ