Теория, и еще раз – теория!
Темой семинара была опубликованная проф. Абендом работа «Значение «Теории»» (The Meaning of “Theory”), которая оказалась особенно актуальной для аспирантов школы ввиду того, что охватывает непосредственно вопросы того, что есть «теория» и какой семантически должна быть теория – применительно к теоретической части научных работ и диссертации. С самого начала мероприятия профессор задал семинару прагматический тон: непосредственно начав с вопросов аудитории и поставив во главу угла не авторский монолог, но активную дискуссию с аспирантами по возникающим у них вопросам.
Что такое Теория? Зачем раскладывать её на определения и какое из них и по каким критериям мы должны выбирать? Какова наша логика при «теоретизировании» и чем мы должны руководствоваться? Реакция аудитории на выдвинутые вопросы была неоднозначной: у кого-то это вызвало замешательство, кто-то глубоко задумался, другие же активно задавали вопросы. Несомненно, тема «теории» – в её семантическом разрезе – глубокий теоретический вопрос, имеющий отношение к диссертации каждого аспиранта Школы.
Как мы концептуализируем понятия, как достигаем того или иного смысла в теории – для лучшего понимания ответов на эти вопросы проф. Абенд иллюстрировал свои объяснения примерами более простых порядков: понимание слова «демократия» в Уругвае, Кубе и США, семантически запутывающая речь Шалтая-Болтая из «Алисы в Зазеркалье» Л. Кэррола. Гость из Нью-Йоркского университета активно вовлекал в дискуссию практически всю присутствующую аудиторию, поднимая в ракурсе «теории» у каждого тему его собственного исследования, и умело разворачивал вопросы так, чтобы из дискуссии сам вопрошающий мог ответить на свой же вопрос.
В заключение семинара проф. Абенд рассказал о своём опыте написания статей в рецензируемые журналы и обсудил с присутствующими аспирантами интересовавшие их вопросы практического характера, с которыми он знаком по собственному опыту: особенности программ PhD в США и Европе, их учебную и материально-финансовую специфику.