Открылась выставка-инсталляция Майи-Софии Жуматиной «Исключение объективного времени»

На открытии выставки, которое прошло 1 марта в Проектном зале Школы философии и культурологии, студентка магистратуры «Философская антропология» Майя-София Жуматина рассказала о представленной инсталляции. После презентации последовала дискуссия, в которой участники мероприятия и автор обсудили философские и художественные аспекты экспонированных арт-объектов.

Майя-София Жуматина, художница, стажер-исследователь НУЛ трансцендентальной философии:

Майя-София Жуматина

Инсталляция «Исключение объективного времени» является результатом эксперимента по использованию «Феноменологии внутреннего сознания времени» Эдмунда Гуссерля в качестве практического руководства по исследованию собственного сознания времени. «Исключение объективного времени» означает устранение времени, которое может быть измерено независимо от нашего сознания, например, механикой хронометра. Созданные арт-объекты и аудиоканалы — это попытка вынесения во внешнее пространство схваченных, проанализированных и творчески интерпретированных внутренних временных структур и процессов.

Феноменология Гуссерля — это производимое от первого лица исследование структур сознания, посредством которых осуществляются такие процессы как восприятие, память и фантазия. В феноменологии сознание полагается как самостоятельная сфера или бытийная область, а исследование направляется на ак­ты соз­на­ния и их смы­сло­вые со­дер­жа­ния. Область исследования ограничивается данными и предданными сознания. Доступ к таким данным обеспечивается благодаря строгому разделению мира сознания и мира не-сознания (предметного мира): разделению на внутреннее и внешнее, субъективное и объективное. Метод гуссерлевского исследования — рефлексия: в самом сознании, в его сущностных структурах, черпаются средства для его же описания. Результаты обычной рефлексии преобразуются в случаи, которые иллюстрируют сущностные всеобщности, иначе говоря, структуры и механизмы работы сознания. Исследование сознания времени, в свою очередь, возможно благодаря темпоральности самого сознания: понятия сознания и времени тесно переплетены. В «Феноменологии внутреннего сознания времени» Гуссерль исследует свои собственные переживания — теперешние восприятия, обращения к воспоминаниям и предчувствия будущего, — предлагая и читателю пройти этот путь.

В моем художественном исследовании внутреннего сознания времени «сценой» или «фоном», на которой разворачивается действие сознания, выступает жилой интерьер: это комната, в которой происходило множество временных актов сознания, которые невольно связывались с конкретными предметами. Таким образом, образы предметов накапливают в памяти материал разнообразного опыта, который Гуссерль и предлагает свести к всеобщим структурам. Объекты инсталляции, напоминающие формы мебели, излагают структуры актов сознания, связанных с комнатой. Арт-объекты не иллюстрируют какие-то конкретные восприятия, а фиксируют структуры и внутренние отношения схваченных временных процессов. Если Гуссерль описывает феномены сознания текстом, я фиксирую результаты своего исследования в материале.

Содержания темпоральных актов сознания, например, содержание воспоминания в памяти, я маркирую в инсталляции при помощи ряда «материалов». Эти материалы природные, «сырые» элементы — сухие и живые растения, руда: они «о чем» актов сознания. Эти элементы я наделяю ролью переменных для любых содержаний и заключаю внутри каркасов-структур. В то время, «как» актов сознания, способ их работы, проявляется в первую очередь в элементах, связанных со звуком — в колокольчиках, бубенчиках, струнах. Звуковые элементы находятся в покое и состоянии сна, но они имеют потенцию произвести звук, быть призванными в наше актуальное «теперь». Каждый объект инсталляции связывается со своим аудиоканалом, воспроизводящим свой ритмический рисунок звона «дзынь», взятого из оркестральных композиций классической музыки. Звуки-точки «дзынь» отсылают к гуссерлевским «теперь-точкам», через которые в сознании движется внутренний временной поток. Они создают временную «систему координат» инсталляции и тем самым вспоминают метод Гуссерля, который через переживание длительности звука исследовал темпоральные аспекты внутреннего сознания времени. Звуковые «дзынь»-рисунки, несмотря на производимые впечатления, ничего не измеряют в действительности, не имеют отношения к объективному времени. Связываясь с объектом инсталляции, они наделяют его своим собственным, внутренним временным ритмом, в то же время настраивая отношение с потенцией объекта стать музыкальным инструментом и зазвучать.

Задача зрителя, встречающегося с инсталляцией — найти в структурах объектов-каркасов знакомые, всеобщие структуры сознания, и оживить их своими содержаниями, заполнив ими места переменных. Иначе говоря — завершить инсталляцию в своем собственном внутреннем сознании времени.

Экспозиция «Исключения объективного времени» в проектном зале обрамлена элементами предшествующей выставки «Мысль. Handmade» — рисунками напольной разметки и графичными окнами.
Выставка открыта для посещения каждый день (кроме воскресения) с 12:00 до 21:00 и будет работать до 15 марта.
Адрес: ул. Ст. Басманная, д. 21/4, стр. 1, проектный зал, ауд. 417
Экскурсии по договоренности: mzhumatina@hse.ru.