Алиса Максимова прошла научную стажировку в Королевском колледже Лондона
Алиса стажировалась в исследовательском центре «Работа, взаимодействие и технологии» (Work, Interaction and Technology), сотрудники которого занимаются изучением социального взаимодействия, роли технологий и участия материальных объектов в практиках и координации действий в офисах, центрах управления, операционных, музеях, на аукционах. Сотрудники центра используют методологию видеоанализа и разрабатывают подход, называемый исследованиями рабочих мест (workplace studies), в основе которого лежит этнометодология и конверсационный анализ.
Опыт и знания лондонских исследователей были важны для Алисы с точки зрения работы над ее диссертацией «Порядок социального взаимодействия в научно-техническом музее: возможности микросоциологического подхода». Руководителем ее работы в Королевском колледже был доктор Дирк фом Лен, соавтор нескольких статей, посвященных теме взаимодействия посетителей музеев, и автор книги «Гарольд Гарфинкель. Создание и развитие этнометодологии».
Стажировка включала подготовку диссертации и статей, участие в семинарах исследовательского центра, обсуждение диссертационного исследования с иностранными коллегами. Научная деятельность центра предполагает регулярные встречи в формате дата-сессий (data-sessions): докладчик не занимает ведущей роли, а в общих чертах знакомит участников с исследовательской рамкой, интересующим его вопросом и данными, предлагая для коллективного рассмотрения видеофрагмент продолжительностью 10-30 секунд. Дальнейшая дискуссия строится вокруг выдвижения гипотез и их проверки: видео проигрывается заново для скрупулезного анализа деталей взаимодействия, взаимной ориентации его участников, последовательности движений, высказываний и взглядов. Исследование Алисы Максимовой было представлено на одной из таких встреч центра «Work, Interaction and Technology», вместе с фрагментом видеозаписи, на которой посетители музея взаимодействуют с интерактивным экспонатом. Дискуссия в таком формате позволяет получить комментарии к проекту в целом, но главное – советы по поводу сбора и анализа данных, идеи по поводу того, как описать конкретный социальный порядок, зафиксированный на видео, какие интересные сюжеты можно выделить, какие особенности взаимодействия можно заметить.
Кроме того, поездка дала возможность ознакомиться с ведущими британскими музеями, где давно ведется работа над изучением посетителей (Музей науки, Британский музей, Музей естественной истории), узнать о подходах и практиках, которые распространены не только среди ученых, но и среди специалистов по исследованиям аудитории и оценке музейных проектов. Так, Алиса поговорила сотрудниками лондонского Музея науки о том, как они тестируют новые экспонаты, приглашая посетителей и анализируя данные наблюдения и интервью, а также встретилась с председателем Группы исследований посетителей (Visitor Studies Group – профессиональная сеть специалистов) Кейт МакСуини.
Алиса стажировалась в исследовательском центре «Работа, взаимодействие и технологии» (Work, Interaction and Technology), сотрудники которого занимаются изучением социального взаимодействия, роли технологий и участия материальных объектов в практиках и координации действий в офисах, центрах управления, операционных, музеях, на аукционах. Сотрудники центра используют методологию видеоанализа и разрабатывают подход, называемый исследованиями рабочих мест (workplace studies), в основе которого лежит этнометодология и конверсационный анализ.
Опыт и знания лондонских исследователей были важны для Алисы с точки зрения работы над ее диссертацией «Порядок социального взаимодействия в научно-техническом музее: возможности микросоциологического подхода». Руководителем ее работы в Королевском колледже был доктор Дирк фом Лен, соавтор нескольких статей, посвященных теме взаимодействия посетителей музеев, и автор книги «Гарольд Гарфинкель. Создание и развитие этнометодологии».
Стажировка включала подготовку диссертации и статей, участие в семинарах исследовательского центра, обсуждение диссертационного исследования с иностранными коллегами. Научная деятельность центра предполагает регулярные встречи в формате дата-сессий (data-sessions): докладчик не занимает ведущей роли, а в общих чертах знакомит участников с исследовательской рамкой, интересующим его вопросом и данными, предлагая для коллективного рассмотрения видеофрагмент продолжительностью 10-30 секунд. Дальнейшая дискуссия строится вокруг выдвижения гипотез и их проверки: видео проигрывается заново для скрупулезного анализа деталей взаимодействия, взаимной ориентации его участников, последовательности движений, высказываний и взглядов. Исследование Алисы Максимовой было представлено на одной из таких встреч центра «Work, Interaction and Technology», вместе с фрагментом видеозаписи, на которой посетители музея взаимодействуют с интерактивным экспонатом. Дискуссия в таком формате позволяет получить комментарии к проекту в целом, но главное – советы по поводу сбора и анализа данных, идеи по поводу того, как описать конкретный социальный порядок, зафиксированный на видео, какие интересные сюжеты можно выделить, какие особенности взаимодействия можно заметить.
Кроме того, поездка дала возможность ознакомиться с ведущими британскими музеями, где давно ведется работа над изучением посетителей (Музей науки, Британский музей, Музей естественной истории), узнать о подходах и практиках, которые распространены не только среди ученых, но и среди специалистов по исследованиям аудитории и оценке музейных проектов. Так, Алиса поговорила сотрудниками лондонского Музея науки о том, как они тестируют новые экспонаты, приглашая посетителей и анализируя данные наблюдения и интервью, а также встретилась с председателем Группы исследований посетителей (Visitor Studies Group – профессиональная сеть специалистов) Кейт МакСуини.