Социологическое турне: обзор секций социологов религии на международных конференциях 2015 г.

Этим летом состоялось несколько международных конференций по социологии. Конференция Европейской социологической ассоциации прошла в Праге, Британской социологической ассоциации – в Великобритании, конференция по социологии монашества – в Австрии и конференция «Социология религии в обществе Позднего Модерна» – в России. О своем опыте участия в них рассказывает аспирантка Ксения Медведева.

Этим летом я решила глубже погрузиться в академическую жизнь социологов и посетила четыре международные конференции: в Австрии, Британии, Чехии и России. В частности, меня интересовала сфера изучения религии, т.к. я пишу диссертацию о современных монастырях, поэтому подробнее остановлюсь на секциях социологов религии. 

Самой крупной была конференция Европейской социологической ассоциации (ЕСА), которая проходила в Праге и насчитывала около 3000 участников. Темой конференции этого года стали социологическое воображение, различия и неравенства во всех проявлениях: гендерные, возрастные, этнические и т.д. Вопросы религиозных различий обсуждали на сессиях, организованных исследовательской сетью социологов религии ЕСА. Таких сессий было 15, в среднем каждую посетило около 15-25 слушателей. На одной из них доцент НИУ ВШЭ Лили ди Пуппо рассказала о понятии «традиционный ислам» в российском контексте, а я представила свой доклад о социальном образе православного монашества в современной России на основе всероссийских репрезентативных опросов. Выступление на конференции помогло мне внести некоторые правки в свою статью на указанную тему, которая недавно была опубликована в «Социологическом журнале»

Конференция «Традиции и будущее» (“Foundationsand Futures”) была менее многочисленной, т.к. она собрала только социологов религии Британской социологической ассоциации (БСА). Я давно хотела на ней побывать: ассоциация социологов религии БСА примечательна тем, что является одной из старейших в Европе. В этом году она отмечает свое сорокалетие. За долгую историю у этой исследовательской группы сложились свои академические традиции, менялась тематика научных исследований, например, произошел сдвиг от проблем сект и культов к теме духовности и неинституциональной религиозности, что отражает изменения, происходящие в британском обществе. Надо отметить, что на конференции было много иностранных участников, в основном из скандинавских стран, Германии и Италии. Три доклада были посвящены религии в российском контексте. Я рассказала о том, как современные православные монастыри репрезентируют себя в публичном пространстве. Марат Штерин (King’s College London) подготовил выступление об особенностях постсоветской религиозности в России, используя понятия «ambient faith» и «бриколаж». Джеймс Ричардсон (King’s College London) представил доклад о том, почему религиозные меньшинства в России вынуждены обращаться за справедливостью в Европейский суд по правам человека и как это обычно заканчивается. На сегодняшний день группа социологов религии БСА является одной из самых многочисленных, наряду с объединением социологов медицины. Подробнее о своей поездке  я рассказала в обзоре, который в конце ноября 2015 г. выйдет в журнале «Мониторинг общественного мнения»

Самой долгожданной для меня была конференция по довольно узкой теме – социологии монашества. Она была организована Грацским университетом и проходила в Австрии. Конференция была посвящена теме «Христианское монашество от востока до запада. Монашеские традиции и современность в Европе». Там мне посчастливилось познакомиться с единомышленниками, которые так же, как и я, изучают социальные аспекты современного монашества в разных религиозных контекстах. Я довольно подробно проанализировала эту конференцию в обзоре «Что социология может сказать о монашестве?», который можно прочитать в журнале «Социологическое обозрение». Конференция подвела итог европейского исследования о современном монашестве, результаты которого были опубликованы издательством Brill в «Ежегодном обозрении по социологии религии». Кстати, теперь эта книга есть в библиотеке Вышки. 

В сентябре 2015 г. я участвовала в единственной в России конференции по социологии религии. Она называется «Социология религии в обществе Позднего Модерна» и ежегодно проходит в Белгороде. Надо сказать, что белгородские встречи во многом обязаны профессору Белгородского государственного университета Сергею Дмитриевичу Лебедеву и ведущему научному сотруднику Института общественных наук Мирко Благоевичу (Белград, Сербия), благодаря энтузиазму которых конференция состоялась уже в пятый раз. В этом году в ней приняли участие отечественные исследователи, в т.ч. из таких далеких городов, как Тюмень, Казань, Пермь, Магадан, Екатеринбург, а также социологи из Беларуси, Сербии, Черногории, которые приезжают в Белгород уже не первый год. Большой честью для нас было участие в конференции Жана Терентьевича Тощенко, который выступил с приветственным словом и докладом о современных исследованиях в сфере социологии религии в России. На конференции я представила доклад об особенностях применения включенного наблюдения и интервью в изучении монашеских сообществ в рамках круглого стола «Методический инструментарий стратегии качественного социологического изучения религиозных полей» (модераторы Е.А. Островская, В.М. Мартинович). В ходе конференции студенты БелГУ вели дневник мероприятий и подготовили очень подробный репортаж.

Для меня большим подспорьем было то, что на участие в британской конференции я выиграла стипендию от Британской социологической ассоциации, которая частично покрыла мои расходы. Еще две поездки, в Грац и Белгород, оказались возможны благодаря поддержке НИУ ВШЭ, за что хотелось бы сказать отдельное спасибо.

Участие в этих конференциях дало мне возможность представить свое исследование современного монашества широкой аудитории. Я получила ценные комментарии, встретила коллег-единомышленников, познакомилась с тематикой исследований отечественных и европейских исследователей, узнала о приоритетных направлениях исследований в сфере социологии религии. Выступления стали визитной карточкой, которая проинформировала обо мне и моей исследовательской теме. Кроме того, для меня было важно почувствовать дисциплинарные границы социологии в исследованиях религии. По моему мнению, это особенно актуально сейчас, когда вводятся новые научные специальности, касающиеся исследований религии.


Ксения Медведева,

аспирантка департамента социологии факультета социальных наук