Конференция «1916, кино и революция»

С 25 по 27 мая в Хьюстонской школе кино и цифровых медиа Ирландского национального университета в Голуэе прошла конференция «1916, кино и революция». Читайте репортаж ее участника, аспиранта программы "Академическая аспирантура" Дениса Салтыкова.

Поводом для проведения мероприятия, как нетрудно догадаться знакомым с историей, стало столетие со времен Пасхального восстания — вооруженного столкновения ирландских республиканцев с войсками королевской Британии. Восстание было жестоко подавлено, выжившие лидеры республиканцев были прилюдно казнены, но событие повлияло на последующее провозглашение независимой Ирландской Республики (кроме шести графств, которые до сих пор входят в состав Великобритании как Северная Ирландия). Конференция в Голуэе была организована для того, чтоб рассмотреть роль кинематографа и других визуальных медиа в революционных событиях. Организаторы решили не ограничиться фокусом на Ирландии и выделили отдельную панель для докладов о репрезентациях революции в других странах.

Конференция проходила в живописном старом городе Голуэй, находящемся на западном побережье острова Ирландия. Здешние улицы, старая архитектура и прогулочные маршруты вдоль реки Корриб и побережья одноименного с городом залива Атлантического океана ежегодно привлекают много туристов. Мой коллега из США упомянул, что его друзья для отдыха предпочитают Голуэй Дублину. Здание Хьюстонской школы расположено прямо на берегу Корриба в десяти минутах ходьбы от центра города, так что участники мероприятия оказались в бесконечно приятном месте.

Специалист по раннему кино, автор книги EarlyIrishCinema, 1895–1921 (2008) Денис Кондон открыл конференцию докладом о связи кино с Пасхальным восстанием. Опираясь на свои исследования в архивах, Кондон представил индустрию Дублинских кинотеатров начала века как чрезвычайно значащую часть повседневности жителей города. Доступные цены на билеты и более высокая (по сравнению с театрами) вместительность залов позволяли дублинцам после восстания собираться в кинотеатрах и не только впадать в эскапизм, но и обсуждать происходящее — на сеансах под музыкальный аккомпанемент демонстрировались фотографии с места событий.

Кондон задал тон: большинство докладчиков построили выступления как презентации исторических исследований и результатов архивной работы. Полезным здесь оказался социологический аспект кино (при том, что слово «социология» открыто не звучало; редким случаем его произнесения была вводная часть моего доклада) как влиятельного медиа с развитой индустрией, взаимодействующей через свою инфраструктуру и связанные с ней практики с представлениями горожан о реальности.

Например, Кэтрин Моррис представила визуальное творчество ирландской писательницы феминистских и республиканских взглядов Элис Миллиган. В возрасте шестнадцати лет Миллиган публиковала рисунки в журнале Weekly Freeman, она изображала Ирландию как скованную девушку, которую следует освободить. Кинотеатрам Дублина периода Ирландского Свободного государства посвятил доклад Донал Фэллон. В 1920–30-е члены Ирландской республиканской армии начинают борьбу против британского культурного империализма. Под удар попадают кинотеатры, пытающиеся показать фильмы о Первой Мировой войне. ИРА как боевое воплощение движения «бойкотируй британское» в стремлении навязать кинотеатрам цензуру не останавливалась и перед закладыванием бомб у входов в кино.

В последний день конференции состоялась панель с докладами участников, посвященными кинорепрезентациям революций в других странах. Четыре образа Французской революции в кино описали Бриджит Бастиа и Ив Лямендур. Майкл Крамер проанализировал трактовку революционной темпоральности в фильме «Коммуна» (реж. Питер Уоткинс, 2000). Габриэла Филиппи посвятила доклад конструированию исторического события в социалистической Румынии. 23 августа 1944 года Красная армия подходила к Бухаресту, а король Михай I арестовал маршала Иона Антонеску и объявил войну Германии. В период социализма это событие репрезентировалось как социалистическая революция, ради чего специально был задействован кинематограф. Мой доклад был посвящен специфическим условиям, в которых фильм «Ангелы революции» (реж. Алексей Федорченко, 2014) воспринимается как исследовательское высказывание о сталинской культурной политике.

По результатам конференции к публикации готовится сборник статей. За возможность участвовать в этом мероприятии я благодарю Фонд академического развития факультета социальных наук, организатора конференции Шона Кроссона, моего преподавателя Карла Бруккмайера и коллег, помогавших подготовить тезисы к выступлению.


Денис Салтыков