Стажировка в MIT: впечатления аспиранта-математика
Я попробую поделиться впечатлениями о своей стажировки в Массачусеттском Технологическом Институте (MIT).
На первый взгляд, математикам нужно не так уж и много — бумага, ручка, компьютер, выход в Интернет. Никаких дорогостоящих лабораторий, как у физиков и биологов, никаких экспедиций, как у географов или археологов, сиди себе и думай. Но на самом деле, все не так уж просто...
В современной математике чрезвычайно важна работа в коллективе и взаимодействие с широким кругом других ученых; случаи гениальных исследователей-одиночек редки и являются теми исключениями, которые подтверждают правило. Крайне существенно постоянное общение с Вашей рабочей группой (условно говоря, соавторами), с коллегами, работающими в той же области (рецензентами и читателями Ваших работ). То, как устроено это общение, какие созданы для него условия, во многом характеризует тот или иной университет и его математический факультет.
Не секрет, что научная жизнь в России существенно отличается от научной жизни в европейских и американских университетах. Поездки на конференции и короткие научные визиты, конечно, дают определенное представление о том, как работает западная система науки и образования. Однако, полностью почувствовать всю разницу (и все сходства) можно лишь в течение длительного пребывания в западном университете. Уникальную для российского аспиранта возможность получения такого опыта дает стажировка, предлагаемая Высшей Школой Экономики.
Начну с одной из важнейших особенностей моей стажировки — когда я находился в Бостоне, мне казалось, что я нахожусь чуть ли не в главном центре мировой математики. Помимо блистательного профессорского состава самого MIT, совсем рядом есть еще Harvard. И что также очень важно, каждую неделю в Бостон приезжают и делают доклады сильнейшие математики и из Америки, и из Европы. Поэтому за несколько месяцев мне удалось побывать на докладах очень многих известных математиков из самых разных городов. Довольно сложно добиться этого каким-либо другим способом.
Очень интересно было познакомиться с организацией работы профессоров в MIT. С одной стороны, весь распорядок работы на факультете специально построен так, что все его члены так или иначе пересекаются (хоть на семинарах, хоть на неформальных обедах) и имеют все возможности для продуктивного взаимодействия. Благодаря этому, за несколько месяцев в MIT мне довелось немного пообщаться с большинством профессоров ! С другой стороны, как мне показалось, у этих рабочих бесед всегда есть очень четкая грань, и иногда чувствуется разница между профессором-«звездой» и студентом.
При длительном пребывании в MIT очень заметно качество учебных условий. Это и качественные доски, и предоставление каждому аспиранту своего рабочего места на факультете, и огромная библиотека с прекрасным видом из окна и очень удобными условиями для занятий, и четкое решение всех организационных вопросов, и своевременное оповещение обо всех интересных семинарах на факультете. Все это мелочи, но мелочи заметные и приятные.
Во время стажировки я старался как заниматься научной работой, так и посещать учебные курсы. Кроме того, я много общался и с аспирантами MIT. В американских университетах при обучении математике очень много важных курсов преподается именно в аспирантуре (а не в бакалавриате/специалитете, как в России). Такой подход имеет как минусы (более запоздалое обучение), так и плюсы (возможность преподавания на более высоком уровне более мотивированным слушателям). Очень большое впечатление производит четкость учебного процесса и чрезвычайно серьезная подготовка лекторов к своим курсам – считается очень важным не просто хорошо рассказать материал, а рассказать его максимально хорошо ! Эти усилия лекторов заметны слушателям и, конечно, чрезвычайно им приятны.
Еще интересно отметить следующее отличие: я всегда чувствую разницу между своим докладом в России и своим докладом в Америке. В американской традиции доклад всегда должен делаться четко ограниченное количество времени, многие вопросы задаются лишь после доклада (а не во время доклада), официально регламентировано проявление уважения к докладчику (аплодисменты), и слушателям (например, докладчику надо обязательно благодарить организаторов семинара). При таком подходе некоторые содержательные вопросы во время доклада не обсуждаются (хотя было бы интересно их обсудить), а докладчик все время должен следить за временем. С другой стороны, доклад не прерывается излишними обсуждениями, что тоже неплохо.
Подводя итоги, должен сказать, что стажировка в MIT дала мне очень многое и в научном плане (удалось серьезно продвинуться в своей задаче, представить широкой аудитории уже имеющиеся результаты, завести новые научные контакты), и в учебном плане, и в познавательно-бытовом. Хочется порекомендовать всем аспирантам, имеющим возможность съездить в подобную стажировку, обязательно этой возможностью воспользоваться и извлечь из поездки максимум пользы!