Репортаж о стажировке в Brown University (г. Род-Айленд, США)

Яркин Александр, аспирант 3-го года  рассказал об осенней стажировке в Браунском Университете

Репортаж о стажировке в Brown University (г. Род-Айленд, США)

За последнее время я получал немало вопросов о том, как проходила моя аспирантская стажировка, и как так вышло, что теперь я совмещаю обучение на PhD и в аспирантуре ВШЭ. Надеюсь, эта история будет полезна другим студентам и аспирантам при выборе дальнейшего карьерного пути.

Осенний семестр 2016 года я провел на стажировке в Браунском Университете (Brown University, Providence, Rhode Island, USA), где мне удалось оказаться благодаря финансовой и организационной поддержке аспирантской школы по экономике ВШЭ. Сейчас я смело могу назвать Браун своей второй альма-матер, так как теперь продолжаю там обучение на программе PhD, совмещая его с написанием кандидатской диссертации в ВШЭ. Но обо всем по порядку.

Моя история с Брауном началась в университете Киля, https://www.ifw-kiel.de/education/phd-supplementary-courses, куда я отправился на первом году аспирантуры, слушать недельный интенсивный курс по теории экономического роста: лекции читал Одед Галор, http://odedgalor.virb.com/, один из крупнейших в мире специалистов в области долгосрочного экономического развития. Я достаточно давно занимаюсь этой темой, и в аспирантуре, под руководством Д.А. Веселова https://www.hse.ru/org/persons/189359, написал статью про воздействие распределения богатства на исход политического конфликта вокруг сопутствующих росту реформ во время ранней индустриализации. Данное исследование заинтересовало проф. Галора, поскольку эта тема активно изучается в Брауне, и мы договорились о стажировке под его  руководством на осенний семестр 2016 года.

На стажировку я поехал как visiting scholar – это значит, что мне не нужно было сдавать курсы «на оценку», основной акцент делался на научной работе под руководством приглашающего профессора. Приходить "вольнослушателем" на любые интересные тебе курсы, конечно, было можно. Так что первым же делом я записался на множество курсов 1-2 года программы PhD по экономике в Брауне, и даже на один курс в Гарвард, находящийся неподалеку, в пригороде Бостона, г. Кембридж (у Гарварда с Брауном, как и с другими университетами Лиги Плюща есть особая договоренность, позволяющая записываться на курсы любого из университетов Лиги).

Само собой, курсов было слишком много, поэтому регулярно посещать всё я не мог, но 4 семестровых курса я прослушал полностью. Курсы по динамической оптимизации и долгосрочному росту Галора и Вэйла, политической экономии Найта, макроэкономике развития и торговле Блаума были лучшими курсами, что я когда-либо слушал к тому моменту.  Надо отметить, впрочем, что лучшие курсы в Вышке берут многое из методов преподавания и наполнения курсов, уступая лишь в том, что касается ориентированности курсов на исследовательскую работу.  На втором году обучения аспиранты обязаны прослушать 7 продвинутых курсов по двум выбранным специальностям, и на каждом курсе, на каждой лекции профессор предлагает критический и крайне детальный анализ наиболее современных статей и методов, тогда как аспиранты готовятся к лекциям как к контрольной работе. От студентов ожидается первый драфт научного исследования по итогам каждого из 7 выбранных курсов, что позволяет на выходе иметь «пул» идей, уже получивших немалый фидбэк от профессоров и других аспирантов и пригодных к подготовке на их основе статей.

Разумеется, не только и не столько курсами я жил в эти четыре месяца. Основная цель моей стажировки заключалась в научной работе под руководством приглашающего профессора. Помимо работы над упомянутой статьей по политической экономике индустриализации, мне удалось также разработать новую идею о воздействии этнического разнообразия на темпы экономического развития на ранних, аграрных, и более поздних, индустриальных и постиндустриальных, стадиях развития общества, которая родилась из общения с О. Галором и Л. Сильвестри, еще одним приглашенным исследователем из университета Модена (Италия). С ним мы общаемся как приятели и коллеги до сих пор. Вообще, для студента/аспиранта из России подобные долгосрочные стажировки – лучший шанс завести контакты с исследователями, да и просто хорошими людьми, со всего мира.

Важно и то, что во время стажировки ты не ограничен общением исключительно с «руководителем». Двери всех профессоров департамента открыты для обсуждения имеющихся и (нередко в такой среде!) возникающих новых научных идей. Так, помимо работы над проектом моей диссертации с проф. Галором, я презентовал две другие работы на научных семинарах департамента. Одно из исследований, над которым мы работали с Л.И. Полищуком https://www.hse.ru/org/persons/65104 и соавторами, посвященное воздействию экономических и политических институтов страны на строгость визовых барьеров по отношению к гражданам страны, получило огромное количество ценных замечаний от А. Фостера, руководителя исследовательской группы по прикладной экономике развития в Брауне. Другое исследование, посвященное экономике преступности, над которым мы работали с Н.А. Василенок https://www.hse.ru/staff/navasilenok, удалось обсудить с Б. Найтом, специалистом по политической экономике. Наконец, одной из тем, которой я сейчас интересуюсь почти больше всего, – Population Economics – я впервые занялся именно во время стажировки, после посещения одного из научных семинаров.

Семинары и исследовательскую жизнь в Брауне стоит выделить особо. Каждую неделю проходит как минимум 5 научно-исследовательских семинаров по экономической теории, эконометрике, макроэкономике, прикладной экономике и международной экономике, а также множество научных «ланчей» и «завтраков», где представляются исследования на предварительных стадиях (ну и кормят там тоже, да; на макро-ланче отличная индийская кухня, например 😊). Так что, в принципе, с научных семинаров можно не вылезать целый день, с 9 утра и до 17 вечера. В начале ноября на семинаре по макроэкономике выступал Дарон Асемоглу, а за пару недель до того приезжал нобелевский лауреат, Жан Тироль. Именно в такой атмосфере ощущается дух научной мысли и научного сообщества, где, в прямом смысле, на твоих глазах рождающего новые идеи и новое понимание мира.

По этой причине, едва ли не главное, что дала мне стажировка: я понял, что научная жизнь в том виде, в каком она представлена в лучших экономических департаментах мира – это интересно и это «для меня», так что я принял окончательное решение подавать документы на PhD программы в США, включая, конечно, Браун. Last but not least, проф. Галор согласился дать мне рекомендацию для поступлении на PhD, что, вместе с тем исследовательским опытом, который я приобрел на стажировке и в аспирантуре, наверняка сыграло ключевую роль в моем поступлении на PhD.

Так что сейчас я стараюсь совмещать учебу в Брауне и написание диссертации в ВШЭ, которую я рассчитываю защитить в конце 2018 года. Начиная со второго года на PhD программе у меня ожидается существенно большая вовлеченность в научную работу, и в этом смысле аспирантура ВШЭ, как и прошлогодняя стажировка, дали мне большую фору по сравнению со многими другими аспирантами здесь в Брауне. Зачастую, аспиранты в США начинают обучение, не имея обширного представления о каких-либо отраслях экономической науки, поступая на PhD сразу после бакалавриата, и решают вопрос о специализации, теме исследования и конкретных исследовательских вопросах лишь к концу 2 года, а иногда, и позже. В такой ситуации бывает непросто успеть подготовить 3 серьезных исследования за оставшиеся 2-3 года на PhD программе. Одно из главных преимуществ моей долгосрочной стажировки в Брауне, как и всего периода обучения в аспирантуре ВШЭ, – возможность понять, какие области науки мне наиболее интересны, углубиться в изучение соответствующей литературы и, что крайне важно, шанс представить свои идеи на научных семинарах и конференциях самого высокого уровня, понять, стоит ли тратить 5 (как минимум) лет на PhD.

Завершить свой рассказ я хотел бы, заметив, что, помимо сильного академического развития, стажировка – еще и прекрасный шанс пожить в другой стране и познакомиться с совершенной иными, нежели российские, культурой и менталитетом. Мне удалось поездить по Новой Англии, я разузнал все о барах и джаз-клубах Провиденса и Бостона, и, конечно, погулял по Нью-Йорку и Вашингтону. Новая Англия – это регион с обворожительной осенней природой, старинной архитектурой и людьми, совсем не подходящими под те стереотипные образы, которыми зачастую мы оперируем, говоря об американцах. Это была чудесная поездка, в которой каждый мотивированный студент или аспирант, помимо новых академических контактов и продвижения в исследовании, нашел бы вдохновение и получил интереснейший жизненный опыт.