• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

На семинаре в Институте образования Вышки обсудили проблемы российской аспирантуры

На семинаре в Институте образования Вышки обсудили проблемы российской аспирантуры

© Высшая школа экономики

28 января на традиционном «вторничном» семинаре Института образования ВШЭ обсуждались перспективы российской аспирантуры. Тема особенно актуальна в связи с внесенным в Госдуму законопроектом, согласно которому обязательным результатом обучения должна быть не выпускная квалификационная работа, как сейчас, а полноценная диссертация.

Открывая семинар, научный руководитель Центра психометрики и измерений в образовании ВШЭ Виктор Болотов заявил, что эффективность аспирантуры мало кого устраивает, и реформы, проведенные в последние годы, ситуацию не изменили. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 2012 года сделал аспирантуру третьим уровнем высшего образования, однако количество диссертаций, защищенных ее выпускниками, остается небольшим. Для решения проблемы было предложено снова превратить аспирантуру из образовательного трека в академический. Соответствующий законопроект разработан, но позиция на этот счет нового руководства Министерства науки и высшего образования РФ пока неизвестна.

При этом, по мнению Виктора Болотова, многие трудности связаны не со статусом аспирантуры, а с организацией ее работы. Какие именно проблемы возникают и что нужно сделать для их решения, размышляли участники семинара.

В основе традиционной модели аспирантуры, существовавшей до 2012 года, лежит принцип наставничества, пояснила Сауле Бекова, младший научный сотрудник Центра социологии высшего образования ВШЭ. Модель не предполагала большой учебной нагрузки и была ориентирована на развитие академических навыков. В ныне действующей модели учебная нагрузка возросла, и это обусловлено, например, интернационализацией: если в аспирантуру поступают студенты из разных стран, их нужно доучивать до определенного уровня. Учебные курсы способствуют развитию разных компетенций, которые пригодятся на любом рынке труда.

По мнению Сауле Бековой, внедрение этой модели не было обеспечено необходимыми условиями, в том числе финансовыми. Зачастую в аспирантуре читаются магистерские курсы, а специально для аспирантов ничего не разрабатывается. При этом спрос на качественное образование есть. Академический директор Аспирантской школы по образованию ВШЭ Евгений Терентьев, ссылаясь на данные опросов, сообщил, что немалая доля аспирантов приходит в университет именно для того, чтобы учиться и получать профессию. Далеко не все выбирают академическую карьеру, но на академическом рынке столько ученых и не требуется.

В нынешней модели аспирантуры продолжает действовать принцип наставничества, считает Евгений Терентьев – аспирант и научный руководитель взаимодействуют один на один.

Наши данные говорят о том, что модель распределенного научного руководства не работает

Есть и другое неприятное обстоятельство: 16% научных руководителей, как сообщают опрошенные аспиранты, ничего не делают, а две трети их аспирантов этой ситуацией удовлетворены. 37% аспирантов согласны участвовать в делах научных руководителей, не связанных с подготовкой диссертации, – добровольно принимают на себя роль «рабов».

По мнению Андрея Игнатова, директора Центра подготовки кадров высшей квалификации НИТУ МИСиС, очередная реформа должна устранить разрыв между окончанием аспирантуры и защитой диссертации. Однако, считает директор Института аспирантуры и докторантуры Университета Лобачевского (Нижний Новгород) Борис Бедный, сложности в этой ситуации могут возникнуть у региональных вузов, не имеющих своих диссертационных советов. Очевидно, им придется налаживать контакты с организациями, где советы есть, – организовывать совместные программы, направлять аспирантов на стажировки, встраивать их в работу ведущих университетах.

Впрочем, начальник Управления аспирантуры и докторантуры ВШЭ Елена Кобзарь отметила, что не так уж важно, какой закон будет регулировать работу аспирантуры – образовательный или научный. Основные проблемы лежат за пределами законодательного поля: подготовка аспирантов зависит, прежде всего, от особенностей конкретной организации, от специфики отрасли. И здесь есть множество практик. В частности, за два года реализации пилотного проекта, в рамках которого ведущие университеты получили право присваивать собственные ученые степени, было сформировано широкое поле самых разных моделей, форматов и процедур.

Сегодня в вузах с облегчением воспринимают возможный отказ от федеральных государственных образовательных стандартов в аспирантуре и от государственной аккредитации аспирантских программ. Однако не стоит забывать, констатировала Елена Кобзарь, что на смену стандартам придут федеральные государственные требования, на смену аккредитации – лицензирование. А стимулы у аспирантов останутся прежними. Во всем мире люди идут в аспирантуру, чтобы, прежде всего, усилить свои позиции на рынке труда, повысить свою конкурентоспособность, получить доступ к лучшим рабочим местам и высоким заработкам. Сотрудников с кандидатской степенью высоко ценят любые работодатели.