• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Что вы планируете сделать, чтобы аспирантура ГУ-ВШЭ работала эффективнее?

На этот вопрос отвечают профессора Лев Любимов, Владимир Автономов, Алексей Руткевич, Алла Болотова, Игорь Гурков и Николай Берзон.

На этот вопрос отвечают профессора Лев Любимов, Владимир Автономов, Алексей Руткевич, Алла Болотова, Игорь Гурков, Николай Берзон, а также доценты Юрий Столяров и Татьяна Трошкина, у которых в 2007 году аспиранты защитились в срок — до окончания аспирантуры

Лев Любимов, заместитель научного руководителя ГУ-ВШЭ:

— Трудно что-либо сделать, пока аспирантская стипендия не станет конкурентоспособной. В западных университетах аспирант может не думать о заработке, поскольку получает тысячу евро в месяц на еду и проживание. Для себя я вижу единственный выход — так работать с будущими аспирантами, начиная с четвертого курса бакалавриата, пока их еще содержат родители, чтобы их магистерские диссертации на 80% были диссертациями кандидатскими. Тогда, поступив в аспирантуру, они смогут и работать, и спокойно завершать диссертации.

Владимир Автономов, декан факультета экономики:

— Мы еще в прошлом году начали разбираться в ситуации с аспирантурой на факультете: выяснили, что делает каждая кафедра, кто передовики, а кто отстающие. Теперь планируем более вдумчиво работать с теми кафедрами, у которых есть проблемы. В целом ситуация с подготовкой аспирантов на факультете улучшается. А у меня лично пока аспирантов нет — была одна аспирантка, но я ее отчислил.

Алексей Руткевич, декан факультета философии:

— В аспирантуру факультета философии постараюсь не брать троечников, а также тех, кто желает получить московское общежитие, уклониться от армейской службы — словом, решить какие-то личные проблемы. В аспирантуре ГУ-ВШЭ таковых не менее половины; мой факультет чуть уменьшит процент.

При наборе в аспирантуру на все факультеты вступительный экзамен по философии остается некоторым фильтром — могу сделать его более эффективным. Как и экзамен по философии науки, которые все аспиранты сдают в рамках кандидатского минимума.

Алла Болотова, декан факультета психологии:

— Мы уже многое сделали. В журнале Высшей школы экономики "Психология", который включен в список ВАК, открыта специальная рубрика для публикаций аспирантов "Новые сообщения". Количество номеров журнала, выпускаемых в год, будет увеличено с четырех до шести. 14 февраля возобновил работу наш диссертационный совет (он был закрыт ВАКом на реорганизацию, что привело к снижению количества защит), и в самое ближайшее время запланированы защиты пяти-шести кандидатских диссертаций.

Николай Берзон, заведующий кафедрой фондового рынка и рынка инвестиций:

— Честно говоря, ничего.

У нас на кафедре сложилась определенная система работы с аспирантами, которая, на мой взгляд, себя оправдала. Мы исходим из того, что кандидат наук — это штучный товар. Изготовление любого уникального товара требует индивидуальной технологии, которую мы используем при работе с аспирантами.

Во-первых, на стадии поступления. Штучного товара не может быть много по определению. На вступительных испытаниях мы стараемся понять, есть ли у поступающего в аспирантуру склонность к научной работе и какой-нибудь научный задел. Предъявляем очень жесткие требования к реферату, который мы рассматриваем как заявку на научное исследование. Иногда реферат переписывают по 2—3 раза. На этой стадии часть посредственных кандидатов отсеивается.

Следующий отсев происходит на вступительном экзамене по специальности. Раньше в Вышке было хорошее правило: с тройкой по специальности в аспирантуру не принимали. В последнее время проходят абитуриенты и с тройками из-за того, что увеличилось число мест. Поэтому придется предъявлять более жесткие требования на экзамене. Боюсь, в этом случае нас упрекнут в невыполнении плана набора. Конечно, план — вещь хорошая, но плановая разнарядка — вещь отвратительная, для науки просто губительная. Вспоминается фильм про физиков-атомщиков "Девять дней одного года", где чиновник от науки спрашивает ученых, почему они не берут на себя соцобязательств по досрочному завершению эксперимента и получению положительного результата.

Во-вторых, мы используем индивидуальную технологию на стадии обучения. Научный работник — личность творческая, поэтому не надо ограничивать полет мысли аспиранта. Задача научного руководителя не диктовать аспиранту, что именно нужно писать, а направлять его. Не сдерживать его творчество, а направлять его в нужное русло. В результате сочетание молодого научного азарта с опытом и мудростью наставника — научного руководителя дает хороший результат.

Игорь Гурков, профессор факультета менеджмента:

— Могу сказать об уже достигнутых результатах. Два моих аспиранта защитились в диссертационном совете по экономике ГУ-ВШЭ, который возглавляет Евгений Ясин. Оба учились очно (один работал со мной, другой шесть месяцев стажировался в Роттердамской школе менеджмента).

Проблемы подготовки аспирантов в России хорошо известны. Все они работают на условиях неполной занятости, поскольку нужно зарабатывать на жизнь, — в отличие от своих коллег в западных университетах они не получают полноценную стипендию. Разница есть и в сроках обучения: на Западе аспиранту-очнику на подготовку диссертации требуется 4 года, а если он совмещает работу с учебой, то 6 лет. А мы, получается, опять хотим быть впереди планеты всей.

Полагаю, нам стоило бы (во всяком случае, в области менеджмента) участвовать в работе EDEN — специализированной сети по поддержке диссертационных исследований, в рамках которой предлагаются интенсивные семинары (1—2 недели) для европейских аспирантов. В этом году один мой аспирант при поддержке нашего факультета менеджмента принял участие в таком семинаре, и это пошло на пользу не только ему, но и другим моим аспирантам, которым он привез много интересных материалов.

Юрий Столяров, доцент кафедры международных экономических отношений:

— Главное — не мешать аспиранту работать. Только доброжелательность и, конечно, помощь. Большая проблема в том, что аспиранты зачастую не могут сформулировать свою мысль, писать не умеют. Такое косноязычие! Впечатление, что в головах — барьеры. Приходится каждую страницу править, показывать, как нужно мысль выражать. Помню, когда я был аспирантом, мы могли источник не так оформить, кавычки не поставить. Тут же люди не знают, где запятые ставить. Проблемы с русским языком и литературой в школах — вот откуда все идет.

Надо сказать, что только с этого года к нам в аспирантуру будут поступать бывшие наши студенты, из Вышки, а до этого приходили со стороны. А у меня по программе всего три лекции для аспирантов. Что я могу за три лекции сказать им? Думаю, что нынешних аспирантов надо обязать ходить на спецкурсы, которые читаются на факультете студентам-четверокурсникам. Тогда, может быть, будет полегче.

Татьяна Трошкина, заместитель заведующего кафедрой финансового права:

У меня защитившийся аспирант пока единственный — это Надежда Васильева, которая до окончания срока аспирантуры защитила диссертацию по теме "Правовое регулирование налогообложения электронной коммерции". А вообще у нас на кафедре защитились за два года несколько аспирантов. Трое из них написали диссертацию под руководством заведующего кафедрой Александра Козырина.

Чтобы защиты проходили в срок, взаимоотношения между научным руководителем и аспирантом должны быть четкими и определяться планом аспирантской подготовки. Чтобы научный руководитель не потерял связь с аспирантом, не было отношения к руководству по остаточному принципу, но и не было игры в поддавки, когда мы начинаем излишне опекать аспиранта, вытягивать его за уши. И, конечно, работа над диссертацией должна быть первостепенным делом для аспиранта. Когда человек приходит в аспирантуру, у него должно быть понимание, что он занимается наукой, и за это его уважают, это с него требуют. Тем более Вышка дает все возможности — у нас бюджетная аспирантура, и созданы все условия для подготовки работы. Аспирант должен понимать, что в науку приходят серьезно, не на три года аспирантуры, и наши защитившиеся аспиранты как раз, как мне кажется, это понимают.

Моя аспирантка Надежда Васильева знала политику кафедры заранее — она была нашей студенткой и стала нашим аспирантом, поэтому она четко понимала и выполняла все требования. А секрет прост: аспирант изначально был интегрирован в научную работу на кафедре. У нас не было еженедельных встреч, но была постоянная работа, постоянные обсуждения, что и дало такой результат.

Подготовили Борис Старцев и Татьяна Фомичева, Новостная служба портала