• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Исследовательский проект

Исследовательский проект должен иметь внутреннее единство,свидетельствовать о способности автора ориентироваться в избранной профессиональной сфере, самостоятельно вести научный поиск, используя теоретические знания и практические навыки, выбирать актуальную проблему для исследования, формулировать задачи исследования и определять методы их решения, определять наиболее эффективную стратегию исследования и его этапы, проводить анализ первоисточников, анализировать и использовать научную литературу, делать обоснованные выводы, оценивать свой вклад в научную традицию, формулировать ожидаемые результаты исследования и намечать перспективы дальнейших изысканий в данной области знания.

Тема проекта

Тема должна соответствовать направлениям исследований в области международных отношений, зарубежного регионоведения или современной истории. Она должна максимально точно и емко раскрывать предмет исследования и его цель. Поступающий должен быть способен раскрыть тему в рамках предполагаемого объема (следует избегать слишком широких и общих тем).

Структура презентации

Исследовательский проект состоит из: титульного листа (где указывается название проекта и предполагаемый научный руководитель, его ученая степень и звание), основной части и избранного библиографического списка.

В основной части необходимо последовательно

— определить исследовательскую проблему и обосновать ее актуальность и научную значимость;

— обозначить объект и предмет исследования, а также его хронологические рамки;

— обозначить цель и задачи исследования;

— охарактеризовать эмпирическую базу исследования (обзор первоисточников);

— дать теоретико-методологическое обоснование и описать методы исследования;

— провести анализ и оценить степень научной разработанности темы в отечественной и зарубежной науке с перечислением основных авторов и их работ;

— определить стратегию и поэтапный план исследования;

— описать ожидаемые результаты исследования;

Прежде всего необходимо ответить на вопрос, в чем состоит проблема, на которую будет направлено исследование? Исследовательская проблема должна устранить пробел в знаниях или разрешить противоречие между существующим знанием и реальностью. Она должна быть достаточно значительной, чтобы внести свой вклад в существующие исследования.

Обоснование актуальности предполагает ответ на вопрос, чем важна поставленная в диссертации проблема. Оно предполагает освещении её места и значения на современном этапе развития международных отношений, фиксации в общем плане её изученности, необходимости её дальнейшего исследования. Она может быть важна как с глобальной точки зрения, т.е. исследуемый феномен занимает значительное место в современной мировой политике и международных отношениях (напр., проблема сепаратизма), или же с точки зрения региональной (напр. Кашмирский конфликт), или же избранный угол зрения/аспект проблемы позволяет понять ее с новой стороны. Необходимо обратить внимание на то, что слабая изученность проблемы не может быть достаточным обоснованием ее актуальности. Речь в первую очередь идет о том, чем важно изучение проблемы в рамках постановки ключевых вопросов изучения международных отношений, зарубежного регионоведения или современной истории.

Например, тема «Роль евроскептицизма во внутриполитической борьбе в Германии» актуальна, во-первых, из-за роста значения проблемы политической и экономической интеграции в современном мире, во-вторых, из-за сложного положения ЕС на современном этапе, обострения борьбы между сторонниками и противниками европейской интеграции на континенте, в-третьих, из-за значения Германии в ЕС (ФРГ — своеобразный «локомотив» европейской интеграции) и, в-четвертых, из-за серьезных изменений политического ландшафта Германии и расстановки в ней политических сил в последние годы.

Объект исследования (макропроблема).Таким объектом могут статьтакие процессы или явления, которые содержат, несут в себе проблемную ситуацию или порождают проблемную ситуацию и избранные для изучения.

Причем в конкретных исследованиях объект не должен формулироваться безгранично широко.

Предмет исследования (микропроблема) – это определенная целостнаясовокупность наиболее существенных свойств и признаков объекта, которые подвергнуты в диссертации изучению. Это угол зрения на объект, аспект его рассмотрения, дающий представление о том, что конкретно будет изучаться в объекте,как он будет рассматриваться,какие новые отношения,свойства,функции будут выявляться. Объект и предмет исследования соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та часть, которая становится предметом исследования. Именно на предмет и направлено основное внимание автора диссертации. Именно предмет исследования определяет тему диссертации, обозначенную на титульном листе как заглавие.

Примеры:

Предмет: «Роль Германии в трансформации системы европейской безопасности».
Объект: «Трансформация системы европейской безопасности» или «Европейская политика Германии».

Если предмет исследования носит в той или иной мере исторический характер, т.е. развивается во времени и пространстве, тогда необходимо, обозначив объект и предмет, обосновать хронологические рамки исследования,представляя для этого веские аргументы и доказательства.Особенно это необходимо в работах, в заглавии которых фиксируется определенный период времени.

Цель исследования определяет,для чего проводится исследование,чтопланируется получить в результате. Она предстает как наиболее масштабный конкретно-практический результат, на получение которого направлена исследовательская деятельность диссертанта. Таким образом, цель исследования – это обоснованное представление об общих конечных (или промежуточных) результатах научного поиска. Цель формулируется обычно в позитивной форме повествовательного предложения с помощью глагольных форм: выявить, разработать, обосновать, определить, усовершенствовать и т.д.

В  цели закладывается, по существу, общий замысел исследования. Поэтому она формулируется лаконично и предельно точно в смысловом отношении.

Например: «Выявить общие принципы и основные тенденции европейской политики Великобритании после Брэкзита и определить перспективы ее дальнейшей эволюции».

Задачи представляют собой способы достижения цели работы. Это этапы,на каждом из которых производится та или иная исследовательская операция. Постановка задач делается обычно в форме перечисления через глагольные формы: изучить, описать, установить, выяснить и т.д. Задачи исследования должны быть связаны между собой, их порядок должен отражать общую логику исследования. Необходимо как можно более тщательно формулировать исследовательские задачи, поскольку описание их решения и составляет содержание глав и параграфов диссертации. Это важно также и потому, что заголовки глав и параграфов рождаются именно из формулировок задач исследования. При этом следует учитывать, что ни одна из задач не может повторять цель или быть шире цели.

Эмпирическая база исследованияпредставляет собой характеристикупервоисточников, используемых в диссертации. Они должны быть сгруппированы по категориям, например, официальные документы, выступления и заявления политических деятелей, программные документы политических партий и общественных организаций, социально-экономическая статистика, опросы общественного мнения, мемуарная литература, материалы СМИ, блоги и интернет-форумы общественно-политической направленности и пр. Нередко международники включают в этот обзор экспертные обзоры и работы исследователей, однако в подавляющем большинстве случаев они не являются источниками первичной информации, поэтому их упоминание обоснованно только тогда, когда диссертация носит теоретико-методологический или историографический характер или же того, когда они содержат первичную информацию, например, если их автор является непосредственным участником анализируемых событий или использует собранные лично им материалы (напр., интервью с очевидцами).

При характеристике категорий источников необходимо указать, какого рода и какого качества информацию они содержат, какой аспект проблемы они позволяют осветить (решению каких задач исследования они способствуют) и что затрудняет их использование в том или ином случае.

Теоретико-методологическое обоснование и методы исследования.Этот раздел состоит из двух частей. В первой должна быть указана общая методологияисследования,которая задает рамки исследования и представляетсобой систему основных подходов и принципов исследовательской деятельности, напр., принцип историзма, парадигма неореализма и т.д. Во второй должны быть представлены научные методы, которые автор намерен использовать в диссертации. Применение каждого метода должно быть обосновано с выделением той задачи или задач, для решения которых он используется. Необходимо также быть готовым ответить на вопрос, в чем недостатки того или иного метода и чем ограничено его применение при решении той или иной задачи исследования.

Степень изученности вопроса:В этом разделе необходимо представить содержательныйобзор научной разработанности темы в отечественной изарубежной науке с характеристикой основных авторов и их работ. Ни в коем случае нельзя ограничиваться в этой части простым перечислением авторов. Рекомендуется делить этот обзор на две части: в первой дать краткую общую характеристику работ, которые имеют отношение к объекту исследования, во второй — работ, касающихся предмета исследования.В основу обзора обычно кладется хронологический принцип изложения. Особоевнимание должно быть уделено публикациям последних лет, в том числе в зарубежных изданиях, так как в них наиболее полно отражен современный подход к решению той или иной научной проблемы. При упоминании в тексте фамилий (ученых-исследователей, практиков) инициалы, как правило, ставятся перед фамилией (В. И. Ленин, а не Ленин В. И., как это принято при составлении библиографического списка).

В финале обзора следует суммировать, что уже сделано исследователями при исследовании поставленного в диссертации научного вопроса и что осталось неизученным или изученным в недостаточной степени.

Определяя стратегию и поэтапный план исследования, не следует описывать структуру планируемого исследования (развернутый план), а ответить на вопрос, каким образом вы собираетесь решить поставленную исследовательскую проблему, какие исследовательские операции для этого вы считаете необходимым осуществить и в каком порядке.

Ожидаемые результаты исследования — это показатели или признаки, которые существенно изменяются при использовании указанных средств реализации (инструментов) после завершения данного комплекса действий (процедуры). Формулировать ожидаемые результаты рекомендуется максимально кратко и содержательно. Например:

1. Отработка новых методов анализа глобальной роли Евросоюза.

2. Постановка и решение задачи изучения на основании опыта ЕС стадии имплементации уже принятых решений в процессе глобального управления.

3. Отработка возможностей использования организационной теории в исследовании политических аспектов глобализации и региональной интеграции.

или:

1) осмысление этнической региональной автономии под углом зрения концепции институционального равновесия как способ обеспечения баланса в межнациональных отношениях, что задает новую теоретическую рамку для сравнительных исследований практик регулирования межнациональных отношений;

2) это позволит ответить на вопрос, при каких условиях этническая региональная автономия является оптимальным способом решения проблемы соотношения между правом наций на самоопределение и принципом территориальной целостности государств;

3) это позволит ответить на вопрос, при каких условиях этническая региональная автономия эффективно решает задачи предотвращения, регулирования и преодоления конфликтов в сфере национальных отношений; 4) выявление того, какое значение имеет формат и характер взаимодействий между органами публичной власти и этническими группами для эффективности региональной автономии в достижении и поддержании баланса в межнациональных отношениях;

5) оценка того, какое значение имеют различные формы и характер участия этнических групп в формулировании преференциальных политик для формирования общекультурной гражданской идентичности (гармонизации множественных / пересекающихся идентичностей);

6) определение конкретных областей, механизмов и направлений применения зарубежного опыта поддержания баланса в межнациональных отношениях в условиях этнических регионов современной России.

В финале исследовательского проекта дается избранный библиографический список, включающий работы всех упомянутых в разделе «Степень изученности вопроса» авторов.

Библиографические описания работ оформляются в соответствии с ГОСТом. При оформлении библиографического списка указываются все реквизиты книги: фамилия и инициалы автора, название книги, место издания, название издательства и количество страниц. Для статей, опубликованных в периодической печати, следует указывать наименование издания, номер, год, а также занимаемые страницы. В список использованных материалов не рекомендуется включать учебники и учебные пособия, за исключением специально обоснованного в работе выбора.