Теория, и еще раз – теория!

Практически уже летним днём, 31 мая, в рамках Летней школы для аспирантов-социологов состоялся семинар с приглашённым профессором Нью-Йоркского университета Габриэлем Абендом.


 

Темой семинара была опубликованная проф. Абендом работа «Значение «Теории»» (The Meaning of “Theory”), которая оказалась особенно актуальной для аспирантов школы ввиду того, что охватывает непосредственно вопросы того, что есть «теория» и какой семантически должна быть теория – применительно к теоретической части научных работ и диссертации. С самого начала мероприятия профессор задал семинару прагматический тон: непосредственно начав с вопросов аудитории и поставив во главу угла не авторский монолог, но активную дискуссию с аспирантами по возникающим у них вопросам.

 

Что такое Теория? Зачем раскладывать её на определения и какое из них и по каким критериям мы должны выбирать? Какова наша логика при «теоретизировании» и чем мы должны руководствоваться? Реакция аудитории на выдвинутые вопросы была неоднозначной: у кого-то это вызвало замешательство, кто-то глубоко задумался, другие же активно задавали вопросы. Несомненно, тема «теории» – в её семантическом разрезе – глубокий теоретический вопрос, имеющий отношение к диссертации каждого аспиранта Школы.

 

Как мы концептуализируем понятия, как достигаем того или иного смысла в теории – для лучшего понимания ответов на эти вопросы проф. Абенд иллюстрировал свои объяснения примерами более простых порядков: понимание слова «демократия» в Уругвае, Кубе и США, семантически запутывающая речь Шалтая-Болтая из «Алисы в Зазеркалье» Л. Кэррола. Гость из Нью-Йоркского университета активно вовлекал в дискуссию практически всю присутствующую аудиторию, поднимая в ракурсе «теории» у каждого тему его собственного исследования, и умело разворачивал вопросы так, чтобы из дискуссии сам вопрошающий мог ответить на свой же вопрос.

 

В заключение семинара проф. Абенд рассказал о своём опыте написания статей в рецензируемые журналы и обсудил с присутствующими аспирантами интересовавшие их вопросы практического характера, с которыми он знаком по собственному опыту: особенности программ PhD в США и Европе, их учебную и материально-финансовую специфику.