• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Аспирантам важна поддержка не только научного руководителя, но и других сотрудников подразделения

Аспирантам важна поддержка не только научного руководителя, но и других сотрудников подразделения

© iStock

Для успешной защиты кандидатских диссертаций важна не только индивидуальная поддержка научного руководителя и близких, но и системная помощь со стороны структуры в университете, где аспирант пишет диссертацию. Однако существуют разные варианты такой поддержки, и каждый из них по-разному сказывается на уверенности аспиранта в успешной защите диссертации. К такому выводу пришли ученые НИУ ВШЭ. Результаты исследования опубликованы в журнале Higher Education Quarterly

Обучение в аспирантуре — время, когда молодые ученые начинают активно строить свой исследовательский путь. Исследования показывают, что поддержка руководителей, коллег-ученых, семьи имеет важное значение в работе аспирантов над диссертациями. Решающую роль в интеграции молодых ученых в научное сообщество играет подразделение, в котором они работают. Эта институциональная поддержка важна не только с точки зрения получаемых знаний. Традиции, чувство принадлежности и общности, которые формируют и развивают кафедры, лаборатории, департаменты или школы, в равной степени важны для аспирантов. 

Традиционно система аспирантуры в СССР, а затем и в России основывалась на модели наставничества. Подготовка будущих ученых в основном ограничивалась общением между аспирантами и их научными руководителями. Аспиранты учились немного, и их учеба была направлена в первую очередь на развитие академических навыков и компетенций. В 2013 году, когда был принят Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», в системе аспирантуры произошли существенные изменения. Она получила статус третьей ступени высшего образования и новую цель — создать условия для подготовки высококвалифицированных научно-педагогических кадров. 

Исходно переход к такому статусу означал значительное повышение образовательной нагрузки аспирантов. Нормативные изменения 2021 года частично ослабляют эти требования: теперь организации вправе сами распределять образовательный и научный компоненты. Так или иначе, текущая модель аспирантуры предполагает и больший контроль за прогрессом аспиранта со стороны сотрудников подразделений, и, как следствие, большую включенность аспирантов в научные коллективы.

Однако на практике индивидуальная работа с научным руководителем осталась главным элементом подготовки аспирантов. Чтобы понять, как подразделения поддерживают молодых ученых и зависит ли от этого их уверенность в том, что они успешно защитят диссертацию, исследователи Центра социологии высшего образования Высшей школы экономики опросили 992 аспиранта из шести российских университетов, что составляет примерно 40% аспирантов этих вузов. Результаты показали, что академическая поддержка от коллег в подразделениях не стала массовой практикой. 8–38% респондентов получали поддержку от коллег и только 4–23% — от руководителей подразделений. Более опытные коллеги чаще всего комментировали текст диссертации или будущих публикаций аспирантов. Большинство из них по-прежнему работали только со своими руководителями. 

Исследователям удалось выявить шесть типов поддержки аспиранта со стороны департамента. Их отличает друг от друга то, кто именно вовлечен в работу с аспирантом (научный руководитель, руководитель подразделения или другие сотрудники) и какие функции выполняют старшие коллеги (экспертные или организационные). Хотя для большей части (58%) аспирантов все еще характерно получать поддержку только от научного руководителя, среди выделенных типов есть также и полное отсутствие поддержки (11%), и максимальная включенность всех сотрудников, в том числе руководителя подразделения (5%). Как показал дальнейший анализ, отсутствие поддержки снижает уверенность аспиранта в том, что он защитит диссертацию. При этом чрезмерное вовлечение сотрудников подразделений в работу с аспирантами оказывается менее продуктивным, чем активное вовлечение научного руководителя, сопровождаемое информационной поддержкой других сотрудников.

Как правило, студенты рассчитывают на поддержку руководителей не только в работе над исследованием. Спектр трудностей, с которыми сталкиваются аспиранты, широк. Среди них — пробелы в исследовательских навыках, организационные и психологические трудности, сложности в планировании карьеры. Все эти вопросы научный руководитель не может решить в одиночку. Выходом из ситуации может стать поддержка коллег по подразделению.

Евгений Терентьев

«Наше исследование восполняет несколько важных пробелов, — отмечает директор Института образования НИУ ВШЭ Евгений Терентьев. — Большинство предыдущих работ в этом направлении были сосредоточены на изучении академической поддержки аспирантов со стороны научных руководителей, а не более широких исследовательских сообществ, в частности со стороны его подразделения. Полученные результаты показывают, что важно рассматривать академическую поддержку аспирантов как более сложное, комплексное явление. В ней может по-разному сочетаться работа разных людей и типы их поддержки. Такой подход ставит новые вопросы об оптимальном балансе между поддержкой, контролем и автономией на пути аспиранта и закладывает основу для новых исследований в этой области».