Артур Третьяк – кандидат философских наук!
Академическая аспирантура 2017-2020
1. Поступление и первые шаги
О существовании программы «Академическая аспирантура» я узнал, еще обучаясь в магистратуре Школы философии. Написание кандидатской диссертации виделось мне логичным шагом после магистратуры, поэтому я нацелился на эту возможность. Идея для текста возникла почти сразу после окончания работы над магистерской, в которой я попытался представить свое видение марксизма Антонио Грамши как философии, в центре которой находится проблема политического действия. Все эти события – выпускные испытания в магистратуре и вступительные экзамены в аспирантуру – для меня слились в совершенно единый процесс, поскольку между ними был минимальный временной промежуток и одно плавно вытекало из другого. Академическая аспирантура требовала большей концентрации усилий: нужно было представить качественное резюме, проект диссертации, сертификат IELTS. Возможно, есть исследователи высокого ранга, для которых проект диссертации кристально ясен с самого начала и представляет собой сложную и интересную научную проблему, однако, по моему опыту, большинство поступающих исходит из туманных интуиций и идей, которые постепенно приобретает конкретизацию и четкую логику. В моем случае проект и был такой интуицией, которая несколько раз менялась даже на уровне формулировки темы. Тем не менее, благодаря выступлениям, консультациям и критике обычно удается достичь большей осознанности и понимания в этом вопросе, и каждый начинающий исследователь проходит этот начальный этап без каких-либо серьезных трудностей.
2. Базовая структура
Устройство программы аспирантуры довольно классическое и предлагает стандартный набор курсов для начинающих исследователей: от философии науки до английского языка, техники академического письма и педагогики высшей школы. Главное отличие от студенческой жизни магистра или бакалавра наступает в момент реализации требований к молодому ученому: помимо обычных экзаменов нужно писать качественные тексты в «одобренные» для всего университета журналы и проявлять разнообразную активность: от преподавательской практики до выступления на конференциях и участия в исследовательских проектах. В этом моменте, конечно, требуется достичь внимательности и настойчивости, поскольку никто не будет внешним образом предлагать решение для всех этих задач. Мне удалось поработать в исследовательской лаборатории своего научного руководителя Александра Филиппова, и первая публикация прошла через несколько уровней обсуждений с ним и другими коллегами. В самой Школе философии имеется, пусть и не огромное количество, но достаточно способов для реализации научной активности молодого ученого, однако и академическая мобильность является хорошим решением, которое способно разбавить привычный распорядок родного университета. Оплачиваемая стажировка в рамках академической аспирантуры и является такой прекрасной возможностью. Единственный минус, хотя для кого-то может и вовсе не минус, заключается снова в том, что аспирант в этом процессе предоставлен самому себе, по крайней мере на основе моего ближайшего опыта. С одной стороны, это хорошо, поскольку приучает к самостоятельности и умению заводить контакты в зарубежном сообществе, с другой стороны, можно легко упустить эту программу из виду, поскольку время, когда наиболее оптимально можно организовать стажировку, ограничено.
3. Стажировка
Моя стажировка прошла в университете Милан Бикокка с сентября 2019 до конца января 2020. Подготовка длилась с апреля 2019, организация поездки требует, прежде всего, договоренности с принимающей стороной и получение пригласительного письма. Далее необходимо подать заявку в отдел управления аспирантуры, и после одобрения можно начинать готовить документы для визы. Чтобы стажировка прошла продуктивно, желательно заранее продумать и обговорить с принимающей стороной возможные сферы деятельности. Принимающей профессор – Витторио Морфино, быстро ввел меня в курс дела, познакомил с другими коллегами и помог записаться на курс по Критической теории общества – ежегодное мероприятие, состоящее из цикла мини-курсов разных профессоров, как местных (то есть миланских), так и из других областей мира. Университет я посещал почти каждый день, был предоставлен доступ к новой для меня литературе, которую можно было обсуждать с коллегами по департаменту. Новая литература – это, безусловно, не просто книги, о которые в нашем академическом контексте не обсуждались, но и, можно сказать, традиция философского мышления, какие-то общие темы, проблемы и подходы. Далеко не всегда удается с самого начала уловить этот момент. Приобщение к новому академическому контексту со своей, ранее незнакомой традицией, позитивно сказывается на работе над диссертационным проектом, а посему такие случаи лучше не упускать. Отдельно хочется выделить летнюю (хотя по факту, осеннюю) школу в Падуе, которая пусть и прямо не касалась политической философии и темы моей диссертации, но позволила впервые выступить на иностранном языке перед европейской аудиторией, окунуться в новый академический мир, послушать замечания, вопросы, критику и поучаствовать в других дискуссиях. Подобные мероприятия чрезвычайно полезны, и я думаю, за годы, проведенные в аспирантуре, каждый должен хоть раз, но поучаствовать в подобных научных активностях. Диссертационный проект, наконец, начал обрастать конкретным содержанием и четкой логикой. Сложности были, и немало, одна из основных – это первоначальный языковой барьер, который постепенно начал сниматься только к концу стажировки, когда мое приобщение к итальянскому языку достигло относительно вменяемого уровня. Финал стажировки был хорошим, но с предчувствием грядущих изменений: пандемия коронавируса еще не началась, а знаки в информационном пространстве уже прочитывались. Поэтому тайминг стажировки оказался удачным, после этого начнется эпоха дистанта, в рамках которой поездка в другую страну приобретает дополнительные трудности.
4. Финал аспирантуры
Завершающая фаза аспирантуры была временем очень плотной работы над текстом диссертации. К этому времени желательно несколько раз проговорить основные тезисы текста для разных публик, среди которых, предположительно, будут потенциальные рецензенты. Предзащита и сама защита – два последних рубежа, которые нужно правильно организовать: оставить между ними достаточное пространства для маневра, часто бывает, что первый вариант текста потребует более или менее значительной доработки. В целом, у меня сохранились позитивные впечатления о моей учебе в академической аспирантуре Школы философии. Я не уверен, что мне удалось использовать на максимум все возможности, которые там можно обнаружить, но полноценно погрузиться в работу и пройти все первичные этапы начинающего исследователя в области гуманитарных наук мне удалось. Мой научный руководитель, Александр Фридрихович, во многом помогал мне организовывать аспирантскую жизнь в самом широком смысле, отчего я выражаю ему благодарность. С большим интересом и удовольствием я посещал дополнительные семинары, не входящие в общую аспирантскую программу, например, семинары Алексея Глухова, что помогали решать некоторые исследовательские задачи и погружаться в академический контекст моего профиля. Руководство аспирантуры и Школы философии вовремя реагировали на разнообразные проблемы и оперативно давали комментарии, помогая разрешать возникшие трудности. Витторио Морфино как руководитель моей стажировки помог адаптироваться в Милане и раскрыл для меня новое поле для углубления проблематики текста. И наконец, первоначальные замечания рецензентов раскрыли грубые места в диссертации и помогли найти путь к финальной организации структуры текста. Отсюда уже вытекает прямая тропа к защите. Хотя аспирантура и длится официально 3 года, но для меня, как и для других моих коллег, этот процесс занял 4 года, почти как бакалаврская программа, только в конце защита кандидатской диссертации. Длинный, трудный, но интересный путь. Желаю коллегам дальнейшего успеха в развитии и улучшении этой программы!