• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Они находят свои мысли в наших словах"

Один из профессоров Высшей школы менеджмента ГУ-ВШЭ — проректор Государственного университета управления Владимир Годин. О том, чем привлекательна для администратора столь известного вуза преподавательская работа в Вышке и чем Высшая школа менеджмента отличается от других бизнес-школ, он рассказал в интервью нашему порталу.

— Владимир Викторович, согласитесь, руководители вашего ранга нечасто преподают в других вузах.

— Я же не всегда был в этом ранге — проректором стал только два с половиной года назад. А в Высшей школе менеджмента ГУ-ВШЭ начал преподавать гораздо раньше.

— Какие курсы вы там читаете?

— Курсы, связанные с управлением информационными системами, иначе говоря — информационным менеджментом. Они охватывают все, что необходимо менеджерам, обучающимся по программам МВА, Executive МВА, и DBA ("доктор делового администрирования"), в области информационных технологий. Например, я участвую в проведении в подмосковном Виноградове выездного семинара для слушателей ЕМВА на тему "Стоит ли тратить деньги на корпоративные информационные системы?" Также руковожу подготовкой выпускных работ по этой тематике.

— Что вас привлекает? Вряд ли это всего лишь дополнительный заработок.

— Конечно, деньги не главное. Мне вообще интересно преподавать, потому что административная работа — это явление временное, если хотите — побочное. А преподавание не дает "ржаветь", и в этом смысле Высшая школа менеджмента — живая, динамичная образовательная среда. Я что-то даю слушателем, они что-то дают мне взамен.

Но, конечно, в Вышку я прихожу не столько к слушателям, сколько к своим коллегам — профессорам Сергею Филоновичу, Николаю Берзону, Игорю Липсицу*, Геннадию Константинову, Ирине Ивашковской и некоторым другим преподавателям.

— Почему именно к ним?

— Вот у вас есть друзья? Почему вы выбрали их, а не других?

Эти люди мне интересны, меня с ними связывают дружеские отношения. С Сергеем Филоновичем и Геннадием Константиновым у нас есть совместные бизнес-проекты.

Мне интересно наблюдать за развитием Высшей школы менеджмента ГУ-ВШЭ, сравнивать с тем, что происходит в Государственном университете управления, где сейчас меняется структура дополнительного образования, создается новая бизнес-школа, объединяющая программы МВА различных подразделений. Для меня работа в Вышке — в некотором смысле "подглядывание". У школ бизнеса ГУУ и ГУ-ВШЭ много общего — они работают в структуре больших университетов и этим отличаются от других форм организации бизнес-образования — например, от независимых частных школ бизнеса.

— Есть ли в Высшей школе менеджмента другие приглашенные профессора?

— Да. Я знаком с Михаилом Зайцевым, проректором Института бизнеса и делового администрирования Академии народного хозяйства. Он читает курсы, связанные с количественными методами, и его, как и меня, считают почти что штатным преподавателем. Мы, кстати, оба экономисты-кибернетики по первому образованию.

Профессора школы — это сложившаяся команда, каждый член которой, как нам кажется, незаменим. Ведь чаще всего бизнес-школа — это один лидер, формирующий преподавательскую команду "под себя". А Высшая школа менеджмента представляет собой товарищество, эдакую "кофейню на паях".

— Что еще, на ваш взгляд, выделяет Высшую школу менеджмента ГУ-ВШЭ на российском рынке бизнес-образования?

— Школа грамотно позиционирует и выстраивает свои программы. Например, все говорили о DBA, многие даже ее начинали, но никто не формулировал миссию и идею DBA так хорошо, как Сергей Филонович. Он сказал, что это программа, которая помогает топ-менеджеру обобщить свой опыт так, чтобы он был интересен другим. Это понятная цель, исходя из которой, программа выстраивается прагматично и четко, как бизнес.

Точно так же есть понимание миссии и ключевых идей других программ. Программа EMBA представляет собой цикл семинаров, и все хорошо понимают, почему выбраны именно такие-то темы семинаров, почему занятия проводятся в такой-то форме.

ЕМВА — это программа МВА для собственников компаний и топ-менеджеров с большим опытом работы, и в этом ее отличие от программы МВА, предназначенной для менеджеров не столь высокого уровня. Это принципиально разные программы. Для МВА в России существуют государственные требования, для ЕМВА — нет. Многие бизнес-школы выдают выпускникам своих ЕМВА государственный диплом МВА, хотя, строго говоря, не должны этого делать. А в Высшей школе менеджмента ГУ-ВШЭ от этого отказались: качество диплома ЕМВА гарантировано ее брендом, как и диплома DBA.

Еще одна особенность Высшей школы менеджмента — отсутствие стремления получить аккредитацию своих программ на Западе. Ведь здесь формируется уникальная образовательная модель. Коллеги ничего не копируют на Западе — напротив, создают такие продукты, которые могут заинтересовать Запад. Здесь реализуются российские программы, которые отражают все наши реалии, но в то же время построены по общепринятым стандартам.

— Есть ли отличительные особенности у слушателей, с которыми вы работаете в Вышке?

— Студенты МВА Высшей школы менеджмента моложе, чем те, кто приходит на аналогичные программы в ГУУ. Все они появляются там без затрат школы на рекламу. Слушатели и выпускники рассказывают о школе своим друзьям и коллегам, вокруг нее создается своеобразная социальная сеть, социальное сообщество. Школа почти не проводит презентаций, дней открытых дверей и на образовательных выставках особенно не позиционируется.

Слушатели Высшей школы менеджмента способны воспринимать достаточно сложные курсы, стремясь получить нужные компетенции в соответствующих областях. В Государственном университете управления я преподаю на профессиональной программе MBI (Master of Business Informatics), то есть разговариваю со слушателями на одном языке. А чтобы завоевать аудиторию программ МВА, где не предусмотрена специализация в области информационных технологий, обычно нужно сильно упрощать курс. В Высшей школе менеджмента такой необходимости у меня нет — образовательный уровень слушателей достаточный для понимания моих курсов, есть стремление узнать новое.

В Высшей школе менеджмента довольно высокие цены за обучение — развитие осуществляется за счет элитарности, а не благодаря большим оборотам. Слушатели уже многого добились в менеджменте или в бизнесе, знают, чего хотят получить от учебы, готовы платить за нее немалые деньги.

— Попав однажды в Высшую школу менеджмента, слушатели зачастую не ограничиваются только программой МВА, потом возвращаются на ЕМВА, DBA, участвуют в специальных семинарах для выпускников.

— Да, среди наших слушателей много таких, для которых наши лекции — как стихи, которые нравятся уже потому, что они им созвучны. Они находят свои мысли в наших словах и хотят встречаться с нами снова и снова. Действительно, есть специальные проекты, рассчитанные на выпускников программ Высшей школы менеджмента, и, честно говоря, я не ожидал, что они окажутся интересными и для людей со стороны.

— Какие это проекты?

— Никому в голову не приходило проводить для бизнесменов семинары, посвященные развитию стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай), в этих странах, чтобы понять их особенности и обоснованность их сегодняшнего позиционирования. В Бразилии, Индии и Китае были организованы встречи с представителями бизнеса и власти, и этот проект оказался очень востребованным и интересным.

Еще один проект, придуманный Сергеем Филоновичем и Геннадием Константиновым, — "Дневник будущего". Казалось бы, идея очень простая: есть методики предсказания будущего, точнее — поиска его ростков в настоящем. "Дневник будущего" — это учебный продукт, который обучает бизнесменов находить эти ростки, выстраивать процедуры предвидения и понимать, как будут развиваться события.

Я участвовал в одном из таких проектов в Вене. Слушателей повели в музей, где выставлены произведения австрийского художника Густава Климта. На его картинах изображены женщины, но никогда не видно мужчин, которые находятся где-то рядом. При жизни его творчество не признавали, а после смерти его картины стали продаваться за огромные деньги. Вопрос для слушателей: каким образом человек, живший в эпоху Климта, мог предвидеть коммерческий успех его картин и вложить в них деньги? На мой взгляд, предлагались очень интересные и нестандартные решения.

— Вы ощущаете, что Высшая школа менеджмента является структурным подразделением огромного университета — Высшей школы экономики?

— Ощущаю, конечно. Все, что свойственно Вышке, в той или иной мере свойственно Высшей школе менеджмента. Почти все профессора школы — ординарные профессора ГУ-ВШЭ, то есть избираемые пожизненно, и это высокий статус. Ощущается влияние корпоративной культуры огромной организации, взаимодействие и конкуренция различных подразделений, и мои коллеги сами являются носителями этой корпоративной культуры. Многие дружеские разговоры, которые мы с ними ведем, рано или поздно заканчиваются обсуждением ситуации в Вышке.

— В заключение самый банальный вопрос: в чем, на ваш взгляд, секрет успеха школы?

— Прежде всего, в синергетическом эффекте взаимодействия ее профессоров. Высшая школа менеджмента ГУ-ВШЭ — это креативность Сергея Филоновича, иррациональность Геннадия Константинова, запальчивость Игоря Липсица, рационализм Николая Берзона и женский прагматизм Ирины Ивашковской.

Борис Старцев, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

* Игорь Липсиц включен Минюстом в список физлиц, выполняющих функции иностранного агента.