Стажировка в Университете Помпеу Фабра (Барселона, Испания)

Аспирантка третьего года обучения Александра Липасова рассказывает о стажировке в испанском Университете Помпеу Фабра (Universitat Pompeu Fabra (UPF), Barcelona) в рамках программы Erasmus+

Стажировка в Университете Помпеу Фабра (Барселона, Испания)

В испанском Университете Помпеу Фабра (Universitat Pompeu Fabra (UPF), Barcelona) я провела пять месяцев (с октября 2016 по март 2017) в рамках программы Erasmus+. Для участия в конкурсе прежде всего было необходимо заручиться поддержкой Управления аспирантуры и докторантуры ВШЭ и найти себе тьютора в UPF, рассказать ему/ей о своей научной работе и убедить поддержать мою кандидатуру. Мне удалось выиграть конкурс. Моим тьютором стала Мария-Хосе Гонзалез, профессор UPF, чьими основными научными интересами являются гендерные исследования, социология семьи и неравенство на рынке труда.

Из всех университетов Барселоны UPF считается самым «открытым» и «международным». Если в бакалавриате обучение в основном ведется на испанском языке, то язык программ магистратуры и докторантуры – английский. Мой статус «аспиранта по обмену» не предполагал посещения учебных курсов, но я могла выбрать занятия из магистерских программ, чем я с удовольствием и воспользовалась. Во втором семестре 2017 года я была “audience student” на трех курсах – «Социальная психология», «Методология качественных исследований» и «Гендер, Семья и Общество», который вела моя тьютор. Занятия в магистратуре UPF сочетают в себе лекционную часть (сопровождающуюся активным общением лектора с аудиторией) и презентации студентов на заданную тему. В презентациях студентам дается практически полная свобода: желательно выходить за рамки тем обязательной программы, задействовать аудио- и  видео-ресурсы, провоцироватьслушателей на жаркие споры (чего легко достичь в «мультинациональной» аудитории). Самым большим недостатком в работе студентов считается отсутствие критического мышления («not being critical enough»), студентов призывают анализировать прочитанное и не воспринимать авторитетное имя автора как гарантию его/ее объективности и правоты.

Помимо занятий с магистрантами я регулярно посещала DemoSoc Seminar -  семинар профессоров и аспирантов, занимающихся социологией и демографией. На одном из этих семинаров я выступила с результатами своего диссертационного исследования, посвященного современному россисйкому отцовству. Участники дискуссии, среди которых был сам Госта Эспинг-Андерсен, с интересом отнеслись к моей теме, задали много содержательных, полезных вопросов.

Во время стажировки я  серьезно продвинулась в написании диссертации: закончила анализ качественной части эмпирического исследования – глубинных интервью; завершила параграф, касающийся одного из источников используемых мной количественных данных - World Value Survey; закончила главу, посвященную методологии моего диссертационного исследования; и написала две статьи, одна из которых уже опубликована.

Также я познакомилась со многими интересными людьми и провела московскую зиму в прекрасном солнечном городе у моря. Этим летом я собираюсь принять участие в Летней школе UPF по методологии проведения исследований.