Объединяемся для новых свершений!

Продолжая серию занятий по курсу «Методология диссертационного исследования», Аспирантская школа по социологическим наукам  провела  19 февраля первый совместный семинар, объединяющий аспирантов-социологов Московского и Санкт-Петербургского кампусов НИУ ВШЭ.

Несмотря на традиционные для такого рода мероприятий технические затруднения (занятия проводились с использованием технологии видеоконференций Policom), семинар прошел достаточно продуктивно. На повестке дня стоял ряд серьезных вопросов, касающихся как особенностей организации учебного процесса в Аспирантской школе, так и научной деятельности аспирантов.

Открывая семинар, академический директор Аспирантской школы Виктория Константиновна Антонова поделилась со слушателями информацией о новых «правилах игры», установленных школой и нацеленных на повышение эффективности учебы и научно-исследовательской работы аспирантов. В частности, было подчеркнуто изменение требований Аспирантской школы к количеству научных публикаций в изданиях, рекомендованных ВАК, необходимых для успешного прохождения аттестации по итогам первого года обучения (уже к сентябрю 2015 г.  аспиранты-первокурсники   должны опубликовать одну статью и сдать в печать вторую). Ожидается, что эти публикации окажутся отличным научным заделом и не только послужат основой для первых параграфов текста диссертации, но и займут достойное место в автореферате каждого из  аспирантов, тем самым демонстрируя соблюдение ими требований, предъявляемых к диссертационным работам на соискание ученой степени кандидата социологических наук.

Далее эстафетная палочка перешла в руки преподавателя по курсу – Елене Ростиславовне Ярской-Смирновой, которая энергично приступила к дискуссии о таком жанре научных публикаций как рецензия на научную книгу (чаще всего – монографию) и о проблемах подготовки подобного рода публикаций. Занятие получилось очень информативным. Аспиранты получили представление о специальных профессиональных компетенциях, которыми следует обладать, чтобы написать толковую рецензию. Следует ли в рецензии представлять сбалансированную, обоснованную оценку или достаточно краткого выражения собственного мнения о прочитанном тексте? Как поместить собственную аргументацию автора в более широкий контекст интеллектуальной дискуссии? На какую аудиторию рассчитана рецензия и как специфику читательской аудитории следует учесть при рецензировании?  Отвечая на эти и другие вопросы, аспиранты из обоих кампусов развили необходимые навыки и компетенции, требующиеся для подготовки статей такого рода.

Без сомнения, всё, чему научились слушатели на занятии, станет им хорошим подспорьем в период обучения. Все аспиранты приняли активное участие в семинаре, а Юрий Войнилов и Антон  Казун (московский кампус), уже имеющие опубликованные рецензии,  поделились опытом подготовки своих текстов, ознакомиться с которыми может любой желающий, пройдя по следующим ссылкам:

 

 Юрий Войнилов

http://socofpower.rane.ru/uploads/3(2013)/SV14.pdfhttp://socofpower.rane.ru/uploads/3(2013)/SV14.pdf

Антон Казун

http://www.jourssa.ru/sites/all/files/volumes/2014_4/Kazun_2014_4.pdf

 

Завершился семинар на оптимистичной ноте: Елена Ростиславовна  Ярская-Смирнова выразила надежду, что повышение требований Аспирантской школы по социологическим наукам к аспирантам позволит значимо увеличить число  выпускников, успешно перешагнувших финишную прямую и защитивших кандидатскую диссертацию в установленный срок, то  есть в рамках третьего года обучения. По оценкам профессора, это число вероятно составит около 60% обучающихся сегодня на первом курсе в аспирантуре. Однако хочется верить, что мотивированность аспиранта, помноженная на его активное участие в курсах образовательный программы, предложенной Аспирантской школой, на исследовательский талант и творческие способности, а также на хорошие навыки time-management’a и регулярное, эффективное общение с научным руководителем позволят аспирантам набора 2014 года «разочаровать» преподавателя, поскольку доля в срок защитившихся окажется в 2017 году значительно выше! 

Пресс-релиз подготовила аспирантка первого года обучения Аспирантской школы по социологическим наукам Анастасия Казун