• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Вышла в свет новая книга из серии «Принципы ответственного управленческого образования»

Вышла в свет новая книга из серии «Принципы ответственного управленческого образования»

© iStock

В январе 2022 года вышла книга «Образование в области устойчивого развития: истории и инструменты трансформации образа мышления» (Revolutionizing Sustainability Education: Stories and Tools of Mindset Transformation) под редакцией Екатерины Ивановой, PhD Венского экономического университета, научного руководителя магистерской программы «Управление устойчивым развитием компании» Высшей школы бизнеса ВШЭ, и доктора педагогических наук Изабель Риманосци, автора книг «Big Bang Being» (2014), «Stop Teaching» (2016) и «The Sustainability Mindset Principles» (2021).

Книга опубликована на английском языке британским международным научным издательством «Routledge», она стала 22-ой в серии «Принципы ответственного управленческого образования» (Principles of Responsible Management Education), одноименной инициативы PRME, осуществляемой в рамках «Глобального Договора» ООН. В 2021 году ВШБ заняла свое место в рядах этого престижного объединения, сплотившего более 880 ведущих мировых бизнес-школ. Книги серии PRME предлагают заинтересованным читателям практические кейсы и тематические исследования для внедрения принципов ответственного управленческого образования.

Книга «Революция в образовании для устойчивости: истории и инструменты трансформации образа мышления» представляет собой коллекцию из более чем 150 студенческих голосов, от первого лица рассказывающих о трансформационном опыте и произошедших изменениях в их образе мышления, благодаря инновационным методам и практикам преподавания устойчивого развития. 17 команд профессоров и студентов со всех пяти континентов, став соавторами этой книги, описывают как конкретный инструмент обучения, побудивший процесс рефлексии у студентов, так и теоретические рамки, сыгравшие важную роль в выборе целей обучения и планировании образовательного процесса.

Екатерина Иванова, научный руководитель магистерской программы «Управление устойчивым развитием компании» Высшей школы бизнеса ВШЭ

Екатерина Иванова, научный руководитель магистерской программы «Управление устойчивым развитием компании» Высшей школы бизнеса ВШЭ

Эта книга стала для меня первым масштабным международным проектом с коллегами по Рабочей группе PRME по образу мышления для устойчивого развития (PRME Working Group on the Sustainability Mindset). Мы с Изабель Риманосци, идейным вдохновителем и основателем нашей рабочей группы, задумали этот проект несколько лет назад на ежегодной конференции Академии менеджмента в Чикаго. Отлик от наших коллег по цеху пришел сразу же, и в течение двух лет мы создавали нашу книгу. Она уникальна тем, что дает представление о самых передовых педагогических подходах к такой сложной теме как трансформация образа мышления для устойчивого развития. Каждая из 17 глав книги рассказывает, как ее авторы решали эту задачу через инновационные методы обучения. А студенты показывают в своих рефлексионных работах, как этот опыт помог им на пути собственного профессионального и личностного развития и осмысления практики применения принципов устойчивого развития как новой реальности ведения ответственного бизнеса. Суть нашего проекта можно точно передать, если представить его как кулинарную книгу с полезными рецептами и вдохновляющими отзывами от их приготовления! Уверена, что она будет полезным руководством для всех, кто стремится внести вклад в реализизацию 17 Целей устойчивого развития ООН здесь и сейчас.

Девятая глава книги «Путь становления рефлексирующего рассказчика. Трансформирующий и наделяющий возможностями опыт обучения с помощью AIM2Flourish» описывает инновационный образовательный подход, применяемый Екатериной в ВШБ с 2016 года на элективном курсе «Ответственный бизнес и устойчивое развитие». Перед студентами на курсе ставится задача в составе международных команд найти таких лидеров российского бизнеса, которые уже управляют своими компаниями с учетом принципов устойчивого развития и вклада в реализацию Глобальной Повестки ООН 2030. Далее команды проводят с предствителем ответственного бизнеса интервью по методике позитивного интервьюирования (appreciative inquiry), задавая вопросы о сильных сторонах работы компании. Результаты проведенных интервью с описанием внедренных в бизнесе устойчивых инноваций не только представляются студентами в рамках защиты итоговых проектов по курсу, но и публикуются в виде историй на платформе AIM2Flourish. После этого они автоматически становятся участниками ежегодного международного конкурса от программы AIM2Flourish. В 2021 году две команды студентов ВШБ ВШЭ впервые стали победителями глобального конкурса AIM2Flourish в номинации ЦУР 4 «Качественное образование» и ЦУР 17 «Партнерство в интересах устойчивого развития».

Такой подход позволяет студентам научиться видеть бизнес за рамками узкого представления о максимизации прибыли и перейти к пониманию его в парадигме «осознанного капитализма». В ее основе лежит предположение, что те компании, которые заботятся о процветании и благополучии всех своих заинтересованных сторон, начиная с сотрудников, клиентов, партнеров и местных сообществ, а также переходят к циркулярным бизнес-моделям, ненаносящим вреда окружающей среде, демонстрируют при этом лучшие показатели прибыльности бизнеса.

В книге приведены выдержки из рефлексионных работ студентов о полученном им трансформационном опыте. Участники курса позитивно оценивают как полученные знания о более ответственных и устойчивых способах ведения бизнеса, так и изменения в образе мышления, которые часто начинаются с формирования новых привычек и стиля жизни:

Ирина Белова, выпускница ВШБ (2019), ОП «Стратегии развития бизнеса: управление и консалтинг»

Ирина Белова, выпускница ВШБ (2019), ОП «Стратегии развития бизнеса: управление и консалтинг»

Я не знала, как именно компании могут участвовать в социальных проектах, кто должен быть инициатором, как оценивать их эффективность. Чтобы разобраться в этих процессах, я решила выбрать курс Екатерины Ивановой. Я считаю, это был самый интересный и полезный для меня курс. Он включает активную командную работу, встречи с представителями бизнеса, изучение лучших практик социальной ответственности различных компаний, анализ влияния бизнеса на общество. Я осознала, что получение прибыли и увеличение продаж не является единственным фокусом деятельности коммерческих компаний. Корпорации открыты для социальных инициатив и готовы их поддерживать.

Филипп Дитрих, учился в ВШБ на программе академической мобильности в 2018 году, Sciences Po, Франция

Филипп Дитрих, учился в ВШБ на программе академической мобильности в 2018 году, Sciences Po, Франция

Ресурсы не бесконечны. Будущее за компаниями, которые не оставляют негативного следа в природе. Разумеется, это потребует более жесткого регулирования деятельности компаний в части того, как они ведут свою деятельность… Устойчивое развитие следует рассматривать не как способ получения большей прибыльности и улучшения имиджа компании перед клиентами, а как обязанность каждого из нас. Наш курс показал: за этим будущее, и оно совместимо с устойчивым бизнесом. Я надеюсь, многие современные компании осознают, что все они являются частью этой глобальной миссии. Вероятно, некоторые выпускники нашего курса в будущем займут ответственные посты в политике и экономике, где будут иметь возможность решать, в какой степени компании станут более устойчивыми. Считаю, этот курс дал всем студентам стимул к тому, чтобы в будущих проектах больше внимания уделять целям устойчивого развития.

Лаура Моссэй, училась в ВШБ на программе академической мобильности в 2018 году, Лёвенский католический университет, Бельгия

Лаура Моссэй, училась в ВШБ на программе академической мобильности в 2018 году, Лёвенский католический университет, Бельгия

Мне очень понравился проект AIM2Flourish. Цель и задачи, которые они хотят решить, действительно прекрасны. Тот факт, что мы можем поделиться тем, что мы узнали, с помощью целой платформы с людьми по всему миру, просто удивителен. Разобраться с платформой было очень просто, а работать с ней – удобно. У меня не возникло сложностей с написанием нашей истории, и я знала, как ее подать. В свободное время я часто читала истории, опубликованные на платформе, чтобы узнать больше о различных бизнесах, уже являющихся в той или иной степени социально ответственными. Задание AIM2Flourish помогло мне осознать, как много существует предпринимателей, которые пытаются оказать влияние на общество.

Паула Пеннер, училась в ВШБ на программе академической мобильности в 2018 году, Университет Пассау, Германия

Паула Пеннер, училась в ВШБ на программе академической мобильности в 2018 году, Университет Пассау, Германия

На протяжении всего курса с помощью небольших заданий, которые мы делали в качестве домашней работы, я постепенно меняла свое поведение в отношении таких важных тем как потребление воды и пластика. Поскольку я родилась и выросла в Германии, я была окружена устойчивой жизнью. Могу сказать, что была ее неотъемлемой частью. Так, например, я сдавала пластиковые бутылки в супермаркет, но, честно говоря, я это делала больше из-за денег, которые я получила за возврат упаковки, а не потому, что я заботилась об окружающей среде. Участие в курсе по КСО помогло мне почувствовать мое место в природе и, наконец, понять, почему всем должно быть не все равно. Я осознала задачи, которые я должна выполнять, и увидела окружающую среду, о которой я должна и хочу заботиться. Я уже начала убеждать людей, которые меня окружают, и обязательно продолжу это делать.

Книга «Революция в образовании для устойчивости» будет полезна преподавателям университетов, корпоративным тренерам, консультантам, коучам и рефлексирующим практикам в подготовке себя, своих студентов и коллег к действиям по поиску неотложных решений для реализации 17 Целей устойчивого развития ООН. Во введении к книге Эд Фриман, гуру современного менеджмента, и родоночальник концепции заинтересованных сторон, профессор бизнес-школы Дарден Университета Вирджинии, отметил: книга является оптимистичным подтверждением того, что знания, полученные студентами на собственном опыте, способны оказать более позитивное влияние на мышление и жизнь студентов, чем традиционные лекции. Первое публичное обсуждение книги с участием Эда, Екатерины и Изабель состоялось на записи эпизода для подкаста о заинтересованных сторонах “The Stakeholder Podcast”.