Кому выгодно платное соискательство?
Об изменениях, внесенных в Порядок подготовки аспирантов ГУ-ВШЭ в феврале 2008 года, и об итогах работы аспирантуры в 2007 году рассказывает начальник Управления аспирантуры и докторантуры Елена Кобзарь.
— Елена Николаевна, на заседании Ученого совета 1 февраля было принято решение, что аспиранты, не завершившие работу над диссертацией и не прошедшие предзащиту за время обучения и в течение года после окончания аспирантуры, смогут завершить работу над диссертацией в Вышке только за деньги. В чем смысл этого нововведения?
— В течение прошлого года упорядочивался процесс обучения в аспирантуре. В частности, были определены обязательства аспирантов на каждой стадии обучения. Однако выпуск из аспирантуры — финальная стадия — до сих пор оставался неурегулированным.
Речь идет о том, что до настоящего времени большая часть выпускников аспирантуры ГУ-ВШЭ не проходили даже предзащиту. Более того, нередко предзащита не проводилась и в течение года после окончания аспирантуры. Допустим, через некоторое время бывший аспирант решает возобновить работу над диссертацией. Срок пребывания в бюджетной (бесплатной) аспирантуре закончен. Каким образом можно упорядочить отношения бывшего аспиранта, его научного руководителя (также бывшего) и кафедры? Существующее законодательство позволяет продолжать работу над диссертацией в статусе соискателя. Но соискательство в Вышке было и остается платным (кстати, 1 февраля Ученый совет установил плату за соискательство в рублях, раньше она была в у.е.).
— Для Вышки это способ заработать деньги? На одном из заседаний Ученого совета Лев Любимов сказал об этом примерно так: "Мы что — совсем обеднели?"
— Подобное решение вызвано отнюдь не желанием пополнить университетский бюджет. Платное завершение работы над диссертацией в случае, если ее не удалось представить в срок и сверх того — в течение года, — это своего рода сигнал для аспирантов.
Предоставление бывшему аспиранту бессрочной возможности готовить диссертацию на поверку оказывается "плохим" сигналом и не стимулирует завершать работу над диссертацией в течение обучения в аспирантуре. Возникает ситуация, при которой "стоимость" текущих обязательств (например, на работе, если аспирант работает) оказывается выше "стоимости" обязательств в аспирантуре. Вот человек и откладывает диссертацию "на потом".
Подобные ограничения по времени для аспирантов — это хорошая мотивация не слишком затягивать работу над диссертацией. И мы рассчитываем в результате получить не деньги, а завершенные диссертации.
— Если я правильно понял, на одном из заседаний Ученого совета еще в прошлом году высказывались предложения сделать бесплатной защиту диссертации для всех соискателей вне зависимости от того, когда они обучались в нашей аспирантуре и обучались ли там вообще. Даже ректор об этом говорил.
— Да, об этом шла речь. Члены Ученого совета были единодушны относительно того, что нельзя брать деньги только за то, что человек принес в Вышку готовый текст диссертации. Это справедливо. Более того, если наш аспирант прошел предзащиту за время обучения или в течение года после завершения обучения, защититься он может и позже совершенно бесплатно. Решение, принятое на последнем Ученом совете, касается только тех, кто не закончил работу над диссертацией.
— Лев Любимов привел и другой аргумент против платного соискательства: сроки публикаций в ВАКовских журналах. Может быть, аспирант вынужден ждать, пока опубликуют его статью? Время, отведенное на бесплатную подготовку диссертации, может тем временем закончиться.
— Да, это одна из сложностей. Зная, что издательские лаги велики, особенно если мы говорим о ВАКовских изданиях, аспирантам стоит планировать свою деятельность по подготовке публикаций заранее, до конца обучения в аспирантуре, до выхода на предзащиту.
Выстраивая систему промежуточного контроля работы аспирантов, мы учли и это обстоятельство. Так, среди критериев аттестации аспирантов 2-го года очной формы обучения и 3-го года заочной формы обучения значится требование предоставить публикации в журналы, входящие в список ВАК. Если аспирант вписывается в установленные рамки, значит можно ожидать, что статьи будут опубликованы к предзащите. Это условие аттестации введено весной прошлого года. Как показали результаты последней (осенней) аттестации, у 26 наших аспирантов из 150, к которым относится это требование (т.е. почти у 20%) есть такие публикации или они уже находятся в печати.
— Как вообще обстоят дела с подготовкой аспирантов в Вышке? Год назад развитие аспирантуры было объявлено одним из приоритетов университета. Ректор, помнится, шутил, что на каждой защите нужно вешать плакат с надписью "Дай Бог, не последняя!" Ситуация с тех пор изменилась?
— На мой взгляд, можно говорить об изменении ситуации только в одном случае: когда защит станет значительно больше. Это, что называется, по гамбургскому счету. Да, мы завершили 2007 год с большим количеством защит, чем в предыдущие годы. Могу привести статистику за последние несколько лет: в 2004 году было 7 защит, в 2005 году — 11, в 2006 — 24, в 2007 — 26. Положительная динамика налицо. Однако эти цифры невелики в сравнении с количеством выпускаемых аспирантов. Кроме этого, количество защит в срок можно по пальцам пересчитать.
— Каковы перспективы на 2008 год?
— Есть хорошие новости. К настоящему времени 28 аспирантов уже прошли предзащиту (в прошлом учебном году таковых было менее десяти), да и в настоящее время предзащиты продолжаются. В этом году эти ребята имеют все шансы защититься.
— Напомните, какие меры предпринимались в 2007 году для того, чтобы аспирантура ГУ-ВШЭ работала эффективнее.
— Силы были брошены на то, чтобы создать условия для работы с большим потоком аспирантов на кафедрах, на факультетах и в университете в целом. Напомню, сейчас в аспирантуре Вышки обучается свыше 650 человек.
Мы нацеливали кафедры, научных руководителей, аспирантов на то, чтобы работа с будущими аспирантами начиналась еще до того, как последние появляются на пороге Вышки с пакетом документов. В результате процесс выбора научного руководителя и темы диссертации, ранее растягивавшийся на полгода, а то и на год, удалось сократить, высвободив время для работы над текстом. Сегодня лишь около 30 аспирантам первого года обучения из 240 не назначены научные руководители. Этим, конечно, не стоит хвастаться, но в прошлом году ситуация была гораздо хуже.
Как мне кажется, кафедры больше внимания стали уделять текущей работе с аспирантами. Если раньше во многих случаях о судьбе аспиранта задумывались не раньше третьего года обучения, когда время по большей части потеряно, то теперь о текстах, публикациях и выступлениях на конференциях речь идет уже в первый год пребывания в аспирантуре.
Всю эту работу мы проводим совместно с факультетами, которые постепенно выстраивают свою инфраструктуру по работе с аспирантами. И основной груз забот на факультетском уровне ложится на плечи заместителей деканов по науке. Они вникают в "аспирантские" проблемы, многие заместители деканов ведут работу, что называется, "по головам", знают ситуацию с каждым аспирантом.
Кроме этого, были определены "правила игры" и для аспирантов с таким расчетом, чтобы грамотно распределить нагрузку по работе над диссертацией на весь срок обучения в аспирантуре.
Вообще мы стараемся прийти к тому, чтобы работа над диссертацией не напоминала стихийное бедствие, когда за пару дней надо проделать полугодовой объем работы, а была бы нормальным научным проектом, с предварительным планированием работ и их последовательным выполнением.
Кроме перечисленных мер, внимание уделялось созданию положительных стимулов для аспирантов (в первую очередь наших сотрудников), более активному их участию в научной жизни университета и поощрению научных руководителей, успешно работающих с аспирантами.
— В какой мере аспиранты участвуют в научной жизни Вышки? У них ведь есть возможности получать различные гранты из средств университета.
— У аспирантов, действительно, есть возможность получать индивидуальные гранты (для аспирантов, одновременно являющихся сотрудниками Вышки), travel-гранты, гранты на конкурсе "Учитель — ученик". Но пока они не очень охотно используют эти возможности. Многие аспиранты из тех, с которыми я общаюсь, не верят в свои силы и считают, что не смогут выиграть гранты Научного фонда. Тем не менее, это далеко не так. Есть примеры, когда гранты получали и соискатели, и аспиранты.
— Получают ли научные руководители какие-нибудь надбавки за хорошие результаты работы своих аспирантов?
— Мы предложили устанавливать выплаты тем научным руководителям, у которых аспиранты защищаются в течение срока обучения в аспирантуре. В этом году этот порядок начал действовать, такие научные руководители получают существенную разовую премию.
— Назовите тех героев, которые получили эту премию за защиты в 2007 году.
— Как раз недавно по этому поводу вышел приказ. Премии получили заведующий кафедрой уголовного права Альфред Жалинский, доцент кафедры финансового права Татьяна Трошкина и доцент кафедры международных экономических отношений Юрий Столяров.
— Можете назвать самые "передовые" кафедры?
— Справедливости ради стоит сказать, что те, кого сейчас можно считать передовиками, были таковыми и до того, как руководство ГУ-ВШЭ стало уделять больше внимания эффективности работы аспирантуры. Это кафедра экономического анализа организаций и рынков, кафедра фондового рынка и рынка инвестиций, кафедра государственного управления и экономики общественного сектора (факультет экономики), кафедра экономической социологии (факультет социологии), кафедра предпринимательского права, кафедра уголовного права, кафедра финансового права (факультет права).
Показательна ситуация на кафедре фондового рынка и рынка инвестиций. Преподавателям кафедры знакомы все трудности становления аспирантуры в Вышке, нагрузка на научных руководителей там выше, чем в среднем по университету. Готовить работу на этой кафедре стремятся многие аспиранты, хотя, казалось бы, эти ребята востребованы в бизнесе. Тем не менее, несмотря на все препятствия, опыт совместной работы аспирантов и научных руководителей на этой кафедре успешен, диссертации защищаются.
Кроме этого, в течение последнего года ряд кафедр "подтягивается" к лидерам если не по количеству защит, то по проведенным предзащитам: кафедра политического консалтинга и избирательных технологий, кафедра конституционного и административного права. Пока что не все аспиранты и соискатели, прошедшие предзащиту, могут выйти на защиту из-за того, что в настоящее время большинство диссертационных советов ГУ-ВШЭ находится на перерегистрации в ВАКе. Но работа по перерегистрации советов Вышки подходит к концу.
— Сколько диссоветов теперь будет в Вышке?
— Десять. После перерегистрации существовавших диссоветов и открытия новых в них можно будет защищать диссертации примерно по трем четвертям научных специальностей и специализаций, представленных в Вышке. Новые диссоветы появятся на факультетах прикладной политологии, бизнес-информатики.
В настоящее время уже являются действующими диссертационные советы по экономике (факультеты экономики и менеджмента), по специальности "Экономика и управление народным хозяйством", специализациям "Макроэкономика", "Сфера услуг", "Экономика труда, "Логистика", "Маркетинг", "Управление инновациями и инновационной деятельностью".
Буквально со дня на день ожидаем получение разрешения на деятельность еще двух диссертационных советов по экономическим наукам, а также диссертационных советов по психологическим и социологическим наукам.
— Отразится ли это на эффективности работы аспирантуры?
— Безусловно, это расширяет возможности аспирантов. И мы рассчитываем, что они будут этими возможностями пользоваться. Пока что у нас сложилась парадоксальная ситуация. Юристы, например, у которых нет диссертационных советов по ряду научных специальностей, продолжают готовить аспирантов и представлять работы к защите. А на других факультетах, где есть свои диссоветы, их возможности не используют.
Вообще открытие диссоветов, равно как и другие меры, о которых мы говорили, создают условия для продуктивной работы аспирантов и научных руководителей, но заменить эту работу не могут.
Беседовал Борис Старцев, Новостная служба портала