• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Интуиция в искусстве и бизнесе

 Видеозапись

Чем схожи занятия бизнесом и искусством? Какие черты личности, склонности и устремления одинаково присущи настоящему предпринимателю и настоящему художнику? В рамках проекта ВШЭ «Университет, открытый городу», декан Высшей школы менеджмента ВШЭ Сергей Филонович рассказал об этом в своей публичной лекции.

Сергей Филонович обладает широким кругом интересов, прекрасно разбирается в живописи и даже свои лекции для студентов читает неординарно, так что слушать его полезно не только менеджерам, но и любителям искусства. С открытой лекцией «Бизнес и искусство: возможности и проблемы взаимодействия» он выступил 17 апреля в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Что есть бизнес? Лектор так сформулировал ответ: деятельность, направленная на создание ценностей для потребителя при условии получения прибыли и ее распределения. А что есть искусство? Одно из принятых определений гласит: особый способ познания и отражения действительности. Что же общего может быть между этими двумя разнонаправленными, казалось бы, движениями?

Оставим в стороне напрашивающийся ответ о том, что искусство тоже приносит деньги своим создателям, значит, оно тоже бизнес, а настоящий бизнес — это всегда немного искусство. Все сложнее и глубже.

Сегодня при возросшей скорости изменения среды уже очень сложно придумать что-то принципиально новое, сформировать потребность в нем и потом эту потребность удовлетворять, зарабатывая деньги

Бизнес удовлетворяет потребности социума, а еще он их формирует. Например, до Стива Джобса у общества не было сформировавшейся потребности в персональных компьютерах. И таких примеров можно привести сотни, причем не только из нашего времени. Скажем, до массового производства автомобилей людей вполне устраивали лошади, а до изобретения промышленного ткацкого станка и домов моды — домотканая самосшитая одежда. То есть открытие нового бизнеса (неважно, в каком веке это происходит) возможно только на основе способности некоторых людей к интуитивному понятию мира, той самой творческой интуиции, которая объединяет настоящего бизнесмена и настоящего художника. Собственно говоря, это называется одним словом: талант.

Но если в прежние века скорость жизни и распространения информации была значительно ниже, легче было креативные идеи «ловить из воздуха», то сегодня при возросшей скорости изменения среды уже очень сложно придумать что-то принципиально новое, сформировать потребность в нем и потом эту потребность удовлетворять, зарабатывая деньги. Для такого надо быть настоящим творцом. Как пример — Марк Цукерберг и его «Фейсбук».

Понятно, что бизнес помогает искусству материально, меценаты были и будут, и без них театрам и музеям жить трудно. Понятно, что еще один способ финансирования — коллекционирование, когда произведения искусства становятся «объектами социально приемлемой алчности». Но есть и более высокотехнологичная помощь, связанная с созданием и развитием новых технологий и материалов, например, для хранения, реставрации и копирования произведений искусства. 3D-принтер скопирует «Мону Лизу» лучше любого человека.

Но и искусству есть чем ответить на щедрые дары своих бизнес-поклонников. В первую очередь многовековым навыком развития той самой творческой интуиции, которую можно воспитать в предпринимателе, как в художнике. Кроме того, искусство обладает бесценным опытом поиска талантов, их выявления и «управления талантами», когда режиссер руководит коллективом не менее успешно, чем предприниматель.

Так что не за горами счастливые времена, когда курс истории искусства украсит расписание занятий студентов-менеджеров. По словам Сергея Филоновича, осталось всего-то каких-нибудь лет двадцать.

Ольга Колесникова, специально для новостной службы портала ВШЭ