• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Практически все группы преподавателей в самом начале обучения оказывают серьезное сопротивление»

«Практически все группы преподавателей в самом начале обучения оказывают серьезное сопротивление»

© iStock

Далеко не все российские граждане готовы совершенствовать свои цифровые навыки – даже преподаватели вузов, повышая квалификацию по вопросам применения ИТ-технологий, поначалу не понимают, зачем им это нужно. Как сократить цифровое неравенство, повысить цифровое доверие и организовать независимую оценку компетенций цифровой экономики, обсудили участники круглого стола «Оценка цифровой готовности населения к внедрению цифровых технологий в России» на XXII Апрельской международной научной конференции, организованной ВШЭ и Сбером.

Открывая круглый стол, старший научный сотрудник Института государственного и муниципального управления ВШЭ Наталья Дмитриева представила результаты первого этапа большого исследования «Оценка цифровой готовности населения России», которое проводится объединенным коллективом сотрудников различных подразделений университета. Первый этап был посвящен тому, как цифровая готовность связана с такими ее компонентами, как цифровая грамотность и цифровое доверие.

Наталья Дмитриева

Оказалось, что чем выше уровень цифровой грамотности пользователей, тем выше уровень их цифрового доверия, тем чаще они используют цифровые технологии для личного и профессионального развития. Исследование также показало, что между федеральными округами, социально-профессиональными группами, людьми с разным материальным достатком и уровнем образования наблюдается очень существенный цифровой разрыв. Авторы исследования рекомендуют разработать специальную стратегию для его сокращения.

«В России цифровизаторы имеют высокий кредит доверия населения: 85% граждан от 18 до 75 лет доверяют цифровым сервисам государства, – рассказала Наталья Дмитриева. – При этом для них важна информационная безопасность.

Международное исследование 2019 года показало, что 84% респондентов из России, вероятно, прекратят вести бизнес с организацией, которая потеряла часть персональных данных или использовала их безответственно

Один из выводов авторов исследования сводится к тому, что для подготовки общества к цифровой трансформации необходимо обучение цифровым навыкам – многоплановое, разноуровневое и комплексное цифровое просвещение, которое повысит уровень доверия цифровым сервисам и частоту их использования. Не менее важный фактор – возможность объективно оценить свои цифровые навыки. Об этом подробно рассказала руководитель направления независимой оценки компетенций Центра компетенций по кадрам для цифровой экономики Университета 20.35 Алина Постовалова.

Алина Постовалова

До 2024 года в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» планируется создать систему независимой оценки компетенций цифровой экономики. Она будет добровольной и общедоступной, ее можно будет пройти онлайн. С одной стороны, речь идет о массовой оценке базовых цифровых компетенций, которую называют «цифровым ГТО», с другой стороны – об оценке компетенций более широкого спектра, которые необходимо продемонстрировать, например, при приеме на работу. «Независимая оценка компетенций существует давно, в корпорациях, которые ее применяют, накоплен большой опыт, и наша задача – создать единую систему на основе лучших практик», – подчеркнула Алина Постовалова.

Предполагается, что результаты оценки станут частью персонального профиля компетенций гражданина, и он сможет предъявить его, например, потенциальным работодателям. Благодаря независимой оценке организации профессионального образования будут ориентироваться не только на свои внутренние экзамены, но и на внешние оценочные процедуры. По результатам оценки каждый человек сможет выстраивать персональную траекторию развития – с помощью цифровых помощников подбирать образовательные программы, онлайн-курсы и другие учебные материалы, чтобы «подтянуть» те или иные компетенции.

По мнению Алины Постоваловой, в развитии независимой оценки компетенций цифровой экономики заинтересованы многие стейкхолдеры – органы власти, работодатели, образовательные организации. Но главными благополучателями являются граждане, которые получат больше возможностей для объективной оценки своих достижений, взаимодействия с рынком труда и дальнейшего профессионального развития.

Пример действующего сервиса для тестирования и повышения уровня цифровой грамотности привела Людмила Спиридонова, исполнительный директор Аналитического центра НАФИ (Национального агентства финансовых исследований). Это платформа «Цифровой гражданин», где можно не только пройти независимую оценку, но и построить индивидуальную траекторию обучения. Она востребована у работодателей, которые с ее помощью могут определять уровень цифровой грамотности своих сотрудников (есть немало примеров, когда люди теряли работу, поскольку не смогли освоить новые технологии), и у региональных властей, озабоченных повышением цифровой грамотности жителей.

Светлана Авдеева

Заведующая лабораторией измерения новых конструктов и дизайна тестов Института образования ВШЭ Светлана Авдеева рассказала о результатах исследований, посвященных цифровым компетенциям выпускников основной школы и их готовности к жизни в цифровой среде. Она отметила, что большинство учащихся все же владеют цифровыми компетенциями на уровне базовом и ниже базового (всего уровней было пять) – не справляются с задачами, требующими умения сравнивать и обобщать информацию из разных источников. Результаты по регионам (исследование проводилось в 21 регионе на репрезентативной выборке) в основном схожие, но в ряде случаев доли школьников на уровне выше базового и компетентном уровне различаются от региона к региону в пределах 10%.

Виталий Куренной

Директор Института исследований культуры ВШЭ Виталий Куренной в своем докладе сделал акцент на теме доверия. Российское общество демонстрирует высокий уровень доверия технологиям, и это позитивно – у нас высокий уровень цифровых компетенций в обществе, люди понимают цифровую среду, умеют с ней справляться. В то же время такой «технооптимизм» указывает на некоторые проблемы – доверие политическим институтам и другим структурам общественной жизни является низким.

Нужно думать, как использовать современные цифровые технологии, чтобы справляться с проблемой недоверия, а значит с непрозрачностью, непредсказуемостью функционирования институтов

Артем Космарский, старший научный сотрудник Центра прикладных и полевых исследований факультета городского и регионального развития ВШЭ, рассказал о результатах лонгитюдного исследования практик повседневной работы российских ученых, которое проводится с 2018 года, в части использования ими цифровых продуктов и сервисов. Главный вывод – что «цифра» проникает в работу ученых достаточно интенсивно. Как и в других сферах, пожилые к ней адаптируются сложнее, молодые – проще. Ученые видят в цифровизации спасение от нарастающего вала отчетности и других бумаг, мечтают об аналоге «Госуслуг» в исследовательской сфере. Однако единые сервисы, созданные «сверху» специально для ученых, их требованиям не соответствуют – они к ним относятся критически и используют их минимально.

Елена Макарова, руководитель Опорного образовательного центра Университета Иннополис, отметила важность формирования цифровых компетенций у работников, которые не являются ИТ-специалистами. Именно с такой аудиторией, в том числе с командами от предприятий, работает Опорный центр – обучает слушателей сквозным технологиям, формирует навык постановки задач ИТ-специалистам. Еще одна категория слушателей – преподаватели вузов и техникумов: до 2024 года цифровым компетенциям планируется обучить 80 тыс. человек.

«Практически все группы преподавателей в самом начале обучения оказывают серьезное сопротивление – ведь это же лишняя нагрузка, – рассказала Елена Макарова. – Мы уже третий поток заканчиваем учить, и всякий раз вначале сталкиваемся с неприятием, затем агрессией, депрессией, торгом и так далее, все слушатели через это проходят. Но как только они понимают, что благодаря технологиям смогут повысить свою квалификацию и эффективность труда, начинается благоприятное отношение. Так что восприятие «цифры» как дополнительной сложности изначально все же присутствует».

XXII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (АМНК) пройдет с 13 по 30 апреля этого года. Впервые соорганизаторами конференции выступят Высшая школа экономики и Сбер. В рамках конференции состоится серия научных и экспертных обсуждений в формате Дискуссионного клуба ВШЭ и Сбера – экспертной площадки, где представители науки, бизнеса и государства на базе научного знания обсуждают актуальные вызовы для экономики и общества и делятся лучшими практиками развития бизнеса и институтов, формируя образ будущего.