• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Диджитализация и школы как образовательные хабы: что ждет рынок образования

Диджитализация и школы как образовательные хабы: что ждет рынок образования

© Высшая школа экономики

В ближайшие годы мир может ждать масштабная диджитализация образования, которая позволит обучаться всю жизнь. Такой вариант предполагает один из сценариев развития будущего образования. Его приводит в своем докладе Институт образования НИУ ВШЭ, подготовивший обзор наиболее актуальных трендов в развитии образования в рамках стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» НИУ ВШЭ программы «Приоритет-2030»

Ожидаемые изменения в отрасли в среднесрочной и долгосрочной перспективе, возможно, окажутся одними из самых кардинальных за последние несколько веков, отмечают ученые ВШЭ. В частности, в одном из прогнозов рассматриваются четыре возможных сценария развития школьного образования.

Первый сценарий предполагает, что школа как институт сохранит свое влияние, однако ее контуры несколько изменятся. При этом страны разработают общий курс обучения и инструменты оценки результатов. Для создания же цифровой образовательной среды будут развиваться международные государственно-частные партнерства. Изменится роль учителя и его профессиональные обязанности. Возникнут глобальные школьные сети, в которые будут вовлечены бедные страны и районы. Это должно привести к снижению образовательного неравенства на всех его уровнях. Такое видение будущего школьного образования разделяют и авторы прогноза «Мировые тренды образования в российском контексте», которые указывают в качестве трендов в том числе увеличение роли гибридного обучения, обращают внимание эксперты ВШЭ.

Второй сценарий предполагает размывание границ школы за счет увеличения участия родителей в процессе образования детей. В качестве альтернативы школы будет расти число локальных образовательных инициатив. Выбор родителей и учащихся будет играть ключевую роль. Также важен будет запрос работодателей и востребованность новых компетенций на рынке труда. Этот сценарий предполагает значительное снижение традиционной образовательной бюрократии, большой спектр обучающих программ на выбор. Они будут различаться по продолжительности, глубине, стоимости. Этот сценарий — наиболее рыночный по своему характеру, указывают эксперты ВШЭ. Он привязан к уровню доходов домохозяйств и конкурентоспособности отдельных образовательных организаций.

Третий сценарий в значительной степени меняет конфигурацию образовательных институтов, сохраняя роль школ. Они станут более автономными. По сути, школы будут выполнять роль образовательных хабов, предлагающих образовательные продукты. Эксперимент и разнообразие педагогических подходов станет нормой. Выиграют школы, которые смогут предложить более персонализированный подход.

Четвертый, наиболее радикальный сценарий предполагает масштабную диджитализацию образования в привязке к новым технологиям искусственного интеллекта и построение глобальной образовательной цифровой инфраструктуры, которая позволит реализовать принцип «образование через всю жизнь». Роль школ значительно снизится, фактически они перейдут в цифровой формат. Но вряд ли в ближайшее десятилетие этот сценарий может быть реализован, обращают внимание эксперты ВШЭ.

Также ученые отдельно выделяют тренды и вызовы в диджитализации образования. Пандемия COVID-19 резко интенсифицировала процессы цифровизации, в первую очередь в сфере развития дистанционных технологий, рынка онлайн-курсов, использования различного программного обеспечения, пишут они. Причем и после окончания пандемии ряд образовательных практик продолжают проходить в онлайн-режиме. Это характерно и для России. Цифровая грамотность и доступ к ней будут являться основным правом в XXI веке, без этого все труднее будет участвовать в экономической жизни.

Высшая школа экономики

С одной стороны, развитие цифровых технологий открывает возможности для вовлечения в системы формального и неформального образования ранее не охваченных или недопредставленных групп населения (в том числе взрослого). С другой стороны, эффективное использование цифровых технологий требует достаточного уровня развития таких навыков у преподавателей. Проблемы, которые поднимает диджитализация, стали центральными в современных дебатах, в частности, о возможном появлении гибридных или только виртуальных моделей школьного обучения.

Значимым трендом и вызовом для системы образования является появление искусственного интеллекта (ИИ), облачных хранилищ, больших данных. Это сделает устаревшими определенные форматы обучения. Массовое распространение информации делает все более востребованными компетенции цифровой и медиаграмотности, навыки критического мышления и этики. Этот тренд будет все активнее развиваться.

Уже сейчас ИИ используется для оптимизации обучения на платформах онлайн-курсов, создаются чат-боты-репетиторы и чат-боты, способные написать научный текст. ИИ будет использоваться в расширении доступности образования при потребности в переподготовке, наставничестве, персонализации обучения, автоматизации административных задач и оценки работ, в разработке новых методических продуктов. Мировой рынок образовательных продуктов на основе ИИ растет: по прогнозам IFC, он достигнет 10 млрд долларов к 2026 году, ожидаемый рост составит 45,1% с 2019 года.

Одним из рисков, которые несет углубление процессов цифровизации в образовании, является рост образовательного неравенства из-за неравенства в доступе к цифровым технологиям и сегрегации низкодоходных групп населения в секторе онлайн-образования. Развитие технологий, в том числе технологий искусственного интеллекта, с одной стороны, поможет сформировать адаптированные под конкретного потребителя продукты, но, с другой стороны, приведет к необходимости изменения содержания образования и методик преподавания. Несмотря на общее увеличение доступа населения к образованию, высокий уровень образовательного неравенства по-прежнему будет сохраняться (гендерное неравенство, неравенство в доступе к цифровым технологиям, неравенство в зависимости от места проживания и т.д.).

Евгений Терентьев, директор Института образования НИУ ВШЭ, эксперт стратпроекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» НИУ ВШЭ

«Будучи важнейшим инструментом развития человеческого потенциала, сфера образования находится в эпицентре глобальных социальных и экономических изменений — усиления неравенства, структурных трансформаций рынка труда и соответствующих им запросов к подготовке кадров, диджитализации и активного распространения технологий искусственного интеллекта. Эти изменения во многом определяют контур того, какие задачи ставятся перед развитием национальных систем образования и каким образом разворачиваются их траектории развития. Среди ключевых трендов — поиск инструментов снижения неравенства доступа к образованию и неравенства использования образовательных возможностей, решение задачи развития не только профессиональных, но и надпрофессиональных или универсальных навыков и компетенций, расширение возможностей получения качественного образования на протяжении всей жизни, тиражирование эффективных методов обучения в цифровой среде.

Вместе с тем, обсуждая траектории развития образования в России, важно также учитывать специфику национального контекста и актуальные вызовы, с которыми сегодня сталкивается российское образование. Среди них — необходимость обеспечения технологической независимости в условиях санкционного давления, переориентация на новые рынки международного сотрудничества в образовательной и научной сфере, усиление вклада образования в социально-экономическое развитие регионов, развитие новых форм сотрудничества между образовательными организациями внутри страны».