• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Какая философия нам нужна?

С 1 по 5 февраля в Карелии  прошла Всероссийская зимняя философско-психологическая школа «О философии в вузе — без прикрас, но с надеждой».

Основная тематика заседаний и дискуссий школы касалась актуальных проблем преподавания философии в университетах, которое далеко не всегда отвечает своему истинному предназначению и вообще требует периодического пересмотра содержания курсов, форм и методов обучения.

Инициатором, автором концепции Школы и ее организатором стала Ольга Мартьянова, старший преподаватель кафедры философии Петрозаводского государственного университета и координатор Фонда «Оксфорд — Россия» (ОРФ).

В работе Школы приняли участие стипендиаты ОРФ, победители всероссийского конкурса эссе «Что я изменил бы в вузовском курсе философии?». Высшую школу экономики представляли: ординарный профессор Владимир Порус, старший преподаватель кафедры общей и экспериментальной психологии Алексей Улановский, студентка 4-го курса факультета экономики Елена Сергеева, студент 4-го курса факультета психологии Михаил Пермогорский и студентки магистратуры факультета социологии Александра Гаврикова и Елена Сухова.  

Как отметили многие участники Школы, преподавание философии в российских вузах настоятельно требует реформ, в том числе осмысления цели курсов по философии в структуре высшего образования. Что такое современная вузовская философия? Какая философия нам нужна? В каком направлении должно идти реформирование? Возможны ли реформы вообще? На эти и другие вопросы пытались неформально ответить и преподаватели, и студенты разных вузов и разных специальностей: философы, психологи, социологи, экономисты, историки, юристы, математики. Всем участникам форума была предоставлена возможность высказаться, поделиться своими взглядами, обменяться мнениями по проблемам философии как науки о жизни и эффективным методам ее преподавания.

Программа Школы по традиции включала в себя тематические лекции известных специалистов об актуальных проблемах и путях развития современной философской науки, тренинги по технике развития креативности, круглые столы, на которых студенты рассказывали о преподавании философии в своих вузах, дискуссии и беседы за чашкой чая. Поскольку одной из основных задач проведения Школы было расширение межуниверситетских связей, на заседаниях неоднократно обсуждались и перспективы образовательного и научного сотрудничества между вузами страны.

Школа прошла на живописном берегу Светлого озера, что создало особую, непринужденную атмосферу ежедневных занятий и внесло разнообразие в культурную программу: катание на лыжах и санках, прогулки по зимнему лесу, экскурсия по Петрозаводску, просмотры и обсуждение интересных фильмов, выступление ансамбля ранней средневековой музыки «DROLLS».

Подводя итоги Школы, директор Фонда «Оксфорд-Россия» А.Сергиевская отметила, что «фонд не меньше студентов заинтересован в проведении подобных встреч, а потому и дальше будет оказывать им всяческую поддержку».

Михаил Пермогорский и Алексей Улановский для Новостной службы портала ГУ-ВШЭ