Летняя школа «Серые зоны политики»

20–26  августа в Высшей школе экономики прошла первая Летняя школа факультета социальных наук «Серые зоны политики» («Grey zones of politics»). В ней приняли участие студенты и аспиранты из России, Польши, Франции, Германии, Испании.

Летняя школа преследовала цель научить участников писать и редактировать научные статьи, а также исследовать потенциал метафоры «серых зон» для анализа политических и социальных событий, структур, практик.

Экспертами выступили российские и польские политологи: профессор департамента политической науки НИУ «ВШЭ» Михаил Ильин, академический директор Аспирантской школы по политическим наукам «НИУ ВШЭ» Ольга Малинова, профессор факультета политических наук и журналистики Университета Познани Бартош Хордецки, профессор департамента политических систем Университета Лодзи Мацей Поц.

На основе пяти заявленных тем (конкурирующие автономии; проблемы суверенитета в современном мире; неформальные практики; методологические проблемы в политологии; проблемы концептуализации и операционализации эффективности) участники объединились в три группы для непосредственной работы с экспертами, которые являются ведущими учеными в области политологии, а также являются членами редколлегий научных журналов. В течение всего периода проведения школы участники разрабатывали новый концепт «серых зон», который включает в себя гораздо больше исследовательских проблем и лакун, чем кажется на первый взгляд. «Серая зона» в концептуализации эффективности означает неоднозначное использование этого термина разными экспертами. Возможно ли выведение этого концепта из «серой зоны»? Участники утверждают, что возможно.

Итоги школы подводит один из ее организаторов проф. Михаил Ильин:

Михаил Ильин, профессор департамента политической науки факультета социальных наук НИУ ВШЭ

«Замысел проведения Летней школы "Серые зоны политики" заключался в том, чтобы не слишком повторять то, что аспиранты и так делают во время своих занятий, говорит профессор факультета социальных наук Михаил Ильин. – Но при этом заняться тем, что им крайне нужно для успешного роста и академической карьеры. Как нетрудно догадаться, это написание статей. Вот мы и решили тратить время не на привычные (и скучные для многих) занятия, а помочь себе и друг другу в написании статей с помощью веселого занятия – игры. Программа школы состояла в основном в том, что аспиранты имитировали различные аспекты подготовки и публикации (!) статей. Например, участники школы, разбившись на малые группы, брали на себя роли рецензентов и редакторов статей друг друга. Отдельно обсуждались аннотации и отдельные структурные части статей. Имитировался процесс оценки академическим сообществом вклада каждого автора в науку.

Главной задачей было научиться видеть свой текст глазами читателя – от рецензента до коллеги по академическому департаменту или его руководителя. Такой «внешний» взгляд позволил участникам критически оценить свои заготовки и результаты, понять, что можно и нужно изменить в своих статьях для их большей доходчивости и результативности.

Такой нетривиальный подход оказался интересен и для руководителей школы. Мы получили большое удовольствие и немало почерпнули от взаимодействия со своими молодыми коллегами.

Школа продолжится. Нас еще ждут встречи в Лодзи и в Познани. Да и в сети мы предполагаем активно взаимодействовать.

Хотелось бы снова провести подобную школу на будущий год. Правда, боюсь, что она не будет такой же. И не только потому, что в одну воду нельзя войти дважды. Опыт проведения школы подсказал, что и на регулярных занятиях аспирантов в нашей школе следует найти место игре и имитации ролей участников долгого и сложного процесса подготовки и публикации статей. На будущий год в нашей аспирантской школе ее академический директор О.Ю. Малинова, которая, кстати, открывала школу, будет вести курс, посвященный написанию академических статей. Так что следующая школа невольно будет перекликаться с регулярными занятиями аспирантов. Но скучно все равно не будет. Я в этом уверен».