Экскурс в идею метафоры от Юрия Войнилова
В традиции европейского рационализма научное знание исторически противопоставлялось религиозному, наукообразный язык считался боле объективным за его точность, ясность и достоверность. Например, ученые, входившие в Венский кружок позитивизма, утверждали, что любое знание исходит из опыта, который есть сенсорные данные, аккумулирующиеся до абстрактного уровня и превращающиеся в теорию. Требование объективности в описании опыта приводит к использованию протокольных выражений, на основе которых можно строить науку. Однако необходимо вмешательство определенных инстанций, подтверждающих эту протокольность. Метафора же, как инструмент исследования, живет по другим законам.
Метафора берет свое начало в работах Аристотеля, где она выступает как поэтический, художественный прием. Во второй половине XX века Макс Блэк формулирует интеракционистскую теорию метафоры, в рамках которой о прямом выражении (А) мы говорим в терминах метафоры (Б), таким образом, создавая новые сущности на уровне концептов.
В 80-е годы XX века Дж. Лакофф и М. Джонсон издают книгу «Метафоры, которыми мы живем», в где обозначают когнитивную концепцию метафоры: люди не только используют метафоры, люди ими живут. Наше мышление, повседневный опыт и поведение во многом обусловливаются метафорой, она выступает инструментом исследования, «нащупывания» мира (англ. exploration).
Осуществив краткий экскурс в идею метафоры, Юрий перешел, собственно, к тренингу, в практической части которого аудитория разделилась на три группы, каждой из которых было дано задание — придумать метафору, применимую в социологии сна, концептуализировать ее и, возможно, выдвинуть исследовательский вопрос.
Первая группа предложила вариант: «Сновидение как кино», где элементами метафоры выступают жанр (триллер, детектив, нуар, комедия), сюжет, герой (условная «объективная» или «субъективная» камера), время (рапид или ускоренная съемка), монтаж. Исследовательский вопрос предлагает изучить генеалогию дискурса сновидения до и после появления кино в обществе: как изменилось представление о сне с появлением кинематографа – немого, цветного и т.д.?
Второй вариант от следующей группы участников — «Сон как зеркало» — рассматривает сновидение как противоположность предсказуемости и контролируемости реального мира: «Зазеркалье», «кривое зеркало», проекции, отражение реальности, лунатизм, аномия.
И, наконец, третья группа предложила рассмотреть «Сон как болезнь»: со своими симптомами (нарратив — подробные рассказы о своих снах), диагнозом (отсутствие сна — это болезнь или норма?), возбудителями (реальный жизненный опыт), методами лечения (забвение сновидений).
Тренинг помог увидеть, что мы используем метафоры повсюду, в том числе и для постижения собственных действий и происходящих с нами событий. Метафора позволяет видеть в проблеме другой ракурс, невозможный в ее отсутствие. Это делает ее мощным аналитическим инструментом для исследования мира.
В конце занятия было решено, что аспиранты попробуют применить метафоры в написании своих рефератов, рецензий и статей, а возможно… и в рамках ближайшей Зимней школы на отчетных секциях work-in-progress.
Войнилов Юрий Леонидович
Аспирантская школа по социологическим наукам: Аспирант