• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ВШЭ и РЭШ: совместный бакалавриат

В сентябре 2011 года открывается совместная бакалаврская программа Высшей школы экономики и Российской экономической школы. О задачах, специфике и перспективах программы рассказывают декан факультета экономики ГУ-ВШЭ Владимир Автономов и проректор Российской экономической школы (РЭШ) Константин Сонин*.

— Какой статус будет иметь совместная программа Высшей школы экономики и Российской экономической школы?

Владимир Автономов
Владимир Автономов
В. Автономов: Совместная бакалаврская программа ВШЭ и РЭШ открывается в качестве отделения факультета экономики Высшей школы экономики, первый прием намечен на сентябрь 2011 года. По окончании программы выпускники получат два диплома. Условия и возможности поступления на эту программу такие же, как и на факультет экономики ВШЭ – Всероссийская олимпиада, межрегиональная олимпиада и, естественно, ЕГЭ.

Я вижу заинтересованность двух сильных экономических вузов в создании продукта, который возьмет все самое лучшее от обеих сторон: от ВШЭ – многолетний опыт бакалаврского образования, от РЭШ – опыт в подготовке исследователей международного уровня. Нам интересно взаимодействовать с РЭШ, одной из ведущих школ подготовки экономистов в России. Мы говорим с коллегами на одном языке, у нас одинаковые ценности, есть все необходимые основания для выработки совместной программы.

— Какие надежды вы связываете с программой совместного бакалавриата?

Константин Сонин
Константин Сонин
К. Сонин*: В 1992 году, когда РЭШ только создавалась, мы были уверены в том, что через десять лет будем целиком ориентированы на выпускников-бакалавров экономического профиля. Однако этого не произошло – основной наш контингент по-прежнему составляют выпускники бакалаврских программ по математике и физике. За прошедшие годы мы добились лидирующего положения в сфере магистерского экономического образования и, конечно, заинтересованы в создании такого бакалавриата по экономике, который, кроме всего прочего, позволит обеспечить приток в нашу магистратуру сильных и подготовленных ребят с базовым экономическим образованием. К нам приходят сильные ребята из Вышки и с экономического факультета МГУ, но в целом на сегодняшний день в России задача создания конкурентоспособных на международном уровне бакалавриатов по экономике не решена. Наша совместная программа и должна восполнить этот пробел. Мне кажется, было бы здорово, если бы талантливые дети, имеющие возможность учиться в Лондонской школе экономики, в Гарвардском или Йельском университетах всерьез рассматривали ВШЭ как альтернативу ведущим вузам мира.

— В чем специфика совместной программы по сравнению с уже существующим вышкинским бакалавриатом?

В. Автономов: Эта программа будет более свободной, она предоставит студентам еще больше возможностей для выбора предметов даже по сравнению с нашим оригинальным стандартом. Сократится количество обязательных курсов, предполагается, что одновременно студент будет изучать не более пяти курсов в семестр, и обязательными из них будут только экономические и математические дисциплины. Остальную часть учебного плана студент сможет сформировать сам: у него будет возможность выбирать курсы по биологии, психологии, истории, философии, физике и так далее. Планируется, что мы будем обучать наших студентов коммуникационным навыкам не только на русском, но и на английском языке, – они смогут делать презентации, писать научные работы на двух языках.

К. Сонин*: Эта программа действительно является инновационной в организационном плане. Конечно, эта инновационность очевидна только в сравнении с российским статус-кво, достаточно архаичным. Организационно наша программа будет ближе к европейским программам, хотя мы постарались заимствовать все хорошее и из лучших американских. Мы не хотим, чтобы ребенок был навсегда связан своим выбором, сделанным в 16-17 лет. В советской системе получалось, что если вы поступаете на математический факультет, то ничего не узнаете на университетском уровне из биологии или лингвистики, а если поступаете на биологию, то ничего не знаете ни по computer science, ни по экономике – разве что не самые лучшие преподаватели вам прочтут лишь общий курс. В таком университете трудно стать специалистом по компьютерной биологии или экономистом, специализирующимся в вопросах здравоохранения.

Если мы хотим конкурировать с Гарвардом или Оксфордом, у нас должна быть программа, которая как минимум отвечает их стандартам. Поэтому с точки зрения преподавания она будет довольно стандартной для лучших исследовательских университетов мира. Экономика и математика – два основных предмета и много курсов по выбору. Организационные детали еще требуют уточнения: в частности, для нас важно, чтобы размер группы был не больше 25 человек, профессор должен знать своих студентов по именам, и иметь время для достаточно продолжительного общения. Мы надеемся, что студенты других подразделений ВШЭ также будут иметь возможность слушать курсы в рамках нашей программы и наоборот, наши студенты будут посещать занятия на других факультетах. Важно, чтобы совместная программа была одновременно частью и большого университета (ВШЭ), и маленькой, но сильной РЭШ.

— Совместный бакалавриат двух ведущих экономических вузов страны – это предложение, от которого сложно оказаться, и это добавляет еще одного конкурента в борьбе за лучших абитуриентов.

В. Автономов: Действительно, от конкуренции совсем тут не уйдешь. Но вышкинскому факультету экономики это не в новинку: на экономическом образовательном поле мы конкурируем за хороших студентов с Международным институтом экономики и финансов, факультетом мировой экономики и мировой политики, и при этом у нас сохраняются партнерские отношения, есть совместные научные проекты. Мы рассчитываем на дальнейшее развитие партнерских отношений и с Российской экономической школой. Во всяком случае конкуренцию за магистров обе стороны воспринимают вполне позитивно. Многие наши бакалавры идут в магистратуру РЭШ, которая является одной из сильнейших в Европе, она нацелена на формирование исследователей для мирового академического рынка. Но многие остаются в магистратуре Вышки, так как у нас есть такие магистерские программы, которых нет в РЭШ. Так что от конкуренции нам не уйти, и это не плохо: есть чему друг у друга поучиться. Думаю, что положительный эффект от взаимодействия будет преобладать над естественными издержками конкуренции.

— Каким образом формируется преподавательский состав для данной программы, будет ли процедура отбора конкурсной?

В. Автономов: Уверен, что в число преподавателей на совместной программе попадут лучшие специалисты из РЭШ и ВШЭ, но окончательное решение будет принимать международный академический совет, состоящий их внешних как по отношению к РЭШ, так и по отношению к ВШЭ, американских и западноевропейских исследователей и преподавателей. Именно внешние эксперты будут рассматривать кандидатуры, которые предлагаются нами, и выносить свой вердикт – достоин ли преподаватель работать на этой программе.

К. Сонин*: Хотелось бы, чтобы как и в ведущих университетах мира, на этой программе работали действующие ученые, умеющие преподавать в современной манере, уделяя внимание формированию коммуникативных навыков студентов. Ребята должны много читать и обсуждать прочитанное с преподавателями. Нормальная система преподавания подразумевает, что студент прочтет и напишет то, что ему задали, а преподаватель с ним это обсудит. А не так, как часто бывает в российских вузах: студенты скачивают рефераты из интернета, а преподаватели эти рефераты не читают. Зачем читать, если это скачано из интернета? Студенты же рассуждают так: зачем что-то делать самому, если преподаватель все равно ничего не читает! Получается кривое равновесие.

— Каких абитуриентов вы хотели видеть на данной программе?

В. Автономов: Нам бы хотелось, чтобы в этот бакалавриат пришли выпускники математических школ, те, кто видит математическую или естественнонаучную карьеру, и кому мы готовы предложить альтернативу в области общественных наук.

К. Сонин*: Этой альтернативы не было в России не протяжении многих десятилетий: сильные выпускники математических школ шли проторенной дорогой на математические и физические  факультеты. Это было связано с тем, что в СССР фактически существовал запрет на профессии: в частности, практически никто не занимался современной экономикой, социологией, антропологией, а той же политологии как научной дисциплины, в которой используются, например, самые современные методы математической статистики, вообще не существовало. Мы же хотим предоставить ребятам возможность реализовывать свои математические таланты в экономике. Если мы посмотрим на мировой опыт, то для того чтобы быть действительно серьезным исследователем в экономике, математические способности нужны не меньшие, чем для профессиональной математики.

РЭШ и ВШЭ – это первые вузы в России, которые нанимают профессоров на международном рынке. Наши собственные профессора являются исследователями, которые наняты по конкурсу, а условием продления контракта с преподавателем является то, что он публикуется в научных журналах и выступает на научных конференциях. И если мы посмотрим на лучших молодых профессоров до 40 лет, то те люди, которые работают в РЭШ и в ВШЭ, вполне сравнимы с профессорами Лондонской школы экономики. И экономику в нашей совместной программе будут преподавать только такие люди. Все дисциплины на нашей программе будут преподавать лучшие, кто есть в России. Если же мы в России не найдем таких, значит, привезем и научим русскому языку иностранцев.

— Какие профессиональные стратегии будущих выпускников совместной программы вам кажутся наиболее вероятными?

В. Автономов: Вероятно, многие пойдут в магистратуру РЭШ, кто-то пойдет в нашу магистратуру, – трудно загадывать. Наши студенты в основном ориентированы на деятельность на практике, в бизнесе, в хорошо оплачиваемых секторах российской экономики. Выпускники магистратуры РЭШ ориентированы на академическую карьеру, но есть достаточно много примеров успешных карьер выпускников в крупных корпорациях и государственных органах. Профессиональные стратегии будущих выпускников совместной программы, как и любых других выпускников Вышки, будут зависеть от тенденций на рынке труда. Факультет со своей стороны каждый год с удовольствием берет своих выпускников в качестве преподавателей.

К. Сонин*: В отношении профессиональных стратегий и трудоустройства выпускников мы хотим разбить еще один сложившийся в российском образовании стереотип – о «недоделанности» бакалавров. Многие продолжают считать, что бакалавр – это человек с неполным высшим образованием, и большинство студентов идет работать только после магистратуры или специалитета, или, что еще хуже, параллельно с обучением в магистратуре и даже аспирантуре. Как показывает мировой опыт, в этом нет абсолютно никакой необходимости: человек может быть успешным бизнесменом или инженером после четырех лет высшего образования. Поэтому мы хотели бы, чтобы после бакалавриата нашей совместной программы ее выпускники обладали всеми возможностями – могли пойти учиться в аспирантуру или магистратуру, или пойти работать, обладая для этого достаточными навыками. Наш выпускник будет хорошо знать экономику, будет уметь пользоваться всеми средствами анализа данных, будет хорошо знать английский язык, а всему остальному он научится на рабочем месте. Главное – он будет уметь учиться.

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Результаты опроса "Бакалавриат: часть или целое?"

 

* Константин Сонин включен Минюстом в список физлиц, выполняющих функции иностранного агента.