• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Политический ландшафт будущего: фрагментация усиливается

19-20 ноября 2014 года в Высшей школе экономики прошла конференция «Глобальное управление: номинальные, реальные и альтернативные структуры», организованная Факультетом мировой экономики и мировой политики. Основной темой конференции стало обсуждение фундаментальных изменений в геополитических и геоэкономических структурах современного мира, их причины и последствия.

Открывая конференцию, профессор ВШЭ Максим Братерский отметил, что хотя на мероприятии будут затронуты тактические вопросы, касающиеся конкретных политических ситуаций, основная задача состоит в анализе стратегических аспектов происходящих перемен. В работе конференции приняли участие российские и зарубежные эксперты в области политики, экономики и международных отношений, среди них Алан Кафруни (Гамильтон Колледж, США), Адриан Пабст (Университет Кента, Великобритания), Антон Беблер (Люблянский университет, Словения), Петр Дуткевич ( Карлтонский университет, Канада), Максим Братерский (ВШЭ), Леонид Григорьев (ВШЭ), Дмитрий Суслов (ВШЭ), Александра Морозкина (Экономическая экспертная группа). В рамках конференции прошли заседания, посвященные системным изменениям в глобальном управлении, вариантам региональных и квазиглобальных схем управления, а также отдельным  инструментам глобального управления, таким как внешняя торговля, инвестиции и экономическое развитие. 19 ноября состоялась отдельная сессия по вопросам регулирования цен и поведения продавцов на энергетическом рынке в России и Европе, на которой свой доклад представила профессор ВШЭ Светлана Авдашева.

Участники конференции отмечали, что тот миропорядок, который установился после окончания холодной войны, сейчас претерпевает серьезные  изменения. В своем докладе Дмитрий Суслов подчеркнул, что кризис на Украине является не причиной, а скорее проявлением глобальной смены парадигм в мировой политике, связанной с отсутствием единого понимания правил игры сверхдержав. И Россия играет в этой смене не последнюю роль, наряду с другими странами БРИКС. Вместо моно- или многополярной картины мира мы наблюдаем более фрагментированную и поляризованную модель, в которой страны Европы все больше следуют в своей политике за США, а Россия формирует в Евразии новый центр силы совместно с Китаем. Глобальные транснациональные объединения постепенно сдают свои позиции, тогда как все больший вес приобретают альтернативные региональные ассоциации, в частности, в азиатско-тихоокеанском регионе. Такие изменения могут иметь далекоидущие последствия, прежде всего в сфере международной безопасности, борьбы с терроризмом и преступностью. В частности, сужается круг стран, участвующих в антиисламской коалиции, ослабляется сотрудничество в области борьбы с наркоторговлей, нет единой политики относительно Афганистана.  В сфере экономики укрепление региональных блоков неизбежно приведет к ослаблению глобальных институтов управления.

По мнению Адриана Пабста, истоки нынешней ситуации во многом лежат в проблемах легитимности современной западной системы управления. Не менее важным фактором является провал западной модели мироустройства, в рамках которой предполагалось распространить на весь мир установленные в одностороннем порядке правила игры и объявленные без какого-либо общего обсуждения универсальными ценности. Кроме того, большую роль играет внутреннее противоречие между идеей государственного суверенитета и правом национальных меньшинств на самоопределение.  

Максим Братерский отметил, что стратегические интересы России обуславливают ее переориентацию на новых партнеров в Азии и укрепление сотрудничества в рамках ШОС, а также других ассоциаций с участием стран БРИКС. Таким образом, политические события приводят к изменению конфигурации мировых рынков и открытию новых экономических возможностей.

В свою очередь Петр Дуткевич обратил внимание на изменение политических институтов в результате происходящих глобальных событий. Зачастую внутренние политические решения отдельных стран не могут быть исполнены из-за того, что экономически и политически они зависят от других стран, которые в свою очередь могут навязывать свою точку зрения. Другими словами, необходимо разработать альтернативные схемы взаимодействия стран за рамками ныне существующей модели.

Доклад Леонида Григорьева и Александра Курдина был посвящен изменениям в определении имущественных и территориальных прав, структур управления и моделей поведения государств в новых условиях. Была представлена классификация типов глобального управления, большинство из которых являются гибридными, дву- или трехсторонними объединениями государств и надгосударственных организаций или коалиций. Это неизбежно ведет к повышению транзакционных издержек и осложняет решение глобальных проблем.