О роли метафоры в исследовании

22 января в рамках семинара по курсу  «Методология диссертационного исследования» аспирант 2 года обучения Юрий Войнилов провел мастер-класс «О роли метафоры в исследовании» для первокурсников Аспирантской школы по социологическим наукам.

Юрий рассказал, что в истории социологии метафорам отводились различные роли. Изначальное положение метафор было незавидное. Еще Томас Гоббс в "Левиафане" раскритиковал вынесение суждений с использованием метафор, при этом используя целый набор аргументов, состоящий также в основном из метафор. Тем самым, сложился позитивистский подход к вынесению суждений, когда вещи следует называть своими именами, подкрепляя суждения опытом, а не образами.

Позднее, в 60-ых годах ХХ века, исследователи обратили внимание на то, что человеческое мышление основывается на метафорических приемах, а значит, сами метафоры могут выступать не только инструментом размышления, но и объектом для изучения.

В завершении мастер-класса Юрий предложил попрактиковаться в разработке метафор для практически ориентированного исследования. В качестве объекта была предложена корпорация «Газпром». В результате обсуждения команды аспирантов-первокурсников  предложили две метафоры: «Газпром» как семья (для изучения специфики распределения финансовых потоков  семейного бюджета) и «Газпром» как «Титаник» (для изучения кадровой политики, которой следует избежать, чтобы предотвратить возможные проблемы в виде низкого качества и текучести кадров и как следствие распада корпорации).

Семинар был призван предложить аспирантам применить метафоры в подготовке рефератов по истории и философии науки,  будущих рецензий и статей.

Проведение мастер-классов в ходе изучения аспирантами курса «Методология диссертационного исследования», который преподает профессор Елена Ростиславовна Ярская-Смирнова, становится хорошей традицией Аспирантской школы по социологическим наукам. С прошлого учебного года в их организации участвуют как сами аспиранты, так и приглашенные профессора  и доценты факультета социальных наук и ассоциированных подразделений. метафора