• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сетевая программа Инобра ВШЭ станет моделью для Тихоокеанского университета

Сетевая программа Инобра ВШЭ станет моделью для Тихоокеанского университета

© Анна Кобцева / Высшая школа экономики

В Тихоокеанском государственном университете начались занятия на магистерской программе «Управление образованием», выпускники которой смогут получить два диплома — и своего вуза, и Вышки. Это уже вторая сетевая программа, построенная по модели и при участии управленческой магистратуры Института образования ВШЭ, но в силу специфики регионов каждая «франшиза» получается уникальной и решает свои задачи.

В Хабаровске цели у программы амбициозны: стать не только ядром сообщества тех, кто меняет образование, но и моделью изменений для всего Тихоокеанского университета. Рассказывает доцент Инобра Мария Озерова, на программе «Управление образованием» курирующая сетевые проекты:

Мария Озерова

«На семь бюджетных мест был серьезный отбор, поступило более 30 заявлений. Мы только что вернулись из Хабаровска, где познакомились со студентами, все они из целевой аудитории программы: директора школ, те, кто занимается управленческими вопросами в местном Институте развития образования, руководители методической службы и даже заведующие детскими садами. Познакомились и с академическим руководителем, Аллой Геннадьевной Кузнецовой, она работала в регионе на разных позициях, в том числе министром образования. У нее есть четкое представление, как на базе программы создавать сообщество лидеров изменений в образовании Хабаровского края, как сделать магистратуру точкой притяжения профессионалов, меняющих школу. И это уже происходит, мы увидели, насколько сильный состав собрался в академическом совете.

Тихоокеанский университет рассматривает «Управление образованием» как модель трансформации своих магистерских программ, в нее вовлекаются преподаватели разных факультетов. Это новый подход для хабаровских коллег: межкафедральный формат, академический совет и руководитель, иной график обучения, бóльший фокус на практику. В этом смысле одна небольшая программа работает на весь университет, и весь вуз относится к этому серьезно. В нашей поездке участвовал директор Института образования ВШЭ Евгений Терентьев, он провел несколько встреч: обсуждал, как новая магистратура станет инструментом развития вуза, что это даст преподавателям. Причем встречи были не только с деканами и ректоратом, но и открытые — для всех сотрудников ТОГУ, и мы увидели реальный интерес.

Мы уже начали работу с преподавателями и со студентами. Для последних традиционно берем на себя форматы, которые требуют высокого вовлечения, прежде всего деловые игры, которые нужны, чтобы участники поставили цели, познакомились. За 10 лет своих деловых игр мы убедились, насколько важен этот формат нетворкинга для взрослых. Затем начнем вести научно-исследовательские семинары, а впоследствии будем курировать курсовые и выпускные квалификационные проекты, у которых будет по два научных руководителя — от Тихоокеанского университета и от нас.

Специфика работы с преподавателями в том, что это маленькая группа, а значит, нужно поддержать в ней камерную атмосферу. Впервые вовлекли преподавателей в деловую игру, помогли им лучше понять мотивацию студентов. Это важно, потому что они привыкли работать с бакалаврами, а здесь другой запрос, исходящий от уже состоявшихся профессионалов, который надо услышать. Коллеги обсуждали с нами с этой точки зрения каждую свою дисциплину: что от нее ждут управленцы, что будет результатами, как мы будем вместе их добиваться, как будем проверять результат и в Хабаровске, и в Москве.

Это наша вторая сетевая программа. На первой, в Дальневосточном федеральном университете, летом уже вручали дипломы. А на подходе третья — в Тюменском государственном университете, занятия на которой начнутся в ноябре (пока заканчиваются процедуры, связанные с зачислением). Но уже понятно, что и эта магистратура, несмотря на наши общие стандарты, будет непохожа на остальные. Подробнее об опыте реализации магистерских программ можно узнать из книги нашего научного руководителя Анатолия Каспржака «Магистерская образовательная программа “Управление образованием” как модель прикладной магистратуры».

На программе «Управление образованием» учатся и действующие директора, и учителя, и специалисты разных уровней системы образования, и предприниматели. Занимаемся в формате проектных мастерских, студенческие команды проходят через тренинги, семинары, деловые игры, стратегические сессии — все, чтобы погрузиться в проблематику частного и государственного образования. Модульный очно-заочный формат позволяет эффективно совмещать учебу с работой: недельные сессии четыре раза в год, остальное время учеба по индивидуальному плану при тьюторской поддержке опытных экспертов».

Подробнее о программе