• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Я б на пенсию пошел — пусть меня научат

В начале апреля компанией PensiaMarket запущен первый в России пенсионный навигатор pensiamarket.ru — портал, который станет онлайн-помощником для тех, кто хочет разобраться в непростой схеме пенсионных начислений. Основатель фирмы — магистрант программы общего и стратегического менеджмента ВШЭ Радик Даутов.

Пенсионный навигатор — новшество не только для России, он не имеет прямых аналогов и за рубежом. Он отличается от других пенсионных ресурсов своей практичностью — позволяет сравнивать, выбирать, оценивать, а самое главное подключаться к существующим на рынке предложениям. В своем интервью Радик Даутов рассказывает о проекте и об учебе в Вышке.

— Наша компания PensiaMarket — это общество с ограниченной ответственностью. Работа над проектом ведется с начала 2008 года. Цель проекта — создание первого в России пенсионного навигатора, который позволит населению России свободно ориентироваться на пенсионном рынке, а именно получать всю необходимую информацию по имеющимся на рынке услугам, сравнивать существующие предложения и подключаться к ним путем подачи заявки Сегодня на пенсионном рынке существуют три основные услуги: обязательное пенсионное страхование (ОПС), негосударственное пенсионное обеспечение (НПО), софинансирование пенсионных накоплений. Также на этом рынке функционирует порядка 300 компаний, которые предлагают эти услуги. Представляете, как человеку сложно разобраться во всем этом многообразии! И здесь полезен пенсионный навигатор. Он позволяет посетителям сайта подобрать негосударственный пенсионный фонд или управляющую компанию в нужном регионе по различным параметрам и оставить заявку на подключение пенсионных услуг. Оставленные заявки поступают в фонды или управляющие компании в соответствии с выбором клиента. Также посетители сайта смогут воспользоваться: удобной системой рэнкингов, информацией о проходящей в стране пенсионной реформе и ее возможностях, пенсионным калькулятором и консультациями экспертов. Соответственно, цель компании сейчас — создать многофункциональный портал пенсионного рынка России.

В 2008 году наша компания участвовала в конкурсе бизнес-планов HSE 10K ВШЭ. Мы там заняли призовое место, получили приз зрительских симпатий. После этого участвовали в конкурсе бизнес-инкубатора ВШЭ и по этому конкурсу прошли в бизнес-инкубатор. Затем начали разрабатывать тестовую версию, налаживать отношения с потенциальными партнерами. В конце 2008 года подали заявку в фонд Бортника на получение гранта. В декабре стало известно, что мы стали обладателями государственного гранта в размере 1 млн. рублей.

Что происходит в нашей компании сейчас? Недавно был официальный запуск проекта. Мы собрали базу из 11 партнеров, это 8 негосударственных фондов — лидеров рынка и 3 управляющие компании. Сотрудничаем с Пенсионным фондом РФ, Национальной ассоциацией пенсионных фондов. Также мы активно ведем переговоры об увеличении партнерской базы. Недавно стартовала PR-кампания, которая имеет широкое освещение в СМИ.

— Как у вас появилась такая идея?

— Несмотря на то, что пенсионный рынок растет высокими темпами, государство заинтересовано в развитии этой отрасли, а население начинает активней проявлять к нему интерес, до сих пор в Интернете нет единого пространства, которое бы позволило взглянуть на рынок в целом, сравнить существующие на нем предложения и, выбрав оптимальные, подключиться к ним. Мы решили занять эту нишу, создать такой сервис и сделать рынок более прозрачным. До того, как основать свой бизнес, я работал в финансовом просвещении, давно интересуюсь финансовыми услугами. Понял, что есть такая перспективная возможность — поработать на пенсионном рынке.

— А кто является целевой аудиторией вашего проекта?

— Целевая аудитория нашего проекта — это люди от 18 до 45 лет, активная часть населения. Люди, которые сейчас работают на свою будущую пенсию.

— Радик, не сложно ли было вам организовать свое собственное дело?

— Здесь надо разграничивать несколько видов сложности. Это бюрократические сложности, недостаточный уровень компетенций и страх. С третьим фактором ничего не поделаешь: либо человек может пойти на риск, либо нет. Что касается двух других факторов, то их можно преодолеть. Вот у нас в бизнес-инкубаторе есть специальные курсы, где изучают эти азы по составлению бизнес-планов, венчурному инвестированию, многое другое. Что касается бюрократических проволочек, то их тоже можно преодолеть.

— Бизнес-инкубатор вам много помогает?

— Бинес-инкубатор предоставляет помещение, необходимое оборудование, библиотеку и различные полезные тренинги. Что касается бухгалтерского и юридического обслуживания, то мы этим занимаемся сами. Я считаю, что начинающему предпринимателю очень полезно понять, что такое бюрократия, разобравшись во всем самому.

— Как вам кажется, из того, что вы приобрели в Вышке, что оказалось более полезным: собственно знания или какие-то связи, контакты?

— И того, и другого достаточно. И образование: Вышка дает необходимые знания и связи, знакомства. Но лично мне больше пригодились связи. Однако они появляются в процессе учебы, никак иначе. Еще Вышка дает широкий кругозор, что очень полезно предпринимателю.

— Вы совмещаете руководство собственным делом и учебу. Как вам, сложно приходится?

— Да, это достаточно сложно. Если вы хотите свое дело сделать прибыльным и успешным, вы должны ему полностью отдаваться. Сейчас в магистратуре стало легче, так как сессия два раза в год. Но я учебу не забрасываю. Сейчас в магистратуре преподают очень хорошие преподаватели, которых просто интересно послушать. Они могут дать хороший совет, который потом пригодится. Это лекции Филоновича, Константинова, Гуркова. Очень интересно. Совсем другой уровень по сравнению с бакалавриатом. Я пошел в магистратуру, чтобы получать знания. То, что я получил в бакалавриате, мне показалось недостаточным. Я хочу получить как минимум степень магистра.

— Расскажите немного о своей команде.

— Общее руководство проектом лежит на трех людях — это Ильдар Канафеев, директор по развитию, Дмитрий Усманов, технический директор и я, генеральный директор компании. Также в команде есть юрист, бухгалтер, разработчики и дизайнеры. Ильдар в этом году заканчивает МАИ, а Дмитрий — Бауманский институт. Ильдара я знаю с детства, Дмитрия — чуть попозже. Дмитрий отвечает за техническую часть проекта, Ильдар — за маркетинг и связи с общественностью.

— Вы говорили, что пошли учиться в магистратуру для того, чтобы получить больше знаний. А в аспирантуру не собираетесь?

— Я думаю, поступать или не поступать, но пока окончательно не решил. Все покажет время — насколько у меня будет возможность писать кандидатскую.

— Вам много приходится общаться с людьми по работе. Как вам кажется, чем выпускники Вышки отличаются от выпускников других вузов?

— Я думаю, что выпускники Вышки отличаются тем, что у них предпринимательской жилки больше. Может, институт этому способствует, может, изначально такие отбираются. Мне кажется, что наши выпускники больше нацелены на создание своего дела.

— А как вы оцениваете перспективы пенсионного рынка сейчас, в условиях кризиса?

— Сейчас население России не очень активно. Оно недостаточно знает ситуацию. К примеру, только 10% людей передали свои пенсионные накопления частным управляющим. Есть над чем работать, и, думаю, мы внесем свой вклад в развитие рынка. Что касается кризиса, то это, наоборот, интересно. Как раз в такой ситуации и виден профессионализм управляющего: на растущем-то рынке любой заработает. В то, что пенсионные фонды рухнут, я не верю, потому что государство заинтересовано в том, чтобы они работали стабильно.

— Ну и в заключение: чего бы вы пожелали абитуриентам Вышки и ее выпускникам?

— Абитуриентам я бы пожелал усиленно готовиться и успехов на экзаменах. Что касается выпускников, то им бы пожелал не бояться делать что-то свое и поддерживать дружеские отношения друг с другом.

Екатерина Рылько, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ