Первый год обучения в аспирантуре – полет нормальный!
Учеба в академической аспирантуре Института образования НИУ ВШЭ – шанс заявить о себе в качестве исследователя в области образования не только в России, но и за рубежом. Аспирантам предоставляется возможность работать совместно с ведущими экспертами отечественной и зарубежной науки, что позволяет написать актуальную диссертационную работу. О своей учебе в аспирантуре рассказывает стажер-исследователь Центра исследований современного детства Кристина Любицкая.
Мой академический трек начался с магистратуры Института образования: я проходила обучение на программе «Доказательная образовательная политика». В магистратуре для меня открылся абсолютно новый мир – мир исследований, вопросов, загадок и ответов. На втором курсе я прошла конкурсный отбор в аспирантский резерв, где нас готовили к сдаче международного экзамена по английскому языку – IELTS. Кроме того, мы посещали аспирантские семинары, на которых у нас была возможность заранее посмотреть, что такое аспирантура, как правильно организовывать процесс исследования, и в дополнение ко всему этому платили стипендию.
Параллельно с учебой в аспирантском резерве я готовилась к защите выпускной работы и окончанию магистратуры. В июне я успешно защитилась и начала собирать портфолио и яростно готовиться к вступительным испытаниям в академическую аспирантуру НИУ ВШЭ (IELTS, экзамен по специальности). Самым трудным для меня был экзамен по английскому языку, но благодаря аспирантскому резерву я сдала его на нужное для поступления количество баллов. Экзамен по специальности проходил в интересной форме: абитуриентам была дана статья и несколько часов для ее анализа и написания рецензии.
И вот я – академический аспирант. Уже третий год я работаю в Институте образования НИУ ВШЭ. Сотрудники здесь отзывчивые, готовые поделиться опытом, данными, литературой, с хорошим чувством юмора и всегда поддерживающие в трудную минуту.
Здорово, когда работа над проектами и учеба не мешают друг другу, а дополняют. Работать в коллективе, который состоит из ведущих экспертов в области образования, иметь возможность подойти к ним лично – главное преимущество, которое дает аспирантура Инобра. Мое диссертационное исследование и работа в Центре исследований современного детства под руководством Катерины Николаевны Поливановой посвящены проблематике взаимодействия семьи и школы и альтернативным формам получения образования (семейное образование, заочное обучение).
Ситуация взаимодействия школы с семьей в нашей стране на сегодняшний день характеризуется следующими особенностями. С одной стороны, активность родителей в образовательном пространстве возрастает. При этом существует противоречие между желанием родителей активно включаться в образовательный процесс и непониманием своих возможностей, прав и востребованности своего участия в жизни школы. Родители отмечают уменьшение возможности обсуждения важных тем, обращают внимание на «закрытость» школы. Это при том, что обязательной частью государственной политики сегодня становится развитие информационной «открытости» образования. С другой стороны, существует и такая группа родителей, которые не желают брать на себя ответственность и нагрузку, связанную с образованием собственного ребенка. В итоге мы наблюдаем высокую дифференциацию родителей с точки зрения их вовлеченности в образовательный процесс.
Первая группа – родители, которые отдают своих детей в школу и никак не вовлечены в образовательный процесс своего ребенка. Вторая группа родителей – те, кто отдает своих детей в школу, при этом имеет требования и запросы к школе – вовлечены в школьную жизнь. И третья группа родителей – те, кто забирает своих детей из школы и обучает их дома самостоятельно или прибегая к услугам репетиторов, онлайн-курсов и т.д. Первый этап моего исследования был посвящен изучению третьей группы родителей – тех, кто забирает детей из школы и обучает их в форме семейного образования.
В настоящее время альтернативные формы обучения становятся более востребованными и популярными, набирая в свои ряды все большее число последователей по всему миру. Семейное образование – это один из мировых трендов в сфере современного образования и одновременно актуальный запрос не только российских, но и зарубежных родителей к государственной системе образования. В 1992 году был принят закон об образовании, который легализовал обучение детей в форме семейного образования, что стало примером делегирования государством части полномочий на образование детей родителям. Но родители сталкиваются с барьерами, которые содержат в себе механизмы реализации их прав на обучение детей в форме семейного образования. Поэтому становится необходимым изучить и описать существующие барьеры в механизмах реализации семейного образования.
Уже подходит к концу первый год обучения: мы готовимся к кандидатским экзаменам по английскому языку и философии, выбираем университеты для зарубежной полугодовой стажировки, успели прослушать много лекций, семинаров, выступить на российских и международных конференциях, подготовить черновики статей… – а кажется, что только поступили. В общем, мы ведем активную, интересную академическую жизнь, будучи аспирантами Института образования НИУ ВШЭ.
Комментарий Кристины Любицкой по поводу семейного образования в России можно прочитать в материале информационного агентства «Росбалт».
*****
Предварительная оценка портфолио онлайн для поступающих в магистратуру и аспирантуру Института образования ВШЭ.
Очные магистерские программы для будущих исследователей, аналитиков, разработчиков.
Очно-заочные программы для учителей и директоров школ, специалистов органов управления образованием, руководителей и экспертов-аналитиков высшего образования.
Любицкая Кристина Александровна
Центр исследований современного детства: Стажер-исследователь