Казаков Илья представил доклад, посвящённый дискурс-анализу оспариваемых фактов

24 мая состоялся очередной семинар Аспирантской школы по политическим наукам, где аспиранты третьего года презентуют доклады на материале своих диссертационных исследований.

Казаков Илья представил доклад, посвящённый дискурс-анализу оспариваемых фактов

В докладе были затронуты преимущественно теоретико-метододологические проблемы. Рассмотрена концептуализация ключевых понятий, таких как понятия факта и топоса, в существующей научной литературе, и предложена новая концептуализация этих понятий, отвечающая задачам современных дискурсивных исследований. Предложенная теория и методология призвана преодолеть определённые проблемы в дискурсивных исследованиях, связанные с недостаточной теоретической обоснованностью существующих подходов. Факт в диссертации рассматривается как разновидность знака (в пирсовском смысле),а именно — обладающее иллокутивной силой высказывание, репрезентирующее некоторое положение вещей для ума, интерпретирующего эту репрезентацию в качестве достоверной. Политический факт,  сохраняя все сущностные характеристики факта вообще, отличается от прочих фактов тем, что особенности его интерпретации мотивированы идеологически.

Для задач классификации дискурсов и их составных элементов, включая факты, по идеологическому критерию вводится новый междисциплинарный подход к классификации идеологий. Всё разнообразие политических идеологий подразделяется на типы в зависимости от основной политической ценности, свойственной политическому актору, который следует той или иной идеологии.

В качестве дискутанта выступила профессор, доктор философских наук (НИУ ВШЭ — Москва) Ольга Юрьевна Малинова, которая посоветовала улучшить концептуальную рамку исследования, обратив внимание на другие варианты концептуализации политических идеологий, а также приняв во внимание специфическую модель медиа, свойственную США. Научный руководитель исследования Михаил Васильевич Ильин отметил, что исследование необходимо дорабатывать с учётом важности переходов от теоретических моделей к эмпирическим.

В дискуссии также участвовали доцент Анастасия Анатольевна Порецкова и аспиранты Школы. Автору были даны ценные рекомендации, относящихся к улучшению теоретико-методологической части диссертационного исследования, а также к работе с эмпирической базой.