Аспиранты-социологи обсудили специфику методологии диссертационного исследования

12 февраля на занятии по курсу «Методология диссертационного исследования», который читается в  Аспирантской школе по социологическим наукам, состоялось выступление доцента департамента социологии Роман Абрамова, посвященное его исследованиям в русле истории социологии профессий и социологии науки.

Первую часть выступления Роман Абрамов посвятил роли истории науки в исследовательской практике, а также важности изучения различных контекстов, в которых существует любое исследование. Роман Николаевич особо отметил, что перед началом любой работы крайне важно понять, что в интересующей исследователя сфере было сделано в предыдущие годы, и предложил классификацию, состоящую из трех взаимодополняющих контекстов: исторического (история идей, институтов и людей как индивидуальных биографий), эпистемологического (развитие различных концепций, парадигм и идеи в истории науки), а также дискурсивного (репрезентация в широком контексте, процесс появления собственного языка, влияние доминирующего общественного дискурса).

Во второй части выступления Роман Николаевич рассказал о своем исследовании на тему «Элементы профессиональной культуры технических специалистов: советский и постсоветский контексты», посвященном истории и становлению идей изучения занятости и профессий в СССР и России. Применение смешанной методики позволило автору полностью восстановить контекст, в котором развивалась советская социология профессий, а также показать дискуссионный характер развития дисциплины. Основными источниками информации стали библиотечные архивы (в особенности, библиотека ИНИОН), интервью с участниками изучаемых событий (от молодых до старших поколений, в т.ч. одно из последних интервью В.А.Ядова), а также, предыдущие публикации по схожим тематикам. Автор составил каталог советских и российских диссертаций по исследованиям профессий, которым он поделился с аспирантами. Интересно отметить, что в СССР не было социологии профессий в чистом виде. Вместо нее чаще использовались понятия заводской социологии, исследований социальной стратификации (социальной структуры), социологии науки и т.д.

В конце занятия участники обсудили, что любое исследование непременно существует в определенных границах: запрос правительства и государства, идеологическая рамка, мода. В частности, среди современных «модных» социологических направлений были единогласно названы урбанистика и микросоциология. 

В семинаре также приняла участие историк, преподаватель Высшей школы Сёдерторн (Стокгольм, Швеция) Юлия Градскова, которая исследует «освобождение» женщин «культурно отсталых народностей» СССР в контексте гендерной и социальной истории. На этом ярком примере участники рассмотрели, с помощью каких методов и эмпирических данных можно изучать идеологический контекст развития нескольких научных дисциплин, в частности, этнографии, медицины, социальной политики. Обсуждение исследования Юлии Градсковой послужило примером того, что изучение истории науки является одним из ключевых способов познания не только в социологии, но и в смежных областях. Подобные семинары, на которых выступают ведущие российские и международные социологи, а также сами аспиранты, проходят еженедельно по пятницам. К участию в них приглашаются все желающие.