Мастер-класс о стажировках

В заключительный день Зимней Школы – 2 марта - с вдохновляющим докладом о зарубежных стажировках выступили Алиса Максимова и Екатерина Павленко – аспирантки-социологи  третьего года обучения.

Девушки поделились собственным опытом организации и прохождения стажировок в Королевском колледже Лондона и университете Масарика в Брно.

Что может дать молодому исследователю стажировка в другой стране? Безусловно, это шанс расширить кругозор и познакомиться с особенностями зарубежной научной жизни, но ещё важнее – возможность наладить контакты с исследователями, занятыми изучением сходной проблематики. Чтобы не упустить такой трамплин для дальнейшего развития в академической среде, стоит со всей ответственностью отнестись к планированию и организации стажировки. Своими рекомендациями о том, как сделать это максимально эффективно, и рассказали аспирантам первого года Катя и Алиса.

Не ограничивать себя изначально сомнениями о том, что что-то может не получиться – первый важный совет при выборе места стажировки. Возможность выйти на контакт с тем учёным, который давно вдохновляет вас своими работами в интересующей области, есть практически всегда, и ей нужно уметь воспользоваться. Важно помнить, что аффилиации конкретно с факультетом социологии не так значимы, если вы можете обосновать важность прохождения стажировки именно у этого ученого, исследователя для ваших собственных изысканий и успешного написания диссертации.

Следующий этап после того, как выбор сделан, и договорённость с принимающей стороной достигнута, может растянуться на долгие месяцы, потребовав от аспиранта изрядного терпения и внимательности для прохождения всевозможных бюрократических препон. В оформлении документов главное – действовать систематично, следить за дедлайнами и активно контактировать с сотрудниками НИУ ВШЭ, которые могут посодействовать данному процессу.

В планировании стажировки не стоит забывать об обязательствах перед Аспирантской Школой: лучше закрыть, по возможности, все хвосты перед поездкой и садиться в самолёт «с чистой совестью». Для достижения наивысшего уровня полезности, стажировка  должна стать временем максимального погружения в научную среду, и здесь стоит заранее расставить приоритеты при выборе академических активностей. Помимо разнообразных образовательных, коммуникативных возможностей и нового опыта, прохождение стажировки должно принести некий осязаемый результат – драфт или уже опубликованную статью, какой-то иной материал, который станет центральной частью отчётности по прибытии в Москву и войдет разделом в будущую диссертацию. Об этом также стоит помнить при планировании своего времени во время стажировки.

Финансовая сторона вопроса – ещё один ключевой момент, который был обсуждён во время выступления. Академические аспиранты находятся в привилегированном положении, потому как финансовое бремя по оплате основных расходов на себя берёт университет. Но и тем, кто обучается в обычной аспирантуре, не стоит отметать возможность прохождения зарубежной стажировки – выходом могут стать разнообразные грантовые программы, в которых зачастую расходы по поездке осуществляются принимающей стороной. Если задаться целью и держать руку на пульсе, максимально используя собственные контакты, а также своего научного руководителя в международной академической среде, вероятность найти для себя подходящий стажировки повышается в разы. На такой жизнеутверждающей ноте завершилось выступление Екатерины и Алисы об опыте научных стажировок за рубежом.

 организация стажировки (PDF, 545 Кб)