• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Конкурс на участие в Российской летней школе институционального анализа: прием заявок завершен

Завершен прием заявок на участие в первой Российской летней школе институционального анализа, организуемой Лабораторией "Институциональный анализ экономических реформ" ГУ-ВШЭ.

В последние годы различные команды из ГУ-ВШЭ всё более активно занимаются проектами, имеющими широкую целевую аудиторию и выходящими за рамки университета. Так, уже в начале 2007 года прошёл конкурс в рамках проекта Выездные социологические школы-2007, собравший большое количество заявок от школьников старших классов различных городов России.

Несмотря на то, что Летняя школа проводится впервые и заявка на участие предполагала предоставление законченной исследовательской работы, конкурс в итоге составил более двух человек на место. География конкурса впечатляет: Алматы, Астрахань, Барнаул, Бердянск, Березовский, Бийск, Бишкек, Волгоград, Вологда, Душанбе, Екатеринбург, Ижевск, Иркутск, Йошкар-Ола, Казань, Кемерово, Красноярск, Москва, Новосибирск, Пермь, Петрозаводск, Ростов-на-Дону, Самара, Санкт-Петербург, Саратов, Томск, Улан-Удэ, Ульяновск, Хабаровск, Шымкент.

Большое количество заявок прислано из Сибири. А вот участников из Москвы относительно немного, большинство из них - из ГУ-ВШЭ.

Кто участвует в конкурсном отборе на Летнюю школу? Всех участников можно условно разделить на три группы. Приблизительно треть - это молодые преподаватели и исследователи, кандидаты наук, еще треть - аспиранты и, наконец, оставшиеся участники - это студенты старших курсов и магистранты вузов России и стран СНГ. Большинство конкурсантов -- сотрудники и студенты крупнейших региональных вузов. Молодые исследователи достаточно активно участвуют в академических мероприятиях и проектах, а некоторые преподаватели и исследователи из регионов участвовали в образовательных и научных мероприятиях ГУ-ВШЭ и до конкурса.

Что является предметом интереса участников конкурса? Наиболее популярными направлениями конкурса оказались: экономика образования, институты рынка труда, экономика государственного регулирования и институциональные формы организации бизнеса. В рамках каждого направления можно выделить группы вопросов, особенно интересующих участников конкурса.

Институты рынка труда

Каким образом государство участвует в формировании институтов, обеспечивающих занятость и снижение безработицы? Что можно предложить субъектам социальной политики?

От чего зависит уровень трудовой мобильности на советских и постсоветских предприятиях? Каковы возможные мотивы перехода работников с одного предприятия на другое, когда прямой связи между заработной платой и уровнем оттока персонала не наблюдается?

Какова роль корпоративной культуры в трудовых отношениях на градообразующих предприятиях и как её оценить?

Насколько эффективны трудовые контракты в качестве регуляторов взаимоотношений между работником и работодателем?

Институциональные формы организации бизнеса

В чём специфика и логика функционирования организаций саморегулирования? В чем отличие феномена саморегулирования бизнеса от других способов регулирования рынков и других форм объединения бизнеса?

Являются ли этничность и гендер дополнительными социальными ресурсами предпринимателей или же барьером для предпринимательской деятельности (на примере малого предпринимательства)?

Каковы институциональные особенности организации и экономического стимулирования развития малого бизнеса в регионах?

Каковы институциональные аспекты конкуренции и особенности применения участниками рынка "стратегии хищничества"?

Какова роль корпоративного управления как инструмента минимизации агентских издержек?

Экономика образования

Каким образом потребители принимают решение о выборе высшего учебного заведения? Какова роль человеческого и культурного капиталов при принятии такого решения?

Как оценить влияние человеческого капитала на темпы экономического роста в России?

Какова роль репутации преподавателя в мотивации студентов в рамках процесса обучения?

Каким образом реализуется практика неформальных обменов в российском высшем образовании, что продаётся и что покупается, что именно является объектом неформального обмена в вузовской среде?

Экономика государственного регулирования

К какому типу государства, из предлагаемых институционалистами, можно отнести Россию при рассмотрении неформальных взаимоотношений между государством и бизнесом?

Каким образом можно измерить и оценить социально-экономическую эффективность деятельности предприятий государственного сектора экономики?

Каким образом формируется и какую роль играет институциональная структура ассоциации в снижении неопределённости межгосударственного взаимодействия?
Каким образом наличие назначенного губернатора (по сравнению с выбранным) влияет на жизнь региона и количество предоставляемых в регионе общественных благ?

Что понимается под инерционными эффектами институциональных изменений и как они влияют на экономический рост?

Что можно сказать с позиций институционального подхода о государственном регулировании отношений собственности в современной России?

Какова роль административных и должностных регламентов деятельности государственных служащих как способа борьбы с моральным риском?

Другие направления

Каким образом формируются социальные институты в среде Интернет? Какие институциональные формы сложились и ещё возникают при взаимодействии в сети?

Каким образом формируется институциональная среда и гражданская кооперация на региональном уровне при помощи информационных технологий сетевых сообществ Интернет?

Есть ли специфика измерения эффективности НКО в разных странах и, в частности, в России? Что можно сказать об эффективности некоммерческой организации по сравнению с другими институциональными формами организаций?

Начался этап проверки и отбора лучших работ.

Напоминаем, что Летняя школа будет проходить 9-13 июля в Московской области.

Формат Летней школы предполагает несколько форматов мероприятий:

  • лекции ведущих специалистов в области теории и практики институционального анализа;
  • мастер-классы специалистов в области методологии и методики институционального анализа;
  • круглые столы, посвященные обсуждению исследовательских проектов, реализованных участниками летней школы.

В рамках каждого из предлагаемых направлений приглашаются эксперты, с которыми будут обсуждаться результаты проведенных участниками исследований.

В этом году дали согласие выступить в качестве экспертов: С.Б. Авдашева (ГУ-ВШЭ), Д.А. Александров (Европейский университет в Санкт-Петербурге), А.А. Аузан (МГУ), А.В. Верников (ГУ-ВШЭ), Я.И. Кузьминов (ГУ-ВШЭ), Л.И. Полищук (University of Maryland), В.М. Полтерович (ЦЭМИ РАН), С.Ю Рощин (ГУ-ВШЭ), К.И. Сонин (РЭШ/ЦЭФИР), А.Д. Суворов (РЭШ/ЦЭФИР).