О программе

Основная цель программы состоит в обеспечении интенсивной подготовки будущих преподавателей-исследователей, мотивированных в дальнейшем делать преподавательскую и научную карьеру. Программа предполагает развитие компетенций, обеспечивающих конкурентоспособность ее выпускников как на национальном, так и на международном рынке труда. Эта конкурентоспособность во многом обеспечивается высокой публикационной активностью (как в российских, так и в зарубежных рецензируемых журналах). Однако низкие показатели ПА отечественных исследователей, как начинающих, так и опытных, во многом связаны с несоблюдением правил и требований, предъявляемых к публикациям, отражающим результаты проведенного исследования, а также зачастую — с отсутствием навыков ведения исследовательской работы на уровне мировых стандартов.

Отсутствие должной подготовки у отечественного исследователя связано с комплексом факторов:

  1. Неумением предложить оригинальное исследование, где была бы заявлена позиция автора и разработано конкретное решение проблемы; 
  2. Неумением выдвинуть аргументы в защиту своей позиции; 
  3. Неумением оспорить аргументы конкурирующих подходов; 
  4. Неумением работать с современной, в том числе, иноязычной литературой, предполагающей нахождение в постоянной полемической дискуссии с исследователями, работающими в сходной области;
  5. Избыточностью дескриптивной работы, «пересказывающей» позиции различных теорий и подходов, и воспринимаемых в западной исследовательской практике как реферативный (студенческий) тип работы.

Предлагаемая образовательная программа призвана устранить эти пробелы и подготовить аспирантов к исследовательской работе качественно нового уровня.

Программа предназначена для выпускников магистратуры и специалитета и рассчитана на подготовку будущих кандидатов философских наук по восьми профилям:

5.7.1 Онтология и теория познания 
5.7.2 История философии
5.7.4 Этика
5.7.5 Логика
5.7.6 Философия науки и техники
5.7.7 Социальная и политическая философия
5.7.8 Философская антропология, философия культуры
5.7.9 Философия религии и религиоведения

Срок обучения по программе аспирантуры устанавливается образовательным стандартом и составляет по очной форме 3 года.

Образовательная компонента программы

Программа рассчитана на 6 семестров. Объем программы составляет 180 зачетных единиц, из которых 126 приходится на подготовку и защиту диссертации на соискание степени кандидата философских наук. Объем указанной программы, реализуемый за один учебный год, составляет 60 зачетных единиц.

Программа включает в себя базовую часть, являющуюся обязательной вне зависимости от выбранного профиля программы, и вариативную часть, формируемую участниками образовательных отношений в соответствии с профилем и с индивидуальным учебным планом.

Исследовательская компонента программы

Исследовательская часть программы складывается из разработки и подготовки к защите текста диссертации, а также участия аспирантов в регулярном аспирантском научном семинаре.

Об общих требованиях, предъявляемых к оформлению диссертационных исследований и подготовке диссертации к защите, см. сайт аспирантуры НИУ ВШЭ

Аспирантский научный семинар

Семинар длится два года обучения в аспирантуре и предполагает различные формы работы:

  • мастер-классы ведущих профессоров факультета, иностранных специалистов, рекрутированных с международного рынка труда, а также приглашенных иностранных профессоров. Цель мастер-класса – продемонстрировать слушателям разнообразие и специфику академической научно-исследовательской работы видных ученых в различных областях философского знания;
  • краткий курс-практикум (3-4 занятия) по работе с зарубежными базами данных в гуманитарных областях знания (под руководством зарубежного специалиста);
  • краткий курс (3-4 занятия) по «Цифровой философии» (Digital Philosophy: Using Technology in the History of Thought – под руководством зарубежного специалиста);
  • мастер-классы редакторов ведущих отечественных научных журналов, а также зарубежных издателей и обсуждение специфики написания научных статей и требований, предъявляемых к соответствующим публикациям;
  • апробация докладов аспирантов, подавших заявку на участие в международных научных конференциях и семинарах (при обязательном участии научного руководителя соответствующего аспиранта в обсуждении доклада);
  • работа с текстами статей, подготовленными аспирантами для публикации в российских научных журналах, а также в зарубежных научных изданиях (при участии научных руководителей аспирантов и рекрутированных с международного рынка специалистов);
  • обсуждение драфтов диссертаций, начиная со второго полугодия второго года обучения (каждый аспирант должен выступить не менее двух раз при обязательном участии научного руководителя).

Обучающиеся по данной образовательной программе аспиранты имеют возможность принять участие в коллективных научно-исследовательских проектах, реализуемых следующими научными подразделениями и НУГами НИУ ВШЭ:


Проектная деятельность

Каждый аспирант становится участником конкретного проекта, объединяющего исследователей одного направления и нацеленного на комплексный охват соответствующей проблематики и продуктивное решение актуальных теоретических и практических задач на основе взаимодействия участников. В рамках проекта проводится регулярный научный семинар, являющийся дискуссионной площадкой, на которой должны проходить апробацию промежуточные результаты диссертационных исследований. При подаче документов в аспирантуру по философии абитуриент должен указать в мотивационном письме, в каком именно проекте он хотел бы принять участие и как видит свое место в нем с учетом тематики будущего диссертационного исследования.

Аспиранты вовлекаются в проектную деятельность университета, которая осуществляется на следующих трех уровнях:

К проектной деятельности также относится:

1) работа в научных подразделениях ВШЭ: институтах, центрах, международных лабораториях, научно-учебных лабораториях, проектных лабораториях; см. также информацию об Институте исследований культуры;

2) участие в работе научно-исследовательских групп Школы философии и культурологии;

3) участие в проектах «Ярмарки проектов»;

4) работа в редакции журнала «Философия. Журнал Высшей школы экономики».


Обеспечение программы

Реализация программы обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими ученую степень доктора наук, кандидата наук и/или Ph.D. и занимающимися научной деятельностью. К реализации дисциплины (модуля) «Иностранный язык» базовой части блока 1 программы аспирантуры допускаются преподаватели иностранного языка, не имеющие ученой степени.

Научный руководитель, назначенный участнику программы Академическим советом Аспирантской школы по философским наукам, должен иметь ученую степень доктора наук или ученую степень кандидата наук, осуществлять самостоятельную научно-исследовательскую деятельность по профилю направления подготовки, иметь публикации по результатам указанной научно-исследовательской деятельности в ведущих отечественных и (или) зарубежных рецензируемых научных журналах и изданиях, а также осуществлять апробацию результатов указанной научно-исследовательской деятельности на национальных и международных конференциях.

Аспирантам, обучающимся в Академической аспирантуре, может быть назначен в качестве соруководителя сотрудник зарубежного университета-партнера.

Научные руководители Аспирантской школы


Образовательная программа