• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Международное исследование iPIPS оценивает успехи ребенка, а не страны

28 октября на традиционном семинаре Института образования ВШЭ обсуждалось международное сравнительное исследование iPIPS. В нем изучается развитие детей при поступлении в школу и во время первого года обучения. Исследование было придумано в Великобритании, а специалисты Института образования ВШЭ адаптировали его и впервые провели в России.

Тема международных сравнительных исследований качества образования всегда вызывает повышенный интерес не только в профессиональном сообществе, но и на государственном уровне. Страны соревнуются друг с другом, кто займет место повыше в PISA, TIMSS или PIRLS — исследованиях, фиксирующих успехи детей разного возраста в чтении, математике и естественных науках. Теперь же на семинаре Института образования было представлено исследование, главная цель которого — оценка индивидуального прогресса первоклассников. Как подчеркнул научный руководитель Института образования Исак Фрумин, исследователи изучают то, что происходит с ребенком в школе.

Поскольку исследование проводится в разных странах, человечки на картинках в заданиях бесполые и покрашены в цвета, отличающиеся от цвета человеческой кожи, – не должно быть расовой и половой составляющей

iPIPS (The International Performance Indicators in Primary Schools) — международное исследование развития детей при поступлении в школу и во время их первого года обучения — было придумано около 20 лет назад в Великобритании, в университете Дарема, входящем в топ-5 британских университетов по разным направлениям. В отличие, например, от спорта, где, чем быстрее спортсмен бежит стометровку, тем выше прогресс, в образовании оценить прогресс крайне сложно, потому что сегодня ребенок изучает одни темы, а завтра другие. Однако британским ученым удалось разработать инструментарий, который сегодня используется и в других странах. Российские коллеги во главе с директором Центра мониторинга качества образования ВШЭ Еленой Кардановой смогли не только «локализовать» его в России, но и внесли свой вклад в его развитие.

Как оценивают детей?

Как рассказали профессор университета Дарема Питер Тиммс (руководитель проекта iPIPS), и Кристина Меррел, ведущий научный сотрудник Центра оценки и мониторинга университета Дарема, в ходе исследования оцениваются навыки чтения, кратковременная память, физическое развитие, особенности поведения и другие параметры, которые влияют на успех детей в дальнейшей жизни. Например, один из важных показателей — концентрация внимания: если ребенок способен быть сосредоточенным в течение 15 минут, он потом лучше будет успевать по чтению и математике. Достаточно оценить ребенка дважды — в начале учебного года и в конце, и будет видна динамика.

Один из примеров заданий

Один из примеров заданий в английской версии исследования (внизу — инструкция для интервьюера)

Сам опрос ребенка (используются компьютерные технологии) и наблюдение за ним организованы так, чтобы он не только не уставал, но и получал удовольствие, — на ошибках детей не заостряется внимание, предлагаются забавные задачи, скажем, про мороженое. Для оценки координации движений предлагаются простейшие упражнения — например, лечь и встать без помощи рук. Поскольку исследование проводится в разных странах, человечки на картинках в заданиях бесполые и покрашены в цвета, отличающиеся от цвета человеческой кожи, — не должно быть расовой и половой составляющей.

«Для нас важна «добавленная стоимость» в образовании, — говорит Питер Тиммс. — Качество работы школы характеризуют не результаты учеников, а индивидуальный прогресс, которого они достигли благодаря обучению. В этом отличие от PISA — на основе ее результатов невозможно оценить работу системы образования. Мы ведь не знаем, с чего начинали дети, которые выполняли задания PISA».

Что в России?

По словам директора Центра мониторинга качества образования ВШЭ Елены Кардановой, исследователи обратились именно к iPIPS, потому что это инструмент индивидуального оценивания, нацеленный на диагностику конкретного ребенка, причем ребенок воспринимает сам процесс оценивания как игру. Такого в России еще не было — обычно в ходе исследования сравниваются между собой страны, диагностируются тенденции развития образования. К тому же iPIPS — очень качественный инструмент, разработанный в соответствии с достижениями современной тестологии и признанный в мире.

Перед тем, как приступить к опросам детей, исследователи разработали новые задания, которые больше подходят наши детям по возрасту (в Великобритании дети идут в школу раньше на два года), при этом, поскольку исследование международное, были сохранены некоторые задания, общие для всех стран.

Базируясь на этой информации, можно корректировать учебный процесс, выстраивая индивидуальные траектории обучения и оценивая прогресс каждого ученика в отдельности

Карданова Елена Юрьевна

директор Центра мониторинга качества образования

Пилотный проект iPIPS в России был реализован в прошлом учебном году в Новгородской области: 300 первоклассников из разных школ опрашивались в октябре — в начале учебного года, и в апреле-мае. Помимо заданий для детей, исследование включало анкеты для родителей и учителей, разработанные совместно с университетом Дарема. В роли интервьюеров в основном выступали студенты магистерской программы Института образования ВШЭ «Измерения в психологии и образовании». Дети, опрошенные в прошлом году, получали дошкольное образование до введения нового стандарта, и в дальнейшем интересно понять, чем от них будут отличаться дети, пришедшие в школу после детских садов, работающих по новому стандарту.

Сейчас масштабы исследования расширяются — этой осенью оно проводится уже в трех регионах, и весной 2015 года те же дети будут обследованы еще раз, чтобы оценить индивидуальный прогресс. Собирается информация о школах, учителях, методиках работы учителей, контекстная информация о семьях, об их вовлеченности в школьную жизнь детей.

В дальнейшем iPIPS в России планируется использовать для анализа работы системы образования, факторов, влияющих на прогресс детей, оценку эффективности дошкольного образования, эффективности различных учебно-методических комплексов и так далее. Другой важный аспект — рекомендации учителям, школьным психологам и директорам школ о том, как нужно работать с конкретными детьми, по результатам индивидуальной диагностики. «Базируясь на этой информации, можно корректировать учебный процесс, выстраивая индивидуальные траектории обучения и оценивая прогресс каждого ученика в отдельности», - считает Елена Карданова.

Борис Старцев, специально для Новостной службы ВШЭ