• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Какие профессии понадобятся в системе образования будущего?

2 июня Агентство стратегических инициатив и Институт образования ВШЭ провели круглый стол на тему «Будущие профессии в образовании», после которого были подведены итоги конкурса студенческих эссе «Крылья образования» и первого этапа конкурса инновационных проектов в образовании.

На круглом столе эксперты обсуждали, как в ближайшем будущем изменится рынок труда в сфере образования, какие новые профессии будут востребованы и что произойдет со старыми. Актуальность темы обусловлена изменением запросов потребителей образовательных услуг на всех уровнях образования — от детских садов до школ бизнеса.

Один из новых запросов — на инклюзивное образование. По мнению научного руководителя Института образования ВШЭ Исака Фрумина, спрос на специалистов, способных работать с людьми с особыми потребностями, в ближайшее время возрастет. Современные педагогические технологии позволяют таким людям учиться наравне со всеми, и этими технологиями работники системы образования должны владеть.

Рынок труда меняется быстро, одного образования на всю жизнь не хватает, все больше людей получают новую профессию или повышают квалификацию

Еще один запрос — на непрерывное образование. Рынок труда меняется быстро, одного образования на всю жизнь не хватает, все больше людей получают новую профессию или повышают квалификацию. А значит, нужны специалисты, способные направить человека на новую траекторию профессионального развития или помочь ему усовершенствовать имеющиеся компетенции.

Участники круглого стола обсудили гипотезу о том, что в будущем произойдет разделение преподавателей на два типа: одни транслируют знания, а другие развивают личностные качества учащихся. По мнению декана Высшей школы менеджмента ВШЭ Сергея Филоновича, хороший преподаватель школы бизнеса не передает знания, а помогает своим слушателям стать успешными, подсказывает, в каком направлении развиваться, и они готовы за это платить. Руководитель проекта Агентства стратегических инициатив «Глобальный форсайт образования» Павел Лукша заявил, что профессиональные навыки у работников и сегодня формируются благодаря корпоративному обучению — университеты дают только общие компетенции. А директор Федерального института развития образования Александр Асмолов сказал о ведущей роли преподавателей дополнительного образования в формировании личностных качеств школьников.

Новые специальности в образовании будут связаны с сопровождением учебного процесса. Как считает Исак Фрумин, вырастет спрос на профессионалов в области психологических измерений, в том числе специалистов по составлению тестовых материалов.

Системе образования придется искать новые источники финансирования — рассчитывать только на государство не приходится. Сфера образования уже предъявляет спрос на юристов, финансистов, маркетологов, фандрайзеров

Еще одну разновидность специалистов руководитель магистерской программы Института образования ВШЭ «Доказательная образовательная политика» Петр Сафронов назвал «утилизаторами». Они могут проанализировать тенденции развития экономики, рынка образовательных услуг и подсказать, как не оставить людей без работы.

Появление другой группы профессий связано с тем, что системе образования придется искать новые источники финансирования — рассчитывать только на государство не приходится. Сфера образования уже предъявляет спрос на юристов, финансистов, маркетологов, фандрайзеров. Директор Департамента образовательных программ Института образования ВШЭ Александр Сидоркин считает, что в сфере образования будут востребованы бизнес-стандарты: потребуются специалисты, которые смогут определить, в каких случаях нужно привлекать частных инвесторов и договариваться с ними.

Итоги конкурсов

Участники конкурса предложили проекты, которые могут изменить систему образования и создать запрос на новые профессии. Всего было подано 577 заявок из 13 стран, конкурсная комиссия отобрала 28 заявок, авторы которых в этом году примут участие в летней школе Института образования ВШЭ

Инновации в образовании внедряются уже сегодня. Институт образования ВШЭ при поддержке Агентства стратегических инициатив и Комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ проводит конкурс инновационных проектов, промежуточные итоги которого были подведены на круглом столе. Участники конкурса предложили проекты, которые могут изменить систему образования и создать запрос на новые профессии. Всего было подано 577 заявок из 13 стран, конкурсная комиссия отобрала 28 заявок, авторы которых в этом году примут участие в летней школе Института образования ВШЭ.

По итогам еще одного конкурса — студенческих эссе «Крылья образования» об инновациях в образовании — были объявлены победители. Первое место заняла Дарья Хохлова из СПбГУ, предложившая концепцию развития научных школ. Второе место у Святослава Наливайко из МФТИ, написавшего эссе о способах финансирования образования. Третье место досталось Анастасии Якубович из ВШЭ, ее работа была посвящена созданию специальных центров профориентации и психологической подготовки старших школьников.

Екатерина Рылько, специально для новостной службы портала ВШЭ

Фото Михаила Дмитриева