• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Перечень проектов Школы философии для аспирантуры

С 2020 г. набор в аспирантуру по направлению «Философия, этика и религиоведение» производится с учетом соответствия тематики диссертационных исследований будущих аспирантов приоритетным направлениям Школы философии.Каждый аспирант становится участником конкретного проекта, объединяющего исследователей одного направления и нацеленного на комплексный охват соответствующей проблематики и продуктивное решение актуальных теоретических и практических задач на основе взаимодействия участников. В рамках проекта проводится регулярный научный семинар, являющийся дискуссионной площадкой, на которой должны проходить апробацию промежуточные результаты диссертационных исследований.При подаче документов в аспирантуру по философии абитуриент должен указать в мотивационном письме, в каком именно проекте он хотел бы принять участие и как видит свое место в нем с учетом тематики будущего диссертационного исследования.

Перечень проектов Школы философии для аспирантуры

 

  1. «Россия и Европа: диалог интеллектуальных традиций»
  2. «Логика и формальная философия»
  3. «Фундаментальная социология между политической философией и политической теологией»
  4. «Философия науки»
  5. «Этические исследования»
  6. «Досоветская, советская, постсоветская философия сознания»
  7. «История и философия религии»

 

 

ПРОЕКТ

«Россия и Европа: диалог интеллектуальных традиций»

Главная задача проекта заключается в проведении исследований, направленных на формирование новой модальности российской культуры, открытой к диалогу, показывающей пафос русской философии, литературы и искусства, их универсальное духовное значение для судеб Европы и России.

Отдавая историческое первенство европейской интеллектуальной традиции, мы обычно говорим о влиянии европейской мысли на русскую, но было и обратное влияние, когда русские философы сумели показать неизвестные европейским интеллектуалам ходы мысли и значительно обогатить философию, литературу и искусство. Справедливо утверждать, что культурная Европа училась у культурной России. В этом заключается проблемное поле исследований лаборатории и главный вопрос, который можно сформулировать следующим образом: «Какие идеи, выросшие на европейской интеллектуальной и духовной почве, могли привлечь человека русской культуры, и, наоборот?»

Взаимовлияние и взаимный интерес между русской и западной философией, освоение достижений западной интеллектуальной культуры и творчества Канта, Гегеля, Шеллинга, Гете, Шиллера, Ницше, Виндельбанда, Риккерта русскими мыслителями, приращения смыслов, возникающие в культурном диалоге России и Европы, не завершились с крушением Российской империи. После революции они продолжились творческим общением выдающихся интеллектуалов.

 

Институциональный партнер:

Международная лаборатория исследований русско-европейского интеллектуального диалога НИУ ВШЭ по рук. д.ф.н., проф. В.К. Кантора:https://reid.hse.ru/

Научные руководители:

Кантор Владимир Карлович https://www.hse.ru/org/persons/66436

Русская литература как философия

Мифологизация как философская задача

Философия Серебряного века

Идея Империи в русской и европейской мысли

Феномен русского европеизма

Идеи русских философов эмигрантов

 

Жукова Ольга Анатольевна https://www.hse.ru/org/persons/69712327

Философия русского либерализма

Идеи русских религиозных философов в эпоху постсекуляризма

Философия русской живописи и архитектуры

Эстетические концепции русских мыслителей

Историософские проекты русских мыслителей

 

Люкс Леонид https://www.hse.ru/org/persons/204514339

Историософские проекты евразийцев

Россия и Германия: исторические пути развития

Рецепция русскими философами-эмигрантами итальянского фашизма

Теория тоталитаризма в работах русских мыслителей эмигрантов

История идей русской эмиграции

 

Киселева Марина Сергеевна -https://www.hse.ru/org/persons/7531962

Интеллектуальные портреты русских философов-эмигрантов

История идей в России и Европе XX столетия

Человек в интеллектуальном и духовном пространстве России и Европы

Человек между Царством и Империей

Человек в культуре русского барокко

Интеллектуальный выбор России второй половины XVII-начала XVIII века: от древнерусской книжности  к европейской учености.

 

 

ПРОЕКТ

 «Логика и формальная философия»

Проект ориентирован на распространение формальных методов неклассической логики, теории моделей, теории игр,  семантики возможных миров, ситуационной семантики, теории типов, теории категорий, формальной феноменологии, теории речевых актов и постграйсианской прагматикина область традиционных философских проблем - истины, знания, достоверности, нормативности, рациональности.

Актуальность исследования обусловлена перспективой междисциплинарного синтеза инструментария философской логики, формальной эпистемологии, формальной онтологии, семантики и прагматики в качестве компонентов формальной теории агентности, претендующей на статус унифицирующей теории. Целью проекта является формирование единого концептуального поля формального анализа агентности, разработка комплексных подходов, которые позволят адаптировать друг к другу различные интеракционистские и динамические модели рациональной агентности, порождения групповых и индивидуальных обязательств, пресуппозиций и импликатур, формального представления, верификации и коррекции знания.

Проектом предполагаются исследования в области истории и философии логики, направленные на демаркацию ее дисциплинарных границ, а также выявление источников ее нормативности,  взаимосвязи дескриптивного и нормативного подходов в логическом моделировании рассуждений агентов различного типа. Исследования в области философии математики ориентированы на анализ концептуальных и историко-научных предпосылок процедур доказательства и проверки математических теорем, обоснования и коррекции математического знания.

 

Институциональный партнер:

Международная лаборатория логики, лингвистики и формальной философии (руководитель - Драгалина-Черная Елена Григорьевна):https://llfp.hse.ru/

 

Научные руководители:

1.     Васюков Владимир Леонидовичhttps://www.hse.ru/org/persons/66583  формальная феноменология, философия науки, неклассические логики

2.     Гертс Барт https://www.hse.ru/org/persons/222775031#sci философия языка, теория речевых актов, формальная семантика и прагматика

3.     Дзардини Элиаhttps://www.hse.ru/org/persons/224668067#sci философская логика, аналитическая философия языка, формальная эпистемология, аналитическая метафизика

4.      Драгалина-Черная Елена Григорьевна    https://www.hse.ru/org/persons/66491 формальная философия, философская логика, философия логики, история логики, логическая семантика, аналитическая философия языка

5.     Долгоруков Виталий Владимировичhttps://www.hse.ru/staff/v.dolgorukov формальная философия, аналитическая философия языка, эпистемическая логика, формальная эпистемология, формальная семантика, формальная прагматика, логическая семантика

6.     Макеева Лолита Брониславовнаhttps://www.hse.ru/org/persons/66498 аналитическая философия языка, философия науки, реализм, аналитическая философия

7.     Микиртумов Иван Борисовичhttp://philosophy.spbu.ru/Mikirtumov философская логика, логическая семантика, философия языка, история логики

8.     Пиетаринен Ахти-Вейкко Юханиhttps://www.hse.ru/org/persons/222579167 неклассические логики, философия логики, философия математики, аналитическая философия языка, история логики, история американской философии,  прагматизм

9.      Родин Андрей Вячеславовичhttps://www.hse.ru/org/persons/218712080  http://philomatica.org/ философия математики, теория категорий, гомотопическая теория типов, история и философские основания аксиоматического метода

10. Старикова Ирина Викторовнаhttps://www.hse.ru/org/persons/219432915 философия математики, мысленные эксперименты и визуализация в математике

 

ПРОЕКТ

«Фундаментальная социология между политической философией и политической теологией»

 

Понятийный аппарат и объяснительные схемы социологии связаны с проблематикой модерна. С модерном связан и особый статус социолога как привилегированного наблюдателя-просветителя. Последним большим социологически релевантным замыслом, воплощавшим идеи модерна, была (принятая также и социологами) концепция глобализации, которая, после сравнительно краткого периода «бури и натиска», отступила перед необходимостью признать неустранимое разнообразие культур и образов жизни. Модернизация, прогресс, глобализация – это именно то, что молчаливо предполагается, даже если и не тематизируется, при исследовании понятий порядка, власти, да и многих других. Глобализация лишала любой консерватизм его главной очевидной опоры – нации с ее интегрированной культурой, размещенной в государственных границах и укорененной в спонтанно сложившейся или изобретаемой идеологами традиции. Между тем, в последние годы все сильнее становится движение, которое правильно будет назвать реакционным в точном смысле слова. Это не просто культурная реакция на модерн в любых его формах, но подрыв фундаментальных оснований прогрессистской очевидности. До не столь уж недавнего времени считалась несомненной лишь секуляризация – отступление религии изо всех сфер социальной жизни. Сродство секуляризации и социологии скрывалось тем, что последняя брала начало в политической философии Нового времени, то есть была и остается наследницей уже секулярного, светского способа мыслить политическое и социальное. Однако в наше время, когда за «секулярным веком» приходит эпоха так называемого постсекуляризма, это затрагивает социальные науки более непосредственно и, возможно, оказывается не менее важным, чем кризис концепции глобального модерна. При своем возникновении социология пыталась выступить в качестве альтернативной теологии (наиболее известный и во многом скандальный пример – это позитивистская религия Огюста Конта), политическая теология попыталась при своем возникновении (точнее, при попытке ее восстановления) выступить в роли альтернативной социологии. Именно это и не было понято, и в настоящее время лишь постепенно начинает проясняться. Постсекуляризм, кризис глобализации, антисциентистские настроения, возвращение этатизма, национализма и популизма, интуиция войны, точнее, перманентно возникающих и временно затухающих войн, являются не разрозненными тенденциями. Они связаны между собой и нуждаются в адекватном аппарате социальной науки. Главное, с чем ей предстоит иметь дело, – это распространение новых форм мотивации, новая динамика социального, которая с привычной точки зрения является не более чем кратковременной реакцией на модерн, но может оказаться куда более фундаментальным феноменом.

Одним из надежных ресурсов современной социальной мысли является политическая философия Нового времени. Однако сама она сейчас оказывается под вопросом, представляя собой лишь один из этапов большой идейной эволюции, смысл и необходимость которой также могут быть поставлены под сомнение.

В рамках проекта предполагается соединение историко-философских и историко социологических исследований, направленных на переосмысление современной ситуации в более широком историческом контексте и с привлечением более богатых идейных ресурсов, чем это делалось до сих пор.

 

Партнеры проекта

Центр Фундаментальной социологии НИУ ВШЭ под руководством Филиппова А.Ф. Журнал “Социологическое обозрение”

 

Научные руководители

Филиппов Александр Фридрихович -https://www.hse.ru/staff/afilippov

Ямпольская Анна Владимировна 

Куракин Дмитрий Юрьевич -https://www.hse.ru/staff/kurakin

Баньковская Светлана Петровна -https://www.hse.ru/org/persons/228688

Марей Александр Владимировичhttps://www.hse.ru/staff/marey

Вендланд Аарон Джеймс -https://www.hse.ru/org/persons/200045166#sci

 

 

Исследовательские темы

- государство в международно-правовых порядках: философские проблемы

- конституционализация, глобализация и суверенитет в сравнительной перспективе

- тайна и авторитет: от культур-социологии к политической философии и политической теологии;

- феноменология субъекта, память и рассказ как проблемы фундаментальной социологии

- политическая теология как фундаментальная социология: истоки и перспективы

- теория действия в прошлом и настоящем: от целевой рациональности к фронесису

- эпистемология социального действия

- государство модерна как философская проблема;

- Церковь и государство европейского модерна;

- политическая теология: Средние века и ранний Модерн.

 

 

ПРОЕКТ

«Философия науки»

Проект по философии науки ориентирован на выяснение новых проблемных полей и междисциплинарных связей в современной философии науки: - построение моделей роста научного знания с учетом социокультурного контекста современной науки, динамики ее институциональной структуры, - проблема «безразмерности» информационных потоков и форм коммуникации в противоречивом сочетании с распадом мировой науки на конкурирующие сообщества, находящиеся в зависимости от экономических и технологических возможностей, политических амбиций и ресурсных перспектив; - проблема дефицита методологической рефлексии гуманитарного и социального знания; - проблема критериев научной рациональности в новой социально-культурной среде развития науки; - проблема информационного обмена между наукой и технологией в связи с междициплинарностью глобальных научно-технологических проектов: - проблема автономии и суверенности научных институтов в условиях дефицита инвестиций в научные проекты и научно-техническое образование и подготовку научных кадров; - проблема институциональной организации философии науки. Проектом предусматриваются исследования в области философии науки в междисциплинарном контакте с науковедением, логикой и методологией научного исследования, историей науки и культуры, социологией науки, психологией научного творчества, теорией организации университетской науки и др.

 

Институциональный партнер:

Институт философии РАН

 

Научные руководители:

Порус Владимир Натанович - https://www.hse.ru/org/persons/66484

·        Междисциплинарность научного исследования: взаимосвязь философии и социологии науки

·        «Нарративная методология» в философии истории Х. Уайта

·        «Зоны обмена» П. Галисона как проблема философии науки

·        «Философия сознания» и проблема интерсубъективности в современной эпистемологии

·        Рациональность научной коммуникации в информационной культуре

Пружинин Борис Исаевич - https://www.hse.ru/org/persons/66441

Дроздова Дарья Николаевна -https://www.hse.ru/staff/DariaDrozdova

Парамонов Андрей Альбертович -https://www.hse.ru/org/persons/2879342

Князева Елена Николаевна -https://www.hse.ru/staff/knyazeva

Aaron Wendland – https://www.hse.ru/en/org/persons/200045166

·        Philosophy of Technology'

Крушанов Александр Андреевич -https://iphras.ru/krushanov.htm

·        Нормальная наука как созидательный этап научного познания

·        Наука как коллективный познавательный процесс: эпистемологические проблемы

·        Феномен модного научного направления: природа, влияние на познавательную практику

Антипенко Леонид Григорьевич - https://iphras.ru/antipenko.htm

·        Теоретические и практические задачи по освоению времени (о временном ресурсе в научно-производственной деятельности).

·        Задачи по формированию и освоению диалектической (комплементарной) логики в процессе приобщения к методам квантово-компьютерных вычислений.

·        Проблемы неполноты современной физической картины мира в свете фундаментальной онтологии Мартина Хайдеггера.

Коняев Сергей Николаевич -https://iphras.ru/konyaev.htm

·        Понятие наблюдателя в контексте философии науки: от ученого-универсала до коллективного субъекта.

·        Эволюция понятия материи в физике и философии науки.

·        Метафизические следствия Эвереттовской интерпретации квантовой механики.

 

 

ПРОЕКТ

«Этические исследования»

Проект по этическим исследованиям имеет две ключевые задачи: историко-философскую и прикладную. В первом случае речь идет об исследованиях, посвященных различным этапам и проблемам истории философской этики, переосмыслению ее ключевых понятий, поиску морального содержания в фундаментальных философских системах, сопоставлении «западной» и «восточной» этики, религиозной и «светской», универсалистской и частной. Во втором случае делается акцент на современных этических исследованиях, в которых между Россией и Западом существует серьезный разрыв, поскольку моральная философия в России традиционно замыкается в дисциплинарных границах философской, нормативной и дескриптивной этики, тогда как в большинстве развитых стран мира современные этические исследования давно совершили радикальный поворот в сторону прикладных и профессиональных проблем, не ограничиваясь осмыслением рефлективной и рационализированной стороны самой морали как совокупности моральных норм, оценок, санкций, решений и мотивов. При том, что современная прикладная этика сохраняет здесь во многом свое императивное и ценностное содержание, ее задача состоит в этической рационализации, критике и обосновании тех или иных стратегий, тактик и методов профессионально и предметно определенных практик. Несмотря на наличие очевидного запроса и в России со стороны конкретных профессиональных сообществ на осмысление и выработку этических форм регуляции потенциально конфликтных ситуаций вследствие возникновения моральных коллизий и нравственных дилемм, а также на разработку специальных этических механизмов и процедур оценки мотивов и результатов человеческой деятельности, затрагивающей интересы больших групп людей, этот запрос до сих пор не находит должного ответа в среде профессиональных этиков. С одной стороны, это связано с отсутствием развитой системы взаимодействия между ними и профессиональными сообществами, а с другой стороны, - с фактической не готовностью самих этих сообществ к внедрению в конкретную профессиональную практику фундаментальных этических моделей в силу непонимания ими их практической значимости и недоверия к громоздким теоретическим конструкциям. Необходимость обоснования значимости и путей сближения между ними обуславливает актуальность данного исследовательского проекта.

 

Институциональные партнеры:

Сектор этики института философии РАН

Научный Совет по методологии искусственного интеллекта при Президиуме РАН

Европейское международное общество военной этики

Департамент философии государственного университета Джорджа Мэйсона (США)

Департамент философии государственного университета Огайн (США)

Институт философии государственного университета Рурского университета (Германия)

Департамент философии университета Байройта (Германия)

Институт религии и мира (Австрия)

Оксфордский институт этики, права и вооруженных конфликтов (Великобритания)

Стокгольмский институт этики и вооруженных конфликтов

Центр этический исследований военной академии Сен-Сир (Франция)

RBEN (Ассоциация этики бизнеса и КСО)

 

Научные руководители:

Кашников Борис Николаевич -https://www.hse.ru/org/persons/66556

- Этика войны и мира

- Теория справедливости.

- Философия и этика международного права

- История этики. В особенности современные этические концепции. Включая этику добродетелей, современный утилитаризм и новейшие тенденции в развитии деонтологии.

- Метаэтика. Включая проблемы доказательства в морали, языка моральных суждений. Этический когнитивизм и нонкогнитивизм.

 

Носов Дмитрий Михайлович - https://www.hse.ru/org/persons/66578

- Религиозная этика

- Сентиментализм

- Социальная этика

 

Углева Анастасия Валерьевнаhttps://www.hse.ru/org/persons/66465

 

- История этических учений

- Нейроэтические проблемы когнитивных наук

- Этика искусственного интеллекта

- Нормативность и рациональность в этике

 

Вендланд Аарон Джеймс -https://www.hse.ru/org/persons/200045166#sci

 

 

ПРОЕКТ

«Досоветская, советская, постсоветская философия сознания»

В формировании отечественной мысли немаловажную роль играли размышления и дискуссии о классических философских проблемах: о природе бытия, сознания, существовании человека как существа познающего, созерцающего,  ответственного и т.д. От того или иного решения вопроса о том, что такое наше сознание и как оно связано с нашей жизнью, зависит понимание нашей смертности и бессмертия, свободы воли, соотношения чувствований и понятий, знания и веры, исторической памяти и личного творчества. На всех этапах своего развития отечественная философия задаётся вопросом о природе  личности, ее идентичности и уникальности. Теория сознания интегрировалась также в методологию науки и социальную философию.

Данный проект нацелен не только на историко-философскую ретроспекцию; особое внимание уделяется в нем современным рецепциям отечественной мысли в западной и, особенно американской, философии и славистике.

 

Институциональные партнеры:

Белгородский государственный университет

Научно-учебная лаборатория трансцендентальной философии НИУ ВШЭ под руководством Климовой С.М.

 

Научные руководители:

 

Климова Светлана Мушаиловна -https://www.hse.ru/org/persons/133408590

Возможная тематика исследований

1.         Идея всеединства как антропологический концепт (на примерах идей

русских  религиозных философов)

2.         Проблема единства сознания в русской философии

3.         Вопросы философии и психологии в истории русской дореволюционной мысли, связь с советской философией

4.         Проблема смысла в русской философии.

5.         Персонализм и имперсонализм в религиозном учении Л.Н. Толстого

6.         Мифологическая школа в 50-70-е годы в России

7.         Русская философия о душе и идеале: между классической и неклассической традициями

8.         Советская философия мифа и символа (от А.Ф. Лосева и М.А. Лифшица до М.К. Мамардашвили и С.С. Аверинцева).

 

Гаспарян Диана Эдиковна –https://www.hse.ru/org/persons/66551

Возможная тематика исследований

1.         Обзервационная теория сознания А. Пятигорского в контексте современного энактивизма

2.         Особенности трансцендентальной теории сознания, света, символа у М. Мамардашвили

3.         Статус психофизической проблемы в советской философии сознания

4.         Психофизическая проблема в советской философии сознания в контексте современных дебатов между редукционаистами и антиредукционистами

 

Рябушкина Татьяна Михайловна https://www.hse.ru/org/persons/61504340

Возможная тематика исследований

1.         Проблема оснований сознательного опыта: С.Л. Франк и западноевропейская трансцендентально-феноменологическая традиция.

2.         Соотношение понятий «знание» и «жизнь» в отечественной и западноевропейской трансцендентальной философии (И. Кант, Э. Гуссерль, С.Л. Франк).

 

Майданский Андрей Дмитриевич – д. филос. н., профессор кафедры философии и теологии НИУ БелГУ (Белгород), ИФ РАНhttps://iphras.ru/maidansky.htm

1. Культурно-исторический и трансцендентальный подход в послевоенной советской философии сознания.

2. Диалогические концепции сознания в советский философии: круг М.М. Бахтина и В.С. Библер.

3. Понимание общественной природы сознания в советской философии (К.Р. Мегрелидзе, Э.В. Ильенков, Ф.Т. Михайлов).

4. Советская философия сознания: культурно-исторический и феноменологический подходы и концепции.

5. Спинозистские идеи и тенденции в советском и западноевропейском марксизме

6. Противостояние диалектической и формальной логики в советской философии

7. Проблема формирования сознания и личности в философии Э.В. Ильенкова

8. Марксизм и эстетическое понимание истории в работах Мих. Лифшица

9. Практическая сущность человека: деятельностный подход в послевоенной советской философии

 

 

ПРОЕКТ

«История философии»

Основная задача проекта – работа с философскими текстами на разных иностранных языках, различных культурных традиций. Значительное место в проекте занимает переводческая деятельность, сопровождаемая обширными историко-философскими комментариями.

Институциональный партнер:

ИГИТИ НИУ ВШЭ

Научные руководители:

1.        Алиева Ольга Валерьевна -https://www.hse.ru/org/persons/77284635 (античная и средневековая философия)

2.        Вендланд Аарон Джеймс -https://www.hse.ru/org/persons/200045166#sci (античная философия, пост-кантианская философия, философия М. Хайдеггера, философия искусства)

3.        Веретенников Андрей Анатольевич -https://www.hse.ru/org/persons/188929 (философия сознания, история английской и американской философии)

4.        Вострова Галина Александровна -https://www.hse.ru/org/persons/5051792 (философия культуры)

5.        Глухов Алексей Анатольевич -https://www.hse.ru/org/persons/11250974 (античная философия, политическая и социальная философия, современная западная философия)

6.       Дмитриев Тимофей Александрович -https://www.hse.ru/org/persons/509134 (история философии Нового времени)

7.        Доброхотов Александр Львович -https://www.hse.ru/org/persons/136024 (история западной философии)

8.       Золотухин Всеволод Валерьевич –https://www.hse.ru/org/persons/223571864 (история философии и психологии религии)

9.        Инишев Илья Николаевич -https://www.hse.ru/staff/inishev (история немецкой философии)

10.    Канаева Наталия Алексеевна -https://www.hse.ru/staff/nkanaeva (философия Индии)

11.    Кнорре Борис Кириллович -https://www.hse.ru/org/persons/686418 (история философии религии и культуры)

12.    Куренной Виталий Анатольевич -https://www.hse.ru/org/persons/506669 (современная западная философия, философия культуры)

13.    Лифинцева Татьяна Петровна -https://www.hse.ru/org/persons/66453 (современная западная философия)

14.    Макеева Лолита Брониславовна – https://www.hse.ru/org/persons/66498  (история логических учений)

15.    Марей Александр Владимирович –https://www.hse.ru/staff/marey(история политической мысли Средних веков и раннего Нового времени; история и философия прав человека)

16.    Михайловский Александр Владиславович -https://www.hse.ru/org/persons/188913 (античная философия, средневековая философия, немецкая философия и философия техники)

17.    Павлов Александр Владимирович -https://www.hse.ru/org/persons/3626718 (история политической и социальной философии)

18.    Резвых Петр Владиславович https://www.hse.ru/org/persons/10600650 (немецкая  классическая философия)

19.    Руткевич Алексей Михайлович -https://www.hse.ru/org/persons/66424 (современная западная философия, психоанализ)

20.    Сидорина Татьяна Юрьевна https://www.hse.ru/org/persons/66431 (история западной философии Нового и новейшего времени, философия техники, философия культуры)

21.    Углева Анастасия Валерьевна -https://www.hse.ru/org/persons/66465 (история политической и моральной философии 17-19 вв., история французской философии)

22.    Филиппов Александр Фридрихович https://www.hse.ru/staff/afilippov (история социальной и политической философии)

23.    Чернавин Георгий Игоревич https://www.hse.ru/org/persons/134073134 (феноменология и герменевтика)

 

 

ПРОЕКТ

«История и философия религии»

 

Подраздел «Психология и история религии».

Природа религии, несмотря на громкие заявления философов религии начиная с просветителей,  остается по-прежнему загадкой. Мы хорошо понимаем, как функционирует религия, но так и не знаем, что она собой представляет, что есть её «сущность». А для понимания этой сущности мало что даёт изучение её внешних проявлений (ритуал, культ, институциональная организация и т. д.), социальный смысл тех или иных догм и культов. Между тем эта «сущность» религии не может игнорироваться наукой (в данном случае – философией и психологией религии) со ссылкой на её иррациональность, ибо сама эта иррациональность должна быть понята и объяснена. Там, где останавливается социология, не может ли помочь психология религии? Очевидно, следует в поисках сути религии обратиться к тому, что составляет самое живое и глубинное в ней – к религиозному опыту.

Психология религии тесно связана с историей религии, а схожие паттерны религиозного опыта прослеживаются в самых разных формах религии – от архаических форм до высокоразвитых (например, опыт смерти-воскрешения от шаманизма до культов умирающих и воскресающих божеств Средиземноморья до христианства), причём эти паттерны можно проследить и в новейших (например, неоиндуистских или необуддийских) культах, синкретических постсекулярных религиях и т д.

 

Подраздел «Этические модели в условиях постсекулярных процессов»

Задача заключается в проведении исследований, направленных на анализ этических трансформаций в условиях постсекулярных процессов.

На сегодняшний день, в контексте возвращения религии в общественное пространство и бытования гибридных форм переплетения религиозного и светского, в разных профессиональных, национальных и идеологически-центрированных сообществах, испытывающих воздействие религиозного фактора, формируются свои замкнутые этические системы, отличающиеся друг от друга.  

Трансформации обнаруживаются и в самих религиозных сообществах. Например, мы сегодня обнаруживаем важные сдвиги в военной этике российского православия, переход от своеобразных трактовок оправданной войны, которые еще 20 лет назад были близки к «just war theory», к концепции «священной войны».  В отношении к экологическим проблемам и инвайронментализму также можно обнаружить сформировавшийся этический подход в условиях православной системы ценностей (в рамках российской традиции).      

Также важнейшей оказывается проблема определения этических приоритетов в условиях дигитализации, в формировании которых не в последнюю очередь сказывается религиозный фактор. Этические трансформации в условиях переноса религиозной репрезентации в медийную плоскость, процессов индигенизации, постколониальных политических рефлексий под воздействием религии и подобного характера проблемы заслуживают сегодня отдельного философского анализа.

 

Подраздел «Религия, образование и государственно-конфессиональные отношения»

В условиях смещения идеологических акцентов в ряде постсекулярных обществ начала XXIв. возрастает (декларативно или реально) роль религий, национальных обычаев и традиций. Антиглобалистские опасения, страх потерять идентичность побуждают к возрождению сохранившихся традиций и изобретению, восстановлению того, что не дожило до сегодняшнего дня. В этой ситуации на пороге 2020-х подлинно актуальными оказываются вопросы:

(1)               как должны преподаваться основы религиозных культур детям и подросткам?

(2)               как воспринимают религию и религиозность те, кто причастен к её социальной модерации: религиозные деятели и клирики, чиновники, журналисты, педагоги?

(3)               как ими понимается/переосмысливается светскость?

(4)               что такое религиозно мотивированный экстремизм, и как с ним борются?

(5)               как локальные (этнокультурные и не только) религиозные практики встраиваются в более широкий контекст?

Все эти вопросы играют важную роль в понимании специфики современной социальной действительности в нашей стране и за её пределами, и потому заслуживают пристального анализа с опорой, в том числе, на полевые исследования.  

 

Институциональный партнер:

 

Центр изучения религии РАНХиГС под руководством к.ф.н., доцента Узланера Д.А. http://igsu.ranepa.ru/unit/u1759/u1466/u1565/u1575/ 

 

Научные руководители:

 

Лифинцева Татьяна Петровна –  https://www.hse.ru/org/persons/66453 

Религиозный экзистенциализм

Теория коммуникации

Протестантская теология

 

Кнорре Борис Кириллович – https://www.hse.ru/org/persons/686418

Социология и психология религии

Социальная антропология

Региональное религиоведение

Русская философия, философия русской литературы

Церковно-государственные отношения

 

Золотухин Всеволод Валерьевич –  https://www.hse.ru/org/persons/223571864

Философия религии

Психология религии

Современная религиозность

Церковно-государственные отношения