• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Образование должно стать основным инструментом преодоления бедности

Александр Морозов. «Сельская бесплатная школа» (1865)

Александр Морозов. «Сельская бесплатная школа» (1865)
© Википедия

Сегодня российские школы и профессиональные колледжи не сглаживают социальное неравенство, а в ряде случаев, напротив, его усугубляют. Как изменить систему образования, чтобы ученики из бедных семей добивались в жизни успеха, обсудили 19 июня участники заключительного семинара Института образования НИУ ВШЭ.

Это традиционный июньский семинар, посвященный памяти Анатолия Пинского, на нем подводят итоги года и обсуждают ключевые проблемы современного образования.

Актуальность выбранной темы объясняется тем, что в новом майском указе Президента России национальной целью объявлено «снижение в два раза уровня бедности в Российской Федерации». Эта цель — одна из самых трудных и амбициозных, считает научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин. Среди семей с доходами ниже прожиточного минимума почти 70% — это семьи с детьми. Исследования показывают, что у детей из малообеспеченных семей образовательные результаты ниже, чем из благополучных, и многие не достигают базового уровня функциональной грамотности, теряют шансы на продолжение образования, социальную адаптацию и успешную карьеру.

«Образование — это основной инструмент, позволяющий людям перейти от бедного домика к более солидному, от мало зарабатывающих родителей — к собственному высокому заработку, — заявил ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов. — И здесь у образования всего две альтернативы: упорный труд и случай. Но в современной экономике упорный труд без образования не приводит к успеху, а случайность не прогнозируема, и ее значимость в общественном сознании с 1990-х годов упала».

С бедностью прямо связана проблема неуспешных людей, тех, кто родился в небогатой семье с низкими культурными запросами, плохо учился в школе (вывод о том, что чем беднее семья, тем ниже образовательные результаты ребенка, подтверждает международное исследование качества образования PISA), окончил тот колледж, в который взяли, и нашел низкооплачиваемую работу. Такой человек может себе позволить немногое, не знает, как изменить ситуацию, но это не самая драматичная траектория, считает Ярослав Кузьминов. У большой группы людей жизнь складывается еще хуже — 5 млн молодых людей до 30 лет не работает, и часть из них находится в тюрьмах.

В экономически неуспешного человека общество вкладывает больше, чем он зарабатывает (ему платят пособие по безработице, полиция оберегает от него других граждан и проч.). Однако силами Минтруда проблему неуспешности не решить — нужны усилия со стороны образования. Но пока система образования не сглаживает социальное неравенство, а в ряде секторов его усугубляет, заключил ректор ВШЭ.

В 1990-е Россия была страной победившего элитизма, считалось, что нужно поддерживать лишь успешных людей, но такой подход невозможен сегодня

С этими тезисами все соглашаются, но парадокс в том, что для изменения ситуации ничего не делается, в политике эта тема не стала приоритетной. «То ли мы стесняемся, то ли нам кажется, что если о проблеме не говорить, она рассосется сама собой, — отметил Ярослав Кузьминов. – В 1990-е Россия была страной победившего элитизма, считалось, что нужно поддерживать лишь успешных людей, но такой подход невозможен сегодня, и его сохранение может нам дорого обойтись».

В докладе Центра стратегических разработок и Высшей школы экономики «12 решений для нового образования» предложено несколько инструментов преодоления неуспешности средствами системами образования. Это создание психолого-педагогического патроната, который поможет молодым родителям грамотно воспитывать детей и позитивно повлияет на успех этих детей в школе, индивидуализация образования, в том числе благодаря цифровым технологиям, обеспечение равных образовательных возможностей и успеха каждого и другое.

Но на сегодняшний день ситуация плачевна. В школах, где концентрируются слабые дети, хуже доступ к образовательным ресурсам, чем в школах, где больше сильных детей, констатирует заведующий Международной лабораторией анализа образовательной политики Института образования НИУ ВШЭ Андрей Захаров. Там нет программ повышенного уровня, ниже качество учительских кадров. Лонгитюдное исследование, оценивающее карьерные траектории людей на протяжении всей жизни, показало, что из числа детей, попавших в группу функционально неграмотных по результатам PISA, 43% планировали получить высшее образование, но по факту в вузах оказалось в два раза меньше. Остальные пошли в профессиональные колледжи или сразу на рынок труда. Из двух детей с одинаковыми результатами PISA тот, чьи родители получили высшее образование, с большей вероятностью продолжит учебу в 10-11 классах, чем тот, у которого не получили.

Вопрос о снижении доли неуспешных детей находится в центре повестки образовательной политики во всем мире, отметил директор Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ Сергей Косарецкий. В числе целей устойчивого развития ООН — сокращение неравенства, в том числе в сфере образования. Доклад Всемирного банка в конце прошлого года был сфокусирован на проблемах группы детей, не достигающих базовой функциональной грамотности. Решение проблемы в развитых странах начинается с фиксации статуса детей, семей, школ, территорий, которые находятся в уязвимом положении, и им оказывается поддержка, в том числе финансовая, когда, например, школы, работающие в сложных социальных контекстах, получают дополнительное финансирование. В современной России есть возможность использовать опыт, продолжив формирование справедливой социальной повестки, заданной еще в майских указах 2012 года.

Академик РАН и РАО Алексей Семенов напомнил, что одним из пунктов майских указов была разработка Концепции развития математического образования в Российской Федерации, и ее главный тезис — «Нет детей, неспособных к математике». По его мнению, согласие учителей с тем, что в каждом ребенке есть талант и что его нужно раскрыть, дает возможность не только достижения высоких образовательных результатов, но и выстраивания персональных образовательных траекторий. Целью обучения каждого ребенка не должны быть 100 баллов по всем предметам на ЕГЭ — достаточно понимания учителем его собственных целей и целей, которые ставит его семья.

Подводя итоги обсуждения, Исак Фрумин отметил, что в ближайшем учебном году тема преодоления бедности станет одной из ключевых в исследованиях образования. Предстоит ответить на вопрос, какие шаги нужно предпринять для решения этой проблемы.