• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Устраивать революцию я не собираюсь»

22 июня деканом факультета менеджмента ГУ-ВШЭ был назначен профессор Николай Филинов, заведующий кафедрой общего и стратегического менеджмента. О перспективах и проблемах факультета он рассказал в интервью Новостной службе портала.

Николай Борисович, вы известный человек в сфере подготовки менеджеров, до прихода в Вышку долгое время работали в Государственном университете управления. Как вы оцениваете ситуацию на факультете менеджмента ГУ-ВШЭ? В чем заключаются его конкурентные преимущества?

— У факультета менеджмента есть огромный потенциал, в основе которого — три фактора.

Во-первых, это мощный материнский, «зонтичный» бренд ГУ-ВШЭ, который «осеняет» все факультеты Вышки и открывает очень большие возможности в самых разных сферах, в том числе в контактах с бизнесом и в международном сотрудничестве. Этот фактор, на мой взгляд, пока использовался в недостаточной степени.

Во-вторых, это достаточно устойчивое финансовое положение факультета (как и вуза в целом), несмотря на экономический кризис.

В-третьих (и это — главное), на факультете работают профессора, считающиеся одними из лучших в отечественной системе подготовки менеджеров России. Сергей Филонович, Игорь Липсиц*, Геннадий Константинов — это уникальные специалисты, которых можно считать лицом не только факультета менеджмента, но и всей Вышки.

Развитие и укрепление потенциала факультета за последние десять лет — это заслуга руководства университета и, безусловно, декана Азера Эфендиева. При этом рискну предположить, что потенциал все-таки реализован не полностью.

 Чего конкретно не хватает? Что вы планируете предпринять?

— Прежде всего, необходимо укреплять наши связи с бизнес-сообществом.

Образование в области менеджмента должно быть таким же практико-ориентированным, как образование в области медицины. Если у медицинского факультета нет клиники, где студенты лечат больных, то есть отрабатывают практические навыки, это как минимум может вызвать недоверие к выпускникам. Аналог такой клиники в случае с факультетом менеджмента — лаборатории, где студенты под руководством преподавателей занимаются консалтингом для реальных компаний.

Нам нужно развивать связи с компаниями, которые готовы принимать студентов на практику и предоставлять факультету информацию о том, что сейчас происходит в бизнесе. Здесь как раз сказываются преимущества сильного бренда: серьезные организации охотно с нами сотрудничают. Думаю, что есть перспективы для организации более тесного взаимодействия с Российским союзом промышленников и предпринимателей, президентом которого является президент ГУ-ВШЭ Александр Шохин. Стоило бы более плотно работать с Ассоциацией менеджеров России.

Хотелось бы усилить связи факультета менеджмента с Высшей школой менеджмента ГУ-ВШЭ, где преподают многие наши «звезды». Это подразделение дополнительного образования, где учатся менеджеры-практики, среди которых — топ-менеджеры и собственники ведущих российских и международных компаний. Их возможности мы также могли бы использовать.

Еще одно направление развития факультета — расширение международного сотрудничества. Партнеры ГУ-ВШЭ за рубежом — это в основном высшие школы экономики и политики, но не школы менеджмента. Я убежден, что факультет может претендовать на получение международной аккредитации, и надо постараться этого добиться.

 Да, в российских вузах, где готовят менеджеров, уже есть примеры получения престижных международных аккредитаций. Какую именно вы хотели бы получить? И поясните, пожалуйста, зачем все-таки она нужна такому общепризнанному университету, как Вышка.

— Любая современная школа, где готовят менеджеров, стремится, как правило, к получению трех аккредитаций — AMBA (британской), EFMD (европейской) и AACSB (американской). Не думаю, что нашему факультету стоит гнаться за всеми тремя сразу, но, по-моему, мы вполне могли бы получить в Европейском фонде развития менеджмента (EFMD) так называемую «программную» аккредитацию нашей бакалаврской программы, — EPAS.

В нашем случае стремление к международным аккредитациям вызвано уж точно не маркетинговыми соображениями. Конкурс на факультет менеджмента ГУ-ВШЭ очень высокий, да и вряд ли родители абитуриентов вообще представляют себе, что такое эти профессиональные аккредитации. Так что нам не особенно важна очередная «звездочка на фюзеляже». Другой вопрос, что получение любой из перечисленных аккредитаций — это развернутый процесс самооценки, подготовки развернутого отчета, визиты коллег из лучших европейских школ. Все это положительно влияет на качество образования, что подтверждают наши коллеги, прошедшие такой путь (например, аккредитацию EPAS для одной из своих программ получила Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета).

 Азер Эфендиев в своем недавнем интервью для портала Вышки говорил, что менеджмент  это такая сфера, где ощущается острая нехватка кадров науки. Может быть, стоит привлекать на факультет иностранных ученых?

— За рубежом это обычная практика — например, это пытаются делать в Школе бизнеса Руана (Франция), с которой у нас налажены контакты. Там сейчас работают двое ученых из США, публикуясь под ее брендом. Да, это полезно, особенно для получения аккредитаций, а что дальше? Французы признавались мне, что по итогам их работы нет, образно говоря, послевкусия. Нет последователей, учеников, которые, казалось бы, должны оставаться. Так что нужно хорошо подумать, как налаживать работу с приглашенными профессорами.

 А как вы планируете развивать науку на факультете? Есть объективные трудности?

— Главная трудность в том, что уровень оплаты труда в бизнесе не соизмерим с уровнем оплаты в науке. В результате люди, избирающие научную карьеру, получают совсем другие деньги, чем их товарищи, уходящие в бизнес. Тут мы ничего не можем изменить, но это не означает, что у такой науки, как менеджмент, вовсе нет перспектив.

Менеджмент — это междисциплинарная, комплексная научная область. На факультете проводятся исследования гуманитарных аспектов менеджмента, что неплохо, но есть ведь и другие аспекты. Можно было бы усилить подготовку в области количественных методов, моделирования, психологии менеджмента. Методы исследований и подходы к исследованиям, конечно, нужно расширять.

 И последний вопрос. Когда приходит новый руководитель, в коллективе поневоле возникает вопрос, что будет меняться, не уволят ли кого. Как говорится, «новая метла по-новому метет»...

— Устраивать революцию я не собираюсь. Считаю, что, с одной стороны, очень важно внимательно относиться к людям, понимать их проблемы. Но в то же время нужно двигаться вперед, развиваться. Надеюсь, мой жизненный опыт позволит соблюсти разумный баланс.

Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

* Игорь Липсиц включен Минюстом в список физлиц, выполняющих функции иностранного агента.