Вышла в свет новая книга из серии «Принципы ответственного управленческого образования»
В январе 2022 года вышла книга «Образование в области устойчивого развития: истории и инструменты трансформации образа мышления» (Revolutionizing Sustainability Education: Stories and Tools of Mindset Transformation) под редакцией Екатерины Ивановой, PhD Венского экономического университета, научного руководителя магистерской программы «Управление устойчивым развитием компании» Высшей школы бизнеса ВШЭ, и доктора педагогических наук Изабель Риманосци, автора книг «Big Bang Being» (2014), «Stop Teaching» (2016) и «The Sustainability Mindset Principles» (2021).
Книга опубликована на английском языке британским международным научным издательством «Routledge», она стала 22-ой в серии «Принципы ответственного управленческого образования» (Principles of Responsible Management Education), одноименной инициативы PRME, осуществляемой в рамках «Глобального Договора» ООН. В 2021 году ВШБ заняла свое место в рядах этого престижного объединения, сплотившего более 880 ведущих мировых бизнес-школ. Книги серии PRME предлагают заинтересованным читателям практические кейсы и тематические исследования для внедрения принципов ответственного управленческого образования.
Книга «Революция в образовании для устойчивости: истории и инструменты трансформации образа мышления» представляет собой коллекцию из более чем 150 студенческих голосов, от первого лица рассказывающих о трансформационном опыте и произошедших изменениях в их образе мышления, благодаря инновационным методам и практикам преподавания устойчивого развития. 17 команд профессоров и студентов со всех пяти континентов, став соавторами этой книги, описывают как конкретный инструмент обучения, побудивший процесс рефлексии у студентов, так и теоретические рамки, сыгравшие важную роль в выборе целей обучения и планировании образовательного процесса.
Екатерина Иванова, научный руководитель магистерской программы «Управление устойчивым развитием компании» Высшей школы бизнеса ВШЭ
Эта книга стала для меня первым масштабным международным проектом с коллегами по Рабочей группе PRME по образу мышления для устойчивого развития (PRME Working Group on the Sustainability Mindset). Мы с Изабель Риманосци, идейным вдохновителем и основателем нашей рабочей группы, задумали этот проект несколько лет назад на ежегодной конференции Академии менеджмента в Чикаго. Отлик от наших коллег по цеху пришел сразу же, и в течение двух лет мы создавали нашу книгу. Она уникальна тем, что дает представление о самых передовых педагогических подходах к такой сложной теме как трансформация образа мышления для устойчивого развития. Каждая из 17 глав книги рассказывает, как ее авторы решали эту задачу через инновационные методы обучения. А студенты показывают в своих рефлексионных работах, как этот опыт помог им на пути собственного профессионального и личностного развития и осмысления практики применения принципов устойчивого развития как новой реальности ведения ответственного бизнеса. Суть нашего проекта можно точно передать, если представить его как кулинарную книгу с полезными рецептами и вдохновляющими отзывами от их приготовления! Уверена, что она будет полезным руководством для всех, кто стремится внести вклад в реализизацию 17 Целей устойчивого развития ООН здесь и сейчас.
Девятая глава книги «Путь становления рефлексирующего рассказчика. Трансформирующий и наделяющий возможностями опыт обучения с помощью AIM2Flourish» описывает инновационный образовательный подход, применяемый Екатериной в ВШБ с 2016 года на элективном курсе «Ответственный бизнес и устойчивое развитие». Перед студентами на курсе ставится задача в составе международных команд найти таких лидеров российского бизнеса, которые уже управляют своими компаниями с учетом принципов устойчивого развития и вклада в реализацию Глобальной Повестки ООН 2030. Далее команды проводят с предствителем ответственного бизнеса интервью по методике позитивного интервьюирования (appreciative inquiry), задавая вопросы о сильных сторонах работы компании. Результаты проведенных интервью с описанием внедренных в бизнесе устойчивых инноваций не только представляются студентами в рамках защиты итоговых проектов по курсу, но и публикуются в виде историй на платформе AIM2Flourish. После этого они автоматически становятся участниками ежегодного международного конкурса от программы AIM2Flourish. В 2021 году две команды студентов ВШБ ВШЭ впервые стали победителями глобального конкурса AIM2Flourish в номинации ЦУР 4 «Качественное образование» и ЦУР 17 «Партнерство в интересах устойчивого развития».
Такой подход позволяет студентам научиться видеть бизнес за рамками узкого представления о максимизации прибыли и перейти к пониманию его в парадигме «осознанного капитализма». В ее основе лежит предположение, что те компании, которые заботятся о процветании и благополучии всех своих заинтересованных сторон, начиная с сотрудников, клиентов, партнеров и местных сообществ, а также переходят к циркулярным бизнес-моделям, ненаносящим вреда окружающей среде, демонстрируют при этом лучшие показатели прибыльности бизнеса.
В книге приведены выдержки из рефлексионных работ студентов о полученном им трансформационном опыте. Участники курса позитивно оценивают как полученные знания о более ответственных и устойчивых способах ведения бизнеса, так и изменения в образе мышления, которые часто начинаются с формирования новых привычек и стиля жизни:
Ирина Белова, выпускница ВШБ (2019), ОП «Стратегии развития бизнеса: управление и консалтинг»
Я не знала, как именно компании могут участвовать в социальных проектах, кто должен быть инициатором, как оценивать их эффективность. Чтобы разобраться в этих процессах, я решила выбрать курс Екатерины Ивановой. Я считаю, это был самый интересный и полезный для меня курс. Он включает активную командную работу, встречи с представителями бизнеса, изучение лучших практик социальной ответственности различных компаний, анализ влияния бизнеса на общество. Я осознала, что получение прибыли и увеличение продаж не является единственным фокусом деятельности коммерческих компаний. Корпорации открыты для социальных инициатив и готовы их поддерживать.
Филипп Дитрих, учился в ВШБ на программе академической мобильности в 2018 году, Sciences Po, Франция
Ресурсы не бесконечны. Будущее за компаниями, которые не оставляют негативного следа в природе. Разумеется, это потребует более жесткого регулирования деятельности компаний в части того, как они ведут свою деятельность… Устойчивое развитие следует рассматривать не как способ получения большей прибыльности и улучшения имиджа компании перед клиентами, а как обязанность каждого из нас. Наш курс показал: за этим будущее, и оно совместимо с устойчивым бизнесом. Я надеюсь, многие современные компании осознают, что все они являются частью этой глобальной миссии. Вероятно, некоторые выпускники нашего курса в будущем займут ответственные посты в политике и экономике, где будут иметь возможность решать, в какой степени компании станут более устойчивыми. Считаю, этот курс дал всем студентам стимул к тому, чтобы в будущих проектах больше внимания уделять целям устойчивого развития.
Лаура Моссэй, училась в ВШБ на программе академической мобильности в 2018 году, Лёвенский католический университет, Бельгия
Мне очень понравился проект AIM2Flourish. Цель и задачи, которые они хотят решить, действительно прекрасны. Тот факт, что мы можем поделиться тем, что мы узнали, с помощью целой платформы с людьми по всему миру, просто удивителен. Разобраться с платформой было очень просто, а работать с ней – удобно. У меня не возникло сложностей с написанием нашей истории, и я знала, как ее подать. В свободное время я часто читала истории, опубликованные на платформе, чтобы узнать больше о различных бизнесах, уже являющихся в той или иной степени социально ответственными. Задание AIM2Flourish помогло мне осознать, как много существует предпринимателей, которые пытаются оказать влияние на общество.
Паула Пеннер, училась в ВШБ на программе академической мобильности в 2018 году, Университет Пассау, Германия
На протяжении всего курса с помощью небольших заданий, которые мы делали в качестве домашней работы, я постепенно меняла свое поведение в отношении таких важных тем как потребление воды и пластика. Поскольку я родилась и выросла в Германии, я была окружена устойчивой жизнью. Могу сказать, что была ее неотъемлемой частью. Так, например, я сдавала пластиковые бутылки в супермаркет, но, честно говоря, я это делала больше из-за денег, которые я получила за возврат упаковки, а не потому, что я заботилась об окружающей среде. Участие в курсе по КСО помогло мне почувствовать мое место в природе и, наконец, понять, почему всем должно быть не все равно. Я осознала задачи, которые я должна выполнять, и увидела окружающую среду, о которой я должна и хочу заботиться. Я уже начала убеждать людей, которые меня окружают, и обязательно продолжу это делать.
Книга «Революция в образовании для устойчивости» будет полезна преподавателям университетов, корпоративным тренерам, консультантам, коучам и рефлексирующим практикам в подготовке себя, своих студентов и коллег к действиям по поиску неотложных решений для реализации 17 Целей устойчивого развития ООН. Во введении к книге Эд Фриман, гуру современного менеджмента, и родоночальник концепции заинтересованных сторон, профессор бизнес-школы Дарден Университета Вирджинии, отметил: книга является оптимистичным подтверждением того, что знания, полученные студентами на собственном опыте, способны оказать более позитивное влияние на мышление и жизнь студентов, чем традиционные лекции. Первое публичное обсуждение книги с участием Эда, Екатерины и Изабель состоялось на записи эпизода для подкаста о заинтересованных сторонах “The Stakeholder Podcast”.