• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Какую роль новая программа аспирантуры сыграет в российском образовании и академической жизни ГУ-ВШЭ?

В этом году в Высшей школе экономики впервые открывается аспирантура полного дня. О том, какую роль новая программа аспирантуры сыграет в российском образовании и академической жизни ГУ-ВШЭ, рассказывает начальник Управления аспирантуры и докторантуры ГУ-ВШЭ Кобзарь Елена Николаевна

Потребность реформирования аспирантуры в ГУ-ВШЭ назрела достаточно давно. Проблемы, с которыми сталкивается Вышка, присущи подавляющему большинству российских аспирантур – невысокий уровень защит, подготовка диссертации, растягивающаяся на многие годы, неготовность многих аспирантов написать качественную диссертацию. Такие результаты традиционно объясняют недостаточной финансовой поддержкой аспирантов, их разной мотивацией и потенциалом. При этом основной проблемой называют низкую стипендию, вынуждающую аспирантов работать и рассматривать диссертацию в качестве дополнительной нагрузки. Однако, европейские университеты, представляющие аспирантам гораздо более внушительную стипендиальную поддержку, испытывают сходные проблемы.

Европейцы называют в качестве основного источника кризиса системы подготовки аспирантов (PhD-студентов) практику, при которой аспирант «замыкается» на научного руководителя. Одна коллега из немецкого университета сетовала на то, что университет может даже не знать о существовании аспиранта, т.к. последний отбирается и результаты его работы оцениваются исключительно научным руководителем. Несмотря на плюсы такой фактически индивидуальной подготовки аспиранта, у этой системы есть существенные минусы. Нередко в рамках таких персонифицированных отношений планы и обязательства аспиранта очень неопределенны, подготовка диссертаций может затягиваться (и затягивается) на долгие годы. Кроме того, недостаток у аспирантов навыков проведения исследования, например, потребность в освоении некоторого исследовательского инструментария, нередко не восполняется посредством общения с научным руководителем. А самостоятельное исправление таких «недостатков академического воспитания», как показывает практика, далеко не всегда продуктивно. В конечном счете, риски неудач лежат не только на стороне аспиранта и достаточная стипендия всех проблем не решает.

Возвращаясь к аспирантуре ГУ-ВШЭ. В предыдущие годы предпринимался ряд шагов по повышению продуктивности аспирантуры. Работа аспирантов над диссертацией переведена на «проектную» основу: формализованы обязательства аспирантов на каждом этапе обучения, запущен коллегиальный механизм оценивания работы аспиранта, не только научным руководителем (аттестация). Параллельно происходил поиск того, чем содержательно может быть наполнена жизнь аспиранта, как можно помочь удачно стартовать «начинающим» исследователям. ГУ-ВШЭ накоплен опыт в части развития различных форм академической мобильности, чтения ряда курсов, как специализированных (профессиональных), так и направленных на развитие академических навыков в целом; вовлечения аспирантов в текущую исследовательскую деятельность, которая ведется в ГУ-ВШЭ и вне университета. Все перечисленные меры принесли свои плоды, но возможность их влияния на кардинальное улучшение ситуации с аспирантурой ограничена: создание организационных рамок – это лишь необходимое условие нормальной работы любого проекта; что же касается других возможностей, то предоставление их в опциональном режиме, как показала практика, оставляет их невостребованными основной массой аспирантов.

Дальнейшее улучшение ситуации видится в увеличении объема ресурсов, выделяемых на аспирантов при одновременном расширении «ассортимента» видов деятельности, которые предлагаются аспирантам не в качестве опций, а как обязательная программа (учебные курсы, стажировки в зарубежных вузах-партнерах, участие в исследовательских семинарах, подготовка качественных заявок на авторитетные научные конференции и участие в них). Все эти условия легли в основу проекта программы «академической аспирантуры» (аспирантуры полного рабочего дня), обсуждавшейся 28 мая на заседании Ученого совета. Отдельная задача программы – создание полноценной научной среды, в которой бы существовал аспирант. Тем не менее, ключевая роль, как и прежде, сохраняется за научным руководителем. Более того, планируется приглашать на роль соруководителей зарубежных исследователей, привлекать к консультированию молодых коллег, получивших степень PhD, создавая тем самым для аспирантов возможности перенимать стандарты качества, выдвигаемые по отношению к PhD диссертациям. Мотивировать аспирантов сосредоточиться исключительно на исследовательской деятельности должна стипендиальная поддержка. Участники программы будут получать стипендию в размере 25 тыс. рублей ежемесячно. При этом обязательным условием участия в программе является запрет на работу за исключением занятости в академических проектах ГУ-ВШЭ.

Те новации, которые составили ядро программы академической аспирантуры, созвучны изменениям, происходящим с европейской аспирантурой. Многие европейские вузы, создают так называемые структурированные программы (structured programs) с сильной образовательной компонентой, в которую помимо профессиональных курсов включены курсы по развитию академических навыков. Кроме этого, большое значение придается академической мобильности PhD кандидатов, что позволяет получать информацию, исследовательский опыт и отклик на проделанную работу не только от ведущих исследователей родного университета.

Большая аспирантура ГУ-ВШЭ (свыше 650 аспирантов на настоящий момент) и ее высокая неоднородность, как с точки зрения аспирантов – их академического потенциала, намерений выстраивания академической карьеры, так и с точки зрения научных руководителей, в совокупности с высокой затратностью новой программы, не позволяют охватить новой программой всех аспирантов. Приходится концентрировать ресурсы на небольшом количестве аспирантов (по крайней мере, на начальном этапе). В 2010 году первый набор на программу планируется провести среди социологов и экономистов (25 человек).

Каким видится результат программы? - выпуск исследователей, готовых к работе на международном рынке труда, имеющих потенциал к публикациям в международных реферируемых журналах и включенных в международные академические сети.

Насколько реально подготовить таких людей за 3 года аспирантуры? Представляется, что режим жизни у участников программы будет достаточно жесткий. Поэтому на программу планируется отбирать кандидатов, имеющих за плечами успешный исследовательский опыт (рекрутерскими площадками для программы могут быть научно-учебные лаборатории ГУ-ВШЭ). Т.е. золотой дождь, который прольется на аспирантов в виде стипендий, зарубежных стажировок, общения с первыми величинами в той или иной области, должен быть сполна отработан и переплавлен в золотые академические результаты.